Программа «Основы изобразительного искусства»

Дети – настоящие фантазеры и прирожденные художники, они видят мир во всей его красочности и своеобразии. Они любят играть, выдумывать, создавать героев и образы. Рисунок для ребенка является продолжением игры, но именно в рисунке ребенок часто оставляет свой эмоциональный окрас действительности.

 

Дети младшего школьного возраста возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства. Всем известно, что занятия по рисованию способствуют всестороннему развитию личности. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские педагоги и психологи. Рисование способствует развитию зрения, координации движения, речи и мышления.

 

Рисование для ребёнка – радостный, вдохновенный труд, к которому не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать.

 

В процессе реализации общеразвивающей программы «Основы изобразительного искусства» дети получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективах, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

 

Данная программа обеспечивает освоение базового уровня художественного творчества и рассчитана на тех детей, которые не ставят перед собой цель стать профессиональными художниками.

 

В то же время при выявлении особой природной одаренности у ребенка и желания изучать изобразительное искусство на более углубленном уровне перевод с дополнительной общеразвивающей программы на программу ранней профессиональной ориентации по изобразительному искусству.

Педагоги

Сапрыгина Оксана Александровна – преподаватель высшей квалификационной категории, создатель и руководитель студии изобразительного творчества «Веселый карандаш». Имеет высшее профессиональное образование и педагогический стаж работы 20 лет.

 

За личный вклад в эстетическое воспитание подрастающего поколения Оксана Александровна награждена дипломами международных конкурсов «Чудесная страна», «Открытие», «Планета диких животных», Всероссийских фестивалей детского творчества «Золотая рыбка», «В краю родном», «Мир моими глазами».

 

Щеголева Евгения Анатольевна – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, создатель и руководитель студии изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Калейдоскоп». Стаж ее работы составляет 9 лет. Образование высшее профессиональное.

 

Десять учащихся студии «Калейдоскоп» включены в Книгу Почета «Золотой фонд города Новосибирска».

 

Евгения Анатольевна – обладатель двух Золотых сертификатов соответствия от Системы информационных технологий «ССМИТ» (город Москва), отмечена Благодарственными письмами международных конкурсов «Волшебный космос», «Летняя фантазия», «Новогодняя лесная сказка», Всероссийских конкурсов «Открытый мир», «Лето, ах лето!», «Отдыхаем и творим!», «Мир моими глазами».

 

Педагоги блестяще владеют современными техниками изобразительного искусства. Воспитанники являются лауреатами и призерами многочисленных конкурсов и фестивалей международного и всероссийского уровней:

  • Международного конкурса творческих работ «Животные шести континентов».
  • Международного конкурса творческих работ «Осенние мотивы».
  • Международного конкурса творческих работ «В объятиях зимы».
  • Всероссийского детско-юношеского конкурса рисунка и прикладного творчества «Осень 2017-го».
  • Всероссийского творческого конкурса «Космические дали».
  • Всероссийского творческого конкурса «Пасхальные традиции».
  • Всероссийского детско-юношеского конкурса рисунка и прикладного творчества «Ура, мы в космосе!».
  • Всероссийского детско-юношеского конкурса рисунка и прикладного творчества «В Урале Русь отражена».
  • Всероссийского творческого конкурса «Очарование осени»; Всероссийского детско-юношеского конкурса рисунка и прикладного творчества «Моя Родина-2017».

Содержание программы

Образовательная программа «Основы изобразительного искусства» направлена на формирование у обучающихся общих художественных историко-теоретических знаний и начальных, базовых умений и навыков изобразительной деятельности.

 

Срок обучения по программе «Основы изобразительного искусства» базового уровня составляет 4 года. На пятый год обучения можно продолжить обучение на повышенном уровне освоения, по программе ранней профессиональной ориентации по основам изобразительного искусства (см. пункт «Особые условия»).

 

Данная программа включает в себя освоение комплекса учебных предметов по изобразительному творчеству:

  • учебные предметы художественной подготовки (основы декоративно-прикладного искусства, основы живописи, основы композиции, основы рисунка);
  • учебные предметы историко-теоретической подготовки (беседы об искусстве);
  • учебные предметы по выбору (скульптура или дизайн).

 

Учебный план первого года обучения 7 часов в неделю, из них по предметам:

  • Основы декоративно-прикладного искусства – 1 час в неделю.
  • Основы живописи – 2 часа в неделю.
  • Основы композиции - 1 час в неделю.
  • Основы рисунка – 2 часа в неделю.
  • Скульптура (по выбору) – 1 час в неделю. 

Второй год обучения 8 часов в неделю, из них по предметам:

  • Беседы об искусстве −1 час неделю.
  • Основы декоративно-прикладного искусства – 1 час в неделю.
  • Основы живописи – 2 часа в неделю.
  • Основы композиции - 1 час в неделю.
  • Основы рисунка – 2 часа в неделю.
  • Скульптура (по выбору) – 1 час в неделю. 

