Программа «Теремок», изготовление мягких игрушек

 

Мягкая игрушка – это один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются различные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация. Люди всегда заботились о красоте и занимательности игрушек, предназначенных для игры ребенка.

Увлечение мягкой игрушкой помогает ребенку развивать воображение, чувство цвета,  формы, точность и аккуратность, трудолюбие, познакомить с традициями народного художественного творчества. Игрушка, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии  человека, выражении его индивидуальности. Каждая игрушка, прошедшая через руки ребенка, становится особенной, дорогой ему – ведь он трудился, вкладывая в игрушку фантазию, любовь, терпение и мастерство.

Объемные игрушки очень выразительны, они совсем как живые, с ними интересно играть, а шить одно удовольствие. Они просты в изготовлении, а представленная программа поможет легко справиться с этой задачей. Но главное в том, что дети осваивают и совершенствуют не только навыки шитья, но и начинают глубже ощущать красоту окружающего мира. Через творчество учащиеся преодолевают свои личные проблемы. Поэтому сам процесс создания игрушки не менее важен для ребенка, чем результат (игрушка).

Направленность программы – художественная.

Актуальность и педагогическая целесообразность.

Актуальность программы «Теремок» обусловлена тем, что работая над мягкой игрушкой, ребенок знакомится с традициями русского народного художественного творчества. Познание народных традиций вырабатывает уважение к русской культуре, вооружает способностью понимать язык народного искусства.  Образовательная программа «Теремок» направлена на развитие творческих способностей ребенка, при этом создает условия для самовыражения через создание своими руками различных изделий, которые в дальнейшем могут украсить дом, стать подарком, игрушкой, возможно - заработком, а значит приносить радость не только себе, но и окружающим. Выполняя какую-либо работу, ребенок добивается результата, радость успеха рождает у него уверенность в своих силах. Человек, создающий что-то своим трудом, будет ценить и то, что создано другими людьми. Он преодолевает барьер нерешительности, робость перед новыми видами деятельности. У детей воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.

Отличительные особенности программы:

Программа  «Теремок» отличается от других программ художественной направленности тем, что обучение по данной программе предполагает практическое поэтапное освоение «от простого к сложному» различных видов изготовления мягкой игрушки, а приобретённые знания и практические навыки работы с разнообразными материалами, способствуют лучшему пониманию материала на занятиях, а также уроках технологии в школе.

В программе прослеживаются межпредметные связи со школьными образовательными областями. Изучая свойства различных тканей, учащиеся пользуются и расширяют знания, полученные ими на уроках технологии. При выполнении схем, эскизов изделий, работе над композицией применяются знания из области рисования, математики, истории. Занятия по программе «Теремок» способствуют разностороннему развитию ребёнка, активному участию в общественных мероприятиях и полноценному общению со сверстниками и педагогами.

Новизна образовательной программы «Теремок» заключается в том, что в данной программе тематический план занятий творческой мастерской не конкретизирован определенными  изделиями. При планировании занятий  учитываются способности и возможности каждого учащегося. Дети сами решают,  какую игрушку будут шить в рамках изучения той или иной темы. Особое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимися на занятиях. Используется личностно-ориентированный метод работы.

 

Адресат.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  «Теремок» рассчитана на учащихся 7-12 лет.

Принцип комплектования групп - общедоступный. Запись в объединение производится по заявлению родителей или законных представителей. По составу группы являются постояннымии могут быть разновозрастными. Наполняемость групп – 6 - 8 человек.

У детей 7-12 лет происходит формирование способностей к целенаправленному систематическому труду. Их внимание еще  неустойчиво (преобладает непроизвольное внимание). Память и мышление носят образный характер. Формируются такие свойства личности, как ответственное отношение к учебе, готовность учиться и познавать новое, чувство дружбы, товарищества, любви к Родине. Положительными чертами детей этого возраста являются бескорыстие, чистота, сердечность, доверие к педагогам. Познавательная деятельность детей этого возраста преимущественно проходит в процессе обучения. У них хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, не подкрепленное научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.  Немаловажное значение имеет и расширение сферы общения, коммуникативные навыки. Быстрое становление, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развивать у учащихся, определяют строгую последовательность и целенаправленность всей учебно-воспитательной работы. Новые виды   деятельности, которые учащиеся изучают по программе, способствуют развитию творческого воображения, мелкой моторики рук, прививают полезные трудовые навыки, воспитывают усидчивость, аккуратность, коммуникативные навыки, внимательность и терпеливость – все это важные факторы в развитии ребенка данного возраста.

 

Педагоги

Шестак Тамара Юрьевна, педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории.

Образование: высшее НГПУ.

Педагогический стаж: 11 лет.

