Программа «Уроки рукоделия»

Программа «Уроки рукоделия» имеет художественную направленность, ориентирована на развитие творческих способностей детей в сфере декоративно – прикладного творчества, реализуется в течение 4 лет.

 

Программа рассчитана на учащихся 8-12 лет. Одна из основных особенностей детей этого возраста является учение. Ребёнок учится быть культурным, развитым. Под воздействием новой деятельности изменяется характер мышления ребёнка, его внимание и память. Он осваивает новые правила поведения. В этом возрасте детям свойственна внушаемость, стремление подражать, в лице педагога они видят авторитет. В этом возрастном периоде важно правильно направить ребёнка, показать ему пример, так как он находится в поиске интересного для себя увлечения, стремится научиться делать своими руками, что – то необыкновенное, красивое, эксклюзивное.

 

Посредством вязания крючком, освоения новых техник творчества ( аппликация, лоскутная мозаика и т.д.) у учащихся удовлетворяется потребность в самовыражении личности ребёнка, так как детям создаются условия для активного участия со своими работами в выставках, ярмарках, фестивалях и т.д. Что способствует так же развитию таких важных особенностей, как адаптация ребёнка в современных социально – экономических условиях, осознаю своею значимости в жизни.

 

Новые виды деятельности, которые дети изучают, по программе способствуют развитию творческого воображения, мелкой моторики рук, прививают полезные трудовые навыки, воспитывают усидчивость и аккуратность – всё это важные факторы в развитии ребёнка данного возраста.

Педагоги

Долгочуб Анна Николаевна, педагог первой квалификационной категории,

Образование: высшее МГУДИТ Московский государственный университет дизайна и технологий.

Педагогический стаж: 4 года.

Содержание программы

Тематический план первого года обучения:

  1. Вводное занятие – 2 часа.
  2. Учимся шить – 36 часа.
  3. Изготовление подарков и сувениров «Новогодняя мастерская» – 28 часа.
  4. Вышивка на картоне – 22 часа.
  5. Виды и свойства материала – 24 часа.
  6. Лоскутное шитье – 30 часа.
  7. Итоговое занятие – 2 часа.

Всего: 144 часа.

 

Тематический план второго года обучения:

  1. Вводное занятие – 2 часа.
  2. Вязание крючком – 22 часа.
  3. Аппликация – 14 часа.
  4. Изготовление подарков и сувениров «Новогодняя мастерская» – 28 часов.
  5. Знакомство со швейной машиной – 40 часов.
  6. Лоскутное шитье – 36 часов.
  7. Итоговое занятие – 2 часа.

Всего: 144 часа.

 

Тематический план третьего года обучения:

  1. Вводное занятие – 2 часа.
  2. Лоскутное шитье – 24 часа.
  3. Вышивка крестом – 12 часа.
  4. Изготовление подарков и сувениров «Новогодняя мастерская» – 30 часа.
  5. Тряпичная кукла – 20 часов.
  6. Моделирование и конструирование одежды для кукол – 54 часа.
  7. Итоговое занятие – 2 часа.

Всего 144 часа.

 

Тематический план четвёртого года обучения:

  1. Вводное занятие – 2 часа.
  2. Народная символьная вышивка крестом – 50 часов.
  3. Обереги на Руси – 46 часа.
  4. Национальные символы России – 44 часа.
  5. Итоговое занятие – 2 часа.

Всего 144 часа.

Цели программы

Цель программы – развитие художественно – творческих способностей учащихся, на занятиях студии декоративно – прикладного творчества «Терем мастериц» средствами декоративно – прикладного искусства. Воспитание эстетической культуры детей.

 

Задачи:

Образовательные:

  • учить вязать крючком, научить учащихся работать в технике аппликации, лоскутной мозаики, выполнять обереги, сувениры и подарки, используя в работе традиционные народные виды рукоделия;
  • способствовать формированию знаний и умений в области прикладного творчества;
  • учить детей моделировать и конструировать простейшие несложные изделия;
  • научить основным приёмам шитья (ручные, машинные швы).

Воспитательные:

  • формировать у учащихся личностные качества (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) через занятия декоративно-прикладным творчеством;
  • воспитывать эстетическую культуру.

