Программа «Плетение из бисера» стартовый уровень

      Актуальность программы обусловлена тем, что она направлена на создание условий для творческой самореализации личности ребенка, развитие мотивации к творчеству и познанию через занятия бисероплетением.

      Вместе с тем, актуальность программы обусловлена также тем, что занятие бисером – это тренировка для пальцев рук. Моторика пальцев рук развивает мозг, улучшает произношение, каллиграфию при письме, развивает внимание, стимулирует фантазию, помогает проявить творческие способности, а также учит уверенно управлять своим телом. Занятия с проволокой, леской укрепляют мышцы рук, помогают сосредоточиться во время занятия.

      В процессе обучения у обучающихся развиваются не только интеллектуальные и творческие способности, но и воспитываются замечательные качества личности: трудолюбие и терпение, т.к. занятия бисерным рукоделием требуют очень многих усилий от обучающихся. Занимаясь с мелкими предметами (бисером, бусинами и т.п.), обучающиеся развивают мелкую моторику, а это напрямую влияет на развитие интеллекта, улучшение памяти, внимания.

      Занятие бисером не требует от обучающихся каких-либо особых предварительных знаний и умений, дорогостоящих материалов и оборудования. Процесс обучения по отдельным темам не длительный и результаты обучения видны быстро. Программа «Плетение из бисера» привлекательна для детей и их родителей тем, что обучающиеся получают возможность самостоятельно изготавливать для себя, своих друзей и родных подарки – украшения, сувениры, декоративные изделия для украшения дома, которые полезны и радуют близких людей.

      Отличительные особенности программы, новизна

      Программа «Плетение из бисера» (стартовый уровень) составлена на основе собственного опыта преподавания в области «Декоративно-прикладное искусство», а также были проанализированы материалы дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ:

·   «Волшебный бисер» Ю.Г.Мезенцевой

·   «Бисероплетение» Бальзановой Т.Л.

·   Программа по бисероплетению Юношевой Т.А.

      Данная программа «Плетение из бисера» отличается от базовых источников, положенных в ее основу, следующими особенностями:

1.Организация педагогической деятельности на основе принципа индивидуально-дифференцированного подхода. Каждый ребёнок уникальное явление в окружающем мире, неповторимая личность. Необходимо выявить возможности ребёнка, развить его собственную активность, помочь раскрыться его способностям, помочь самоутвердиться, выработать высокую и адекватную самооценку. У всех обучающихся по-разному идёт процесс понимания, усвоения знаний и выработки умения бисероплетения на занятиях. Они проявляют различную степень активности и уверенности в себе, работают все с различной скоростью, аккуратностью, усидчивостью. Всё это зависит от возраста, пола, характера, темперамента и многого другого. Задача: выявить отличительные характерные черты каждого обучающегося путём систематического наблюдения за их работой, настроением, общением друг с другом, и учитывать их.

2. Ещё одной отличительной особенностью программы можно считать  то, что на каждом занятии уделяется время здоровьесберегающим приемам: проводятся физкультминутки, гимнастика для рук, гимнастика для глаз. Эффект расслабления нервной системы (психологическая релаксация) при больших нагрузках и усталости достигается с использованием аудиовизуальных каналов восприятия (слушание записи звуков живой природы).

      Новизна данной программы заключается в том, что на занятиях используются элементы проектной деятельности. Такой метод обучения весьма эффективен. По завершению выполненной работы над проектом проходит защита и обсуждение проекта, устраивается мини-выставка. Это позволяет обучающимся объективно оценить результаты своей деятельности и получить стимул для реализации новых идей.

Педагоги

Сукова Нина Алексеевна, педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории. Образование: высшее (НГПУ). Стаж педагогической работы по должности: 25 лет.

Расписание

Группа №11:

Вторник 9.30-10.15, 10.30-11.15

Четверг 9.30-10.15, 10.30-11.15

Содержание программы

1.Вводное занятие. История развития бисероплетения. Инструменты и материалы. ТБ (2 часа).