Награды и достижения:

В 2016 году заняла 3 место в районном конкурсе профессионального мастерства «Сердце отдаю детям»;

в 2017 году награждена дипломом лауреата областной выставки декоративно-прикладного творчества "Масленичные проделки»;

В 2017 году отмечена грамотой администрацией ДЮЦ «Гармония» за личное достижение в профессиональной деятельности;

В 2018 году награждена грамотой управления образования Чановского района;

В 2019 году награждена дипломом лауреата областной выставки декоративно-прикладного творчества «Масленичные проделки»;

2019 г. награждена дипломом лауреата регионального фестиваля традиционных женских ремесел «Горница»;

2019 г. отмечена благодарностью отдела культуры и молодежной политики администрации Чановского района Новосибирской области за участие в выставке изделий художественных промыслов и ремесел декоративно-прикладного искусства «Умелые руки Сибири», организацию и проведение мастер-класса, сохранение и пропаганду народных традиций, самобытного творчества народов проживающих на территории Чановского района.

Курсы повышения квалификации:

1. Курсы повышения квалификации «Программно – методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования детей в условиях ФГОС общего образования», 72 часа, 2015г.

2. Курсы повышения квалификации Общество с ограниченной ответственностью «Центр непрерывного образования и инноваций», г. Санкт – Петербург, «Дополнительные общеразвивающие программы: разработка, оформление, реализация» 72 часа, 2019г.

3. Курсы повышения квалификации «Содержание и организация деятельности педагога с детьми с особыми возможностями здоровья», Татарский педагогический колледж, 108 часов, 2020 г.

Тамара Юрьевна Шестак является участником сетевого профессионального педагогического сообщества «Netfolio» и ведет электронное портфолио педагога http://lukomorje.netfolio.ru.

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. Вводное занятие – 2 ч.
  2. Основы швейного дела – 6 ч.
  3. Изготовление лекал для различных игрушек – 4 ч.
  4. Игрушки из ткани и флиса – 34 ч.
  5. Игрушки из меха – 38 ч.
  6. Особенности объемных игрушек − 36 ч.
  7. Сувениры в чулочной технике − 18 ч.
  8. Оформление выставочных работ − 4 ч.

Всего: 144 часа

 Второй год обучения:

  1. Вводное занятие −2 ч.
  2. Основы швейного дела (повторение) – 4 ч.
  3. Каркасная игрушка – 70 ч.
  4. Плоская игрушка – 28 ч.
  5. Игрушка в чулочной технике – 34 ч.
  6. Оформление выставочных работ – 4 ч.
  7. Итоговое занятие – 2 ч.

Всего: 144 часа

 Третий год обучения:

  1. Вводное занятие – 2 ч.
  2. Основы швейного дела (повторение) – 4 ч.
  3. Анималистическая игрушка – 40 ч.
  4. Виды кукол и их особенности – 24 ч.
  5. Тряпичные куклы – 46 ч.
  6. Кукла в технике «скульптурный текстиль» – 22 ч.
  7. Оформление выставочных работ – 4 ч.
  8. Итоговые занятия - 2 ч.

Всего: 144 часа.

 Четвертый год обучения:

  1. Вводное занятие - 2 ч.
  2. Основы швейного дела - 2 ч.
  3. Игрушка многодетальная - 28 ч.
  4. Игрушка с элементами вышивки и аппликации - 36 ч.
  5. оформление выставочных работ - 2 ч.
  6. Итоговые занятия - 2 ч.

Всего: 72 часа.

 Пятый год обучения:

  1. Вводное занятие - 2 ч.
  2. знакомство со швейной машиной - 16 ч.
  3. Изготовление игрушек с использованием швейной машины - 50 ч.
  4. Оформление выставочных работ - 2 ч.
  5. Итоговые занятия - 2 ч.

Всего: 72 часа.

 

Цели программы

Цель: Формирование устойчивого интереса к изготовлению мягких игрушек, развитие знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества.

Задачи программы:

Предметные:

1.     Познакомить с различными типами игрушек: каркасной, плоской, бескаркасной, объемной, шарнирной.

2.     Познакомить с различными видами швов.

3.     Познакомить с видами тряпичной куклы.

4.     Познакомить с видами вышивки и аппликации.

5.     Познакомить детей с устройством механической швейной машины и научить детей работе на ней.

6.     Научить различать виды ткани, используемые при изготовлении игрушек.

7.     Научить основным принципам построения выкроек – лекал.

Личностные: 

1.     Формировать в детях терпение и настойчивость в достижении цели.

2.     Воспитывать толерантность и коммуникабельность.

3.     Прививать и совершенствовать у детей такие качества, как трудолюбие, внимательность, аккуратность, чувство меры, ответственность и бережливость.

4.     Воспитывать культуру общения и умение работать в коллективе.

Метапредметные:

1.     Развивать патриотические качества, такие как уважение к народным традициям, к культуре своего народа, любви к своей Родине;

2.     Развивать активность и самостоятельность.

3.     Развивать художественные способности и творческое воображение учащихся.

4.     Развивать фантазию, выдумку и  любовь к прекрасному.

5.     Развивать эстетический и художественный вкус.

 

Результат программы

Планируемые результаты освоения программы:

По окончанию первого года обучения обучающиеся:

Будут знать правила техники безопасности при работе, технику выполнения ручных швов, их название и назначение, правила работы с инструментами и материалами, правила раскроя ткани, в зависимости от ее вида, последовательность этапов в изготовлении игрушки (раскрой, сшивание отдельных деталей игрушки, сборка, оформление), основные правила оформления игрушек из различных материалов, особенности такого материала, как капрон, последовательность выполнения простых утяжек для игрушки из капрона.  Будут уметь выполнять изученные ручные швы, выкройки по своему желанию, научатся самостоятельной работе над игрушкой (раскрой, сшивание отдельных деталей игрушки, оформление игрушки), смогут выполнять простые утяжки игрушек из капрона (носик-шарик, глазницы, щечки, ротик). Научатся работать с новыми материалами и инструментами, пользоваться швейными принадлежностями, оценивать свои работы, и работы других учащихся. Будет развиваться активность  и самостоятельность, интерес к шитью мягкой игрушки и чувство уверенности в своих силах.

 По окончанию второго года обучения обучающиеся:

Будут знать правила техники безопасности при работе с инструментами, виды каркасов при изготовлении мягкой игрушки, отличительные особенности плоской игрушки от других видов игрушки, особенности игрушек из капрона, последовательность выполнения утяжек (носик, лицо, ручки, ножки). Будут уметь самостоятельно изготавливать каркас для игрушки (скручивать проволоку, обматывать ватой, обшивать каркас, вставлять в игрушку), правильно раскраивать отдельные детали плоской игрушки, сшивать отдельные детали игрушки, набивать их ватой или другим наполнителем, аккуратно пришивать дополнительные детали и эстетически оформлять работу, самостоятельно создавать выбранные игрушки, выполнять утяжки для игрушек из капрона: лицо, носик, ручки, ножки. Будут определять цель деятельности на занятиях, проговаривать последовательность деятельности с помощью педагога. Будут развивать коммуникативные навыки  в умении общаться и сотрудничать с педагогом и со сверстниками.

 По окончанию третьего года обучения обучающиеся:

Будут знать особенности анималистической игрушки и ее отличия от других видов игрушек, виды русских народных кукол (игровые, обережные, обрядовые), виды и стили тряпичных кукол, особенности куклы в технике «скульптурный текстиль». Будут уметь изготавливать русские народные куклы,  текстильные куклы и костюмы для них, выполнять утяжки при работе с анималистической игрушкой, выполнять утяжки при работе с куклой в технике «скульптурный текстиль», аккуратно расписывать и тонировать лицо куклы. Будут развивать навыки самостоятельных практических работ (по плану и по образцу), организовывать свое рабочее место. Будут учиться избегать и предотвращать конфликты. Научатся воспринимать общее дело как свое личное.

 По окончанию четвертого года обучения обучающиеся:

Будут знать особенности изготовления многодетальной игрушки, виды вышивки, виды аппликации. Будут уметь изготавливать многодетальную игрушку, выполнять изученные виды вышивки,  выполнять изученные виды аппликации, изготавливать игрушки с использованием изученных видов  вышивки и аппликации. Будут самостоятельно ставить цель, планировать, осуществлять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами. Будут развивать художественный вкус, образное мышление, творческий подход к делу, чувство патриотизма, уважения к своему народу, к традициям.

 По окончанию пятого года обучения обучающиеся:

Будут знать технику безопасной работы за швейной машиной, устройство швейной машины, названия ручных и машинных швов. Будут уметь  готовить швейную машину к работе, устранять простейшие помехи и неисправности при работе с машиной, выполнять изделия с использованием швейной машины. Будут уметь свободно владеть специальной терминологией, соблюдать правила техники безопасности на рабочем месте. Будут уметь самостоятельно проектировать простейшие изделия, использовать различные методики для своего творчества. Смогут осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы, сети Интернет, участвовать в выставках – конкурсах, фестивалях творчества.

Особые условия проведения

Материал для работы учащиеся приобретают самостоятельно.

Наличие помещения для занятий.

Наличие оборудованных посадочных мест.

Наличие рабочего оборудования и материалов.

Мотивация учащихся.

Материально-техническая база

Учебно-материальная база:

  1. Помещение.
  2. Методическая литература.
  3. Полки для готовых образцов, шкаф для ткани и меха.
  4. Инструменты: ножницы, иголки разной величины, наперстки.
  5. Карандаши, фломастеры.
  6. Нитки х/б разных цветов.
  7. Бумага, кусачки.
  8. Портновские мелки, кусочки мыла для перевода выкроек на ткань.
  9. Пуговицы для глаз, готовые глазки для игрушек.
  10. Ткань: мех, трикотаж, фетр, флис, ситец, капрон и т.д.
  11. Кожа натуральная и искусственная.
  12. Швейная машина.
  13. Наполнитель для игрушек (вата техническая, синтепух, синтепон).
  14. Электрический утюг для разглаживания ткани.

Стоимость

Обучение по программе бесплатное

Видео

[ "" ]