Развивающие:

  • развивать мышление, воображение, индивидуальные творческие способности, художественный вкус, эстетическое и чувственное восприятия, пробуждать фантазию, формировать общекультурные, эстетические норм поведения.

Результат программы

Первый год обучения.

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • технику безопасности в работе с инструментами;
  • название ручных швов;
  • виды и свойства материала;
  • историю развития традиционных видов рукоделия: вышивка, лоскутное шитье.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • отмерять и закреплять рабочую нить;
  • изготавливать сувениры, и т.д.;
  • применять вышивку, лоскутную технику для декорирования готовых изделий;
  • уметь подбирать ткани для изделий с учетом их свойств.

 

Второй год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • технику безопасности в работе с инструментами и бытовыми приборами;
  • основные части швейной машины;
  • название ручных и машинных швов;
  • виды и свойства материала;
  • историю развития традиционных видов рукоделия: вышивка, лоскутное шитье, вязания, аппликации.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • определять вид материала;
  • отмерять и закреплять рабочую нить;
  • заправлять швейную машину;
  • изготавливать сувениры, и т.д.;
  • применять вышивку, вязание, лоскутную технику для декорирования готовых изделий.

 

Третий год обучения.

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • технику безопасности в работе с инструментами и бытовыми приборами;
  • основные части швейной машины;
  • название ручных и машинных швов;
  • виды и свойства материала;
  • основные меры и обхваты, необходимые для конструирования кукольной одежды;
  • историю развития традиционных видов рукоделия: вышивка, лоскутное шитье, вязания, аппликации.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • определять вид материала;
  • отмерять и закреплять рабочую нить;
  • заправлять швейную машину;
  • изготавливать сувениры, и т.д.;
  • изготавливать тряпичную куклу, моделировать и изготавливать для нее одежду;
  • применять вышивку, вязание, лоскутную технику для декорирования готовых изделий.

 

Четвёртый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • технику безопасности в работе с инструментами и бытовыми приборами;
  • основные части швейной машины;
  • название ручных и машинных швов;
  • виды и свойства материала;
  • основные меры и обхваты, необходимые для конструирования кукольной одежды;
  • историю развития традиционных видов рукоделия: вышивка, лоскутное шитье, вязания, аппликации;
  • основные виды обережной вышивки на Руси;
  • какие обереги существовали на Руси;
  • наиболее значимые символы России.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • определять вид материала;
  • отмерять и закреплять рабочую нить;
  • заправлять швейную машину;
  • изготавливать сувениры, и т.д.;
  • изготавливать тряпичную куклу, моделировать и изготавливать для нее одежду;
  • применять вышивку, вязание, лоскутную технику для декорирования готовых изделий;
  • читать схемы вышивок;
  • выполнять вышивку крестом на канве;
  • применять умение шить, вышивать, вязать, при изготовление сувениров и различных декоративных изделий.

 

Занимаясь по программе дети, учатся вязать коврики, подушки, карандашницы, игрушки – брелоки, шить тряпичных кукол, простейшие модели одежды, ёлочные украшения, мешочки – подарки, аксессуары к новогодним костюмам, изготавливать изделия из фетра.

 

Они с большим интересом знакомятся с содержанием программы, знакомятся со сказочным миром обычаев, принятых на Руси, историей возникновения традиционных видов декоративно – прикладного творчества. Изготавливая оригинальные подарки, дети узнают, что некоторые из них оказываются древними символами и имеют смысл оберегов. Обращение к традиционным декоративно – прикладным видам деятельности раскрывает перед детьми истоки нашего мировоззрения, придает неповторимый колорит досугу, дает ощущение защиты, украшает дом трогательными сувенирами, полными тайн и смысла.

К концу обучения наряду с результатами освоения программы происходит личностный рост ребенка: развивается мышление, воображение, индивидуальные творческие способности, художественный вкус, эстетическое и чувственное восприятие, пробуждается фантазия, закладываются общекультурные, эстетические нормы поведения.

