Программа «Театральные ступени»

  • (4)

Образовательная программа «Театральные ступени» строится на включении в учебный процесс игровых ситуаций на протяжении всего курса обучения: от простой игры между собой, «для себя» до игры «на публику».. Развитие ребёнка происходит не только через театральную постановку в чистом виде, а также в процессе театрализации тематических и календарных праздников и концертов различного уровня, в разработке которых принимает участие и сам ребёнок. Речь идет о создании сложной театральной формы – симбиоза поэтического театра, театра-миниатюр, театра чтецов, театр кукол. фольклора, эстрадного театра, театра рук.

 

Учебный материал разделен на четыре сквозных для четырех лет обучения раздела:

Раздел 1 «Мир театра» направлен на ознакомление с историей возникновения театра, театральной терминологией.

Раздел 2 «Мы зрители» решает задачи воспитания культуры восприятия

театрального искусства.

Раздел 3 «Мы актеры» разбивается на четыре направления:

1) «Речевой тренинг»

2) «Пластический тренинг» решает задачи обучения навыкам освобождения мышц, снятия зажимов, развития пластичности тела.

3) «Сценическое действие» освоение навыков актерского мастерства, организацию внимания, воображения, памяти, обучение сценическому действию и взаимодействию.

4) «Мы актеры» взаимосвязано с изучением других разделов программы. Все обучающиеся проходят путь от упражнения, этюда – к участию в творческой постановке.

Раздел 4 «Наше творчество» является своеобразным итогом в применении полученных умений и навыков в работе над постановками различного жанра.


Каждый год обучения имеет центральную тему, вокруг которой компануется все содержание образовательной деятельности:

1 год Фольклорный театр.

2 год Театр кукол.

3 год Сказка на сцене.

4 год Музыкальный театр.

 

Специфика деятельности предполагает занятия по подгруппам, группам и сводных – из разных групп. Дети принимаются на основании заявления родителей. Допускается дополнительный набор обучающихся на второй, третий годы обучения на основании результатов прослушивания или собеседования.

 

Программа предполагает прием детей в группы с постоянным контингентом, в любой временной период учебного года.

Из детей, прошедших 4-ех годичный курс обучения по программе и решивших продолжить занятия в театральном коллективе, формируется творческая группа

 

Курс каждого года обучения, являясь частью целого, имеет специфические задачи.

 

1) Первый год обучения направлен на знакомство с самыми элементарными сведениями о театре. Практическая работа с детьми (инсценирование народных песенок, сказок, постановка спектакля с использованием фольклорного материала) решает задачи избавления от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса «взгляда со стороны», с тем чтобы ребенок приобрел общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

 

2) Во второй год обучения приобретение знаний детьми происходит через их собственный опыт и самостоятельное творчество через куклу. Воспитание в детях самостоятельности, активности, инициативности, желания творить, пробовать имеет первостепенное значение. Таким образом, ребенок приобретает навыки образного восприятия окружающего мира, адекватного и образного реагирования на внешние раздражители.

 

3) На третьем году обучения для раскрытия тех или иных способностей ребенка.педагогом создается ситуация, в которой данные способности обнаруживаются, и возникает необходимость в использовании именно этих способностей. Задания постоянно усложняются и, таким образом, раскрытые способности постепенно развиваются. Необходимо отметить, что развивающая методика предусматривает индивидуальный подход. Во время работы разным детям могут даваться разные задания в зависимости от их индивидуальных свойств. При этом любой рост ребенка педагог отмечает как его индивидуальную победу.

 

4) Четвертый год обучения опирается на активные, игровые, театральные методики образования. Именно в этом состоит его особенность. Содержательная часть программы дается через самостоятельную творческую или поисковую деятельность детей. Объединяя в себе различные виды искусства, театр создает благоприятную почву для занятий различными видами художественного творчества во взаимосвязи. А при комплексном воздействии различных видов искусства решение задач эстетического воспитания становится более эффективным.