Третий год обучения 8 часов в неделю, из них по предметам:

  • Беседы об искусстве – 1 час в неделю.
  • Основы декоративно-прикладного искусства – 1 час в неделю.
  • Основы живописи – 2 часа в неделю.
  • Основы композиции - 1 час в неделю.
  • Основы рисунка – 2 часа в неделю.
  • Скульптура (по выбору) – 1 час в неделю. 

Четвертый год обучения 8 часов в неделю, из них по предметам:

  • Беседы об искусстве – 1 час в неделю.
  • Основы декоративно-прикладного искусства – 1 час в неделю.
  • Основы живописи – 2 часа в неделю.
  • Основы композиции - 1 час в неделю.
  • Основы рисунка – 2 часа в неделю.
  • Скульптура (по выбору) – 1 час в неделю.

Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане дополнительно необходимо предусмотреть 56 часов преподавательской работы в год для проведения занятий по пленэру по группам. Часы, отведенные на пленэр, могут использоваться для проведения учебных занятий в различные периоды учебного года (в том числе, в июне месяце).

Цели программы

Реализация программы «Основы изобразительного искусства» способствует творческому, коммуникативному и личностному развитию ребенка, формированию эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями и произведениями искусства.

 

Цель программы – развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно-творческих способностей, личностных и духовных качеств.

 

Задачи программы: 

Образовательные:

  • познакомить с историей и основами изобразительного искусства;
  • помочь в овладении теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области художественного творчества;
  • освоить практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

Воспитательные:

  • формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
  • воспитать эстетический вкус;
  • сформировать у детей нравственное отношение к окружающему миру.

Развивающие:

  • развивать познавательные процессы: внимание, воображение, память, образное и логическое мышление;
  • развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
  • развивать самостоятельность мышления.

 

Методы и приёмы, используемые на занятиях:

  • эмоциональный настрой – прослушивание музыкальных произведений, сказок;
  • словесные методы и приёмы – рассказы, беседы, художественное слово;
  • наглядные методы и приёмы – наблюдение, рассматривание иллюстраций, картин, показ способов выполнения работы.

 

Нетрадиционные техники рисования, используемые в работе с детьми:

  • рисование пальчиками;
  • рисование ладошкой;
  • оттиск поролоном или мятым листом;
  • тычок жесткой полусухой кистью.

Результат программы

Главным результатом реализации данной программы является развитие у обучающегося стойкого интереса к самостоятельной творческой деятельности в области изобразительного искусства.

 

Предметные результаты представлены в виде комплекса приобретенных знаний, умений, навыков  в области художественно-творческой подготовки:

  • знаний основ цветоведения;
  • знаний основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности – децентричности, статики-динамики, симметрии – ассиметрии;
  • умений изображать с натуры и по памяти предметы или объекты окружающего мира;
  • умений работать с различными материалами;
  • навыков организации плоскости листа, композиционного решения изображения;
  • навыков передачи формы, характера предмета;
  • навыков подготовки работ к экспозиции.

 

В области историко-теоретической подготовки:

  • первичных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства;
  • первичных знаний основных эстетических и стилевых направлений в области изобразительного искусства, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области изобразительного искусства, великих мастеров изобразительного искусства;
  • знаний основных средств выразительности изобразительного искусства;
  • знаний наиболее употребляемой терминологии изобразительного искусства.

 

Метапредметные результаты

  • развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности, художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных способностей.

 

Личностные результаты

  • освоение в свободной форме ведущей деятельности данного возраста – учебно-познавательной способствует развитию эмоционально-волевой и коммуникативной сферы ребенка. 

У обучающихся постепенно развиваются такие качества, как выдержка, уверенность, настойчивость, самостоятельность. Формирование интереса к самостоятельному поиску и анализу информации, информационно-коммуникативных навыков.

 

Итогом обучения по программе является создание каждым воспитанником своего оригинального творческого продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его желание трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.

Особые условия проведения

Прием на пятый год обучения осуществляется с учетом подготовленности обучающихся, проявивших способности и склонности к продолжению профессионального обучения. 

Реализуется дополнительная программа «Ранняя профессиональная ориентация: изобразительное искусство» сроком на 1 год. 

 

Предметы:

  • Рисунок – 3 часа в неделю.
  • Живопись – 3 часа в неделю.
  • Композиция – 1 час в неделю.

Материально-техническая база

Программа «Основы изобразительного искусства» обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем учебным предметам.

 

Внеаудиторная (самостоятельная) работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

 

Реализация данной программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

 

Библиотечный фонд укомплектовывается печатными или электронными изданиями, основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой по всем учебным предметам. Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

 

Материально-технические условия образовательного учреждения должны обеспечивать возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных данной ДОП.

 

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Должны соблюдаться своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений.

 

Для реализации ДОП минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

  • библиотеку;
  • натурфонд;
  • учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со специальным оборудованием.

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию и быть оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий должны иметь площадь не менее 6 кв. м.

 

В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.

Видео