2. Плетение браслетов (58 часов).

3. Нанизывание (26 часов).

4. Фигурки на проволоке (проект) (40 часов).

5. Объемные игрушки (10 часов).

Промежуточная аттестация.

6. Повторение (2 часа).

7. Итоговое занятие (2 часа).

Итого: 140 часов

Цели программы

Цель программы: создание условий для расширения знаний и приобретения практических навыков в области бисероплетения и развитие творческих способностей обучающихся.

 

Задачи:

Личностные:

1.    Развивать чувство прекрасного и эстетический вкус на основе знакомства с народным творчеством.

2.    Формировать потребность к занятию бисероплетением и навыки коллективного взаимодействия через вовлечение в общее творческое дело.

 

Метапредметные:

1.    Развивать мотивации к бисероплетению.

2.    Развивать потребности в саморазвитии, самостоятельности, активности, аккуратности.

3.    Формировать ключевые компетентности: овладеть технологическими приёмами  плетения из бисера.

4.    Развивать  мелкую моторику.

 

Предметные:

1.    Познакомить с историей развития плетения из бисера.

2.    Обучить основным приемам плетения из бисера.

3.    Обучить знанию условных обозначений и  пользованию схемами  по бисероплетению.

4.    Научить выполнять сборку, оформление и хранение готового изделия из бисера.

5.    Обучить методу проектной деятельности.

Результат программы

Личностные:

1.    Будут развиты чувство прекрасного и эстетический вкус на основе знакомства с народным творчеством.

2.    Будут развиты устойчивая потребность к занятию бисероплетением и навыки коллективного взаимодействия через вовлечение в общее творческое дело.

 

Метапредметные:

1.    Расширят представления о бисероплетении.

2.    Будет развита устойчивая потребность в саморазвитии, самостоятельности, будут развиты активность и аккуратность.

3.    Будут сформированы ключевые компетентности: овладеют технологическими приёмами  плетения из бисера.

4.    Будет более развита  мелкая моторика.

 

Предметные:

1.    Будут иметь представление об  истории развития плетения из бисера.

2.    Обучатся  основным приемам плетения из бисера.

3.    Будут знать условные обозначения схем  по бисероплетению.

4.    Научатся выполнять сборку, оформление и хранение готового изделия из бисера.

5.    Приобретут начальные знания проектной деятельности.

Материально-техническая база

      Обучение бисероплетению должно осуществляться в хорошо освещенном кабинете с удобной мебелью. Тепловой режим должен соответствовать нормам СанПиН, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

      Занятия проводятся в кабинете № 21.

      Материально-техническое обеспечение:

·       столы (6шт.) и стулья (12 шт.);

·       шкафы для хранения дидактического и учебно-методического материала, инструментов, образцов изделия;

·       раздаточный материал для проведения занятий;

·       инструменты: ножницы, круглогубцы, плоскогубцы;

·       бисер, бусины, рубка, стеклярус, «бисерный  рис», застёжки, булавки, швезы (крючки для сережек), леска,       проволока;

·       книги по бисероплетению и журналы;

·       тарелочки для бисера, карандаши, ручки, тетради в клетку, цветной картон, клей «Момент – кристалл»;

·       материалы для изготовления стволов деревьев (строительный гипс, клей ПВА, лак, акриловая краска, гуашь, стека, кисточка, зубочистки);

·       рамочки, вазочки, разные сосуды и ёмкости;

·       компьютер.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса (в расчёте на одного обучающегося):                                   
1. Разработка и зарисовка схем (карандаш, ластик, цветные карандаши, тетрадь в клетку).                        
2. Плетение изделий из бисера на леске ( бисер, бусины, стеклярус,  застёжки, леска, ножницы, тарелочка для бисера).  3. Плетение изделий из бисера на проволоке (бисер, бусины, стеклярус, проволока, ножницы, рамочка, тарелочка для бисера, цветной картон,  клей «Момент –кристалл»).