Педагоги

Егорова Светлана Леонидовна-педагог дополнительного образования детей по театральному искусству 1-ой квалификационной категории.

Имеет специальность-руководитель народного самодеятельного хора, режиссер театра кукол.

Содержание программы

Учебный план 1 года обучения:
Раздел 1. Мир театра

  • Вводные занятия
  • История возникновения театра
  • Народный обряд как театральное действо
  • Народная игра как театральное действо

Раздел 2. Мы зрители

  • Театральное закулисье
  • Фольклор на театральной сцене

Раздел 3. Мы актеры

  • Речевой тренинг
  • Внимание и воображение актера
  • Пластика актера
  • Сценическое действие

Раздел 4. Наше творчество

  • Замысел на основе фольклорного

 

Учебный план 2-го года обучения:

Раздел 1 Мир театра

  • Вводные занятия
  • Возникновение кукольного театра
  • Виды театральных кукол

Раздел 2 Мы зрители

  • Театральное закулисье
  • Театр кукол

Раздел 3 Мы актеры

  • Речевой тренинг
  • Внимание и воображение актера
  • Пластика
  • Сценическое действие

Раздел 4 Наше творчество

  • Замысел кукольного представления
  • Репетиция спектакля
  • Премьера спектакля
  • Художественное чтение

 

Учебный план 3-го года обучения:

Раздел 1. Мир театра

  • Вводное занятие
  • Из истории театра: странствующий театр дель-Из истории сранствующего театра дель-арте
  • Сказка по-настоящему

Раздел 2. Мы зрители

  • Театральное закулисье
  • Сказка на сцене

Раздел 3. Мы актеры

  • Речевой тренинг
  • Внимание и воображение актера
  • Пластика актера
  • Сценическое действие

Раздел 4. Наше творчество

  • Замысел спектакля по мотивам русской литературной сказки
  • Репетиции спектакля-сказки
  • Художественное и музыкальное оформление
  • Художественное чтение.

 

Учебный план 4-го года обучения:

Раздел 1 Мир театра

  • Вводные занятия
  • История национального театра в России
  • Как музыка пришла в театр
  • Виды музыкальных театров

Раздел 2. Мы зрители

  • Театральное закулисье
  • Музыкальный спектакль

Раздел 3 Мы актеры

  • Речевой треннинг
  • Внимание и воображение актера
  • Пластика
  • Сценическое действие

Раздел 4 Наше творчество

  • Замысел музыкального спектакля
  • Репетиция спектакля
  • Оформление спектакля
  • Художественное чтение.

Цели программы

Создание условий для социального, культурного самоопределения и творческой самореализации личности ребёнка средствами театрального искусства, способных эффективно использовать свой театральный опыт в любой деятельности

 

Задачи программы:

Метапредметные:

  • овладение коммуникативными навыками;
  • освоение способов решения проблем творческого характера;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение навыками излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • овладение начальными навыками адаптации в детском коллективе;
  • воспитание самостоятельности и личной ответственности;
  • формирование навыков здорового образа жизни: физического, психологического, эмоционального состоянии;
  • приобщение к искусству;
  • формирование и развитие навыков культуры поведения.

Предметные:

  • знакомство с театром как видом искусства;
  • овладение начальными навыками тренинговой системы актерского мастерства;
  • приобретение начальных навыков сценического мастерства: пластика, речь, воображение, внимание, память, эмоциональность.

Результат программы

Ожидаемые результаты результаты освоения программы:

 

У обучающихся будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

 

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу»;
  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании;
  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • выразительному чтению;
  • различать произведения по жанру;
  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
  • сочинять этюды по сказкам;
  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение).

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение программы

Актовый зал с видео- и аудиоаппаратурой.

Ультрафиолетовая лампа.

Наличие музыкального материала(театральные шумы, музыкальное сопровождение).

Театральный реквизит (декорации; костюмы; белые и цветные перчатки, деревянные ложки).

Театральные куклы.

Театральная ширма.

Наличие сценарного материала.

Наличие фото и видеоархива выступлений