Программа «Азбука дорожной безопасности»

     Детская безопасность на дорогах – составная часть заботы государства о здоровом и безопасном образе жизни. Дети, как наименее социально защищенная категория населения, особенно нуждаются в ней. В последнее время наблюдается тенденция роста числа детей и подростков, которые являются причиной дорожно-транспортных происшествий. Это происходит в результате низкой грамотности подрастающего поколения, несформированностью элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неготовности значительного большинства детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам городов и поселков.

 

Актуальность программы

     Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука дорожной безопасности» заключается в том, что развитие сети дорог и резкий рост количества транспорта значительно усложнили обстановку на дорогах. Дети вместе со взрослыми являются участниками дорожного движения. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей со школьного возраста правилам безопасного поведения на улице в качестве пешеходов и формирование у них специальных навыков участников дорожного движения. Особое значение в решении проблемы безопасности дорожного движения имеет формирование у детей умения правильно оценивать дорожную обстановку и соблюдать правила дорожного движения. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Чем раньше ребенок начнет изучать, понимать и осмысливать свои поступки,  и  чем раньше он ознакомится с правилами безопасного поведения на дорогах и вблизи них,  тем лучше он будет не только сам ориентироваться на дороге и улице, безопаснее и грамотнее  вести себя на опасных участках, но и сможет помочь своим товарищам,  друзьям и знакомым. 

 

Педагогическая целесообразность

      Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа «Азбука дорожной безопасности» позволяет воспитывать в детях такие качества, как дисциплинированность, внимание, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Ведь часто именно отсутствие их у человека становится причиной дорожных происшествий.

 

     Педагогическая целесообразность программы определена тем, что в ходе теоретических и практических занятий учащиеся ориентируются на приобретение навыков безопасного поведения человека на улицах, дорогах и в общественном транспорте. Программа «Азбука дорожной безопасности» позволит учащимся получить систематизированное пред­ставление об опасностях на дороге, об их прогнозировании. По окончании обучения  по программе учащиеся смогут оценить влияние последствий дорожно-транспортных происшествий на жизнь и здоровье человека, следовательно, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.

 

Новизна

    Новизна данной программы заключается в том, что ее содержание существенно расширено наработками и является практико-ориентированной: учащиеся отрабатывают свои умения, и навыки по соблюдению правил дорожного движения на практических занятиях на площадке.

 

    Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука дорожной безопасности» от уже существующих таких  как,  «Юный пешеход» Порохина Т.В. (г. Кемерово), «Дети и дорога» Кликушина Г.Е. (г. Саратов), «Правила дорожного движения» Костинец Г.А. (г. Братск), заключается в том, что она предполагает систематическую разноплановую деятельность. Преимущество программы заключается в разработке содержания и форм работы с использованием современных инновационных технологий. В программу включен раздел «Моделирование из бумаги». Бумага – первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать свои первые поделки.  На занятиях по программе «Азбука дорожной безопасности» учащиеся  знакомятся с технологией изготовления различных моделей транспорта, макетов домов, дорожных знаков и светофора, с приёмами работы различными инструментами. При этом учатся читать и чертить схемы и чертежи моделей, самостоятельно конструировать и моделировать задуманное  ими. Из моделей  различных сооружений строят макеты улицы, на которых находятся  здания, дома, машины, которые  будут  использованы  при изучении правил дорожного движения на занятиях.

 

Адресат программы

     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука дорожной безопасности» рассчитана на  учащихся  7-10 лет и реализуется в течение 3 лет  обучения. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей.

 

    В творческое объединение принимаются все желающие. Зачисление на программу осуществляется на основании заявления родителя или законного представителя ребенка.

 

Возрастные особенности

    Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты детей 7-10 лет. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.  Учащиеся этого возраста отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь неуместны. Из личных качеств они больше всего ценят физическую силу, ловкость, смелость, находчивость, верность. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Доброжелательное отношение и участие взрослого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность. Ведущая деятельность в этом возрасте – игра.

Педагоги

Петрова Наталья Сергеевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, руководитель кружка "Перекрёсток".

Образование: высшее, НГПУ, 2005 год.

Классификация «Учитель начальных классов» по специальности «Педагогика и методика начального образования» специализация "Школьный психолог".

Педагогический стаж: 14 лет.

В 2018 году награждена грамотой МБУДО ДЮЦ «Гармония» Чановского района за успешную работу по обучению и воспитанию детей и в связи с празднованием Дня Учителя.

Является участником  сетевого профессионального педагогического сообщества «Netfolio» – www.perekrestok@netfolio.ru.

Прошла повышение квалификации:
- 2015 г., ГАПОУ НСО «Татарский педагогический колледж», «Программно-методическое обеспечение деятельности педагога дополнительного образования детей в условиях ФГОС общего образования», 72 часа.
- 2018 г., Общество с ограниченной ответственностью «Центр непрерывного образования и инноваций» г. Санкт-Петербург, по дополнительной профессиональной программе «Методическое сопровождение образовательной деятельности в системе дополнительного образования», 72 часа.

-2021г., Московская академия профессиональных компетенции по программе «Практика дополнительного образования и инновационные подходы и организации учебного процесса», 72 часа.

Расписание

Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа. Перерыв между занятиями 10 минут.

Содержание программы

Учебно-тематический план 1 –го года обучения

  1. Вводное занятие. Охрана здоровья и техника безопасности. Организационная часть- 2 часа.
  2. Наш поселок (наш путь в школу и новые маршруты.) -4 часа.
  3. Виды перекрестков- 4 часа.
  4. Дорожные знаки (изучение и предназначение)-14 часов.
  5. Сигналы светофора и регулировщика-10 часов.
  6. Моделирование-18 часов.
  7. Беседы « Как вести себя при ДТП»-4 часа.
  8. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему -10 часов.
  9. Дорожная разметка и ее предназначение -8 часов.
  10. Детский велосипед. Управление велосипедом -8 часов.
  11. Беседы с инспектором ГИБДД -8 часов.
  12. Экскурсии -10 часов.
  13. Итоговое занятие. Диагностика -2 часа.
     
    ИТОГО:144 часа.

 

Учебно-тематический план 2 –го года обучения.

  1. Вводное занятие. Охрана здоровья и техника безопасности. Организационная часть - 2 часа.
  2. Повторение правил дорожного движения -80 часов.
  3. Первая помощь при травмах и несчастных случаях - 22 часа.
  4. Моделирование - 12 часов.
  5. Фигурное вождение велосипеда - 12 часов.
  6. Встречи с сотрудником ГИБДД - 6 часов
  7. Экскурсии - 8 часов.
  8. Итоговое занятие. Диагностика -2 часа.

        ИТОГО:144 часа.

 

Учебно-тематический план 3 –го года обучения

  1. Вводное занятие. Знакомство с планом работы на учебный год- 2 часа.
  2. Беседы  с инспектором ГИБДД о причинах ДТП, разбор ДТП -8 часов.
  3. Практическое обучение учащихся правилам движения на площадке - 30 часов.
  4. Меры ответственности участников движения за нарушение ПДД - 16 часов.
  5. Фигурное вождение на велосипеде.Понятие терминов. Отработка навыков преодоления препятствий - 28 часов.
  6. Моделирование - 22 часа.
  7. ДТП по вине пешеходов, водителей , велосипедистов - 8 часов.
  8. Оказание первой доврачебной медицинской помощи. Правила переноса и перевоза пострадавших - 12 часов.
  9. Беседы: "Как вести себя при ДТП", "Умеете ли вы ездить и ходить правильно" и т д - 6 часов.
  10. Экскурсии - 10 часов.
  11. Итоговое занятие. Диагностика - 2 часа

        Итого:144 часа

Цели программы

Цель программы:  формирование сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения.

 