Каждый человек может найти себя в творчестве и начать создавать вокруг себя красоту. Каким видом рукоделия вы бы не занимались, любой вид творчества придает сил и энергии, помогает бороться со стрессом и сделать жизнь ярче! Занятия в студии «Терем мастериц» нацеливает на то, что дарить подарки близким, сделанные своими руками, – удовольствие ничуть не меньшее, чем получать их.

Занятия по образовательной программе « Уроки рукоделия» воспитывают у учащихся патриотические качества, такие как уважение к народным традициям, к культуре своего народа, любви к своей Родине.

Особые условия проведения

Особых условий для обучения по программе не требуется. Обучение по программе бесплатное. материал для работы учащиеся приобретают самостоятельно.

Материально-техническая база

Материальная база:

  1. Бытовая электро – механическая швейная машина – 1 шт.
  2. Бытовой оверлок – 1 шт.
  3. Ножницы, иглы, нитки, крючки, пряжа, ткани (ситец, сатин, мешковина), тесьма.
  4. Лекала сувениров.
  5. Наглядные учебные образцы.
  6. Клей «Мастер».
  7. Литература по изготовлению сувениров, оберегов.
  8. Литература по аппликации, по вышивке крестом.

 

Методическое сопровождение:

  1. Игра – путешествие «В поисках Сокровищ». Автор А.Н. Долгочуб, Г.С. Пайвина, педагоги дополнительного образования МБУДО ДЮЦ «Гармония» Чановский р-н, НСО. 2016 г.
  2. Понятийный словарь. А.Н. Долгочуб, педагог дополнительного образования МБУДО ДЮЦ «Гармония» Чановский р-н, НСО.
  3. Сценарий праздника «Рождественские гадания». Автор А.Н. Долгочуб, Т.Ю. Шестак, педагоги дополнительного образования МБУДО ДЮЦ «Гармония» Чановский р-н, НСО.
  4. Технология изготовления скомороха и медведя в технике йо – йо. Автор А. Н. Долгочуб, педагог дополнительного образования МБУДО ДЮЦ «Гармония» Чановский р-н, НСО, учащаяся студии «Терем мастериц» Петрова Елизавета
  5. Открытое занятие «Бабочка – брошь из фетра». Автор А. Н. Долгочуб, педагог дополнительного образования МБУДО ДЮЦ «Гармония» Чановский р-н, НСО. 2017 г.
  6. Мастер класс по изготовлению оберега «подкова» «Оберег на святки» Автор А. Н. Долгочуб,педагог дополнительного образования МБУДО ДЮЦ «Гармония» Чановский р-н, НСО. 2017 г.
  7. Мастер – класс «Подснежник – символ надежды и веры». Автор А. Н. Долгочуб, педагог дополнительного образования МБУДО ДЮЦ «Гармония» Чановский р-н, НСО. 2017 г.
  8. Сценарий праздника «Осенины». Автор А.Н. Долгочуб, Г.С. Пайвина, педагоги дополнительного образования МБУДО ДЮЦ «Гармония» Чановский р-н, НСО. 2017 г.
  9. Сценарий праздника «Святки на Руси». Автор А.Н. Долгочуб, Г.С. Пайвина, педагоги дополнительного образования МБУДО ДЮЦ «Гармония» Чановский р-н, НСО. 2017 г.
  10. Сценарий праздника «Масленичные гостевания». Автор А.Н. Долгочуб, педагог дополнительного образования МБУДО ДЮЦ «Гармония» Чановский р-н, НСО. 2018 г.
  11. Открытое занятие «Наследие семейного сундука». Автор А. Н. Долгочуб, педагог дополнительного образования МБУДО ДЮЦ «Гармония» Чановский р-н, НСО. 2018 г.
  12. Мастер – класс «Обрядовый праздник Ладодение». Автор А.Н. Долгочуб, Г.С. Пайвина, педагоги дополнительного образования МБУДО ДЮЦ «Гармония» Чановский р-н, НСО. 2018 г.
  13. Методика диагностики уровня освоения образовательной программы обучающимися студии «Терем мастериц» 2018 г.
  14. Педагогический проект «Наследие старины». Автор А.Н. Долгочуб, педагог дополнительного образования МБУДО ДЮЦ «Гармония» Чановский р-н, НСО. 2018 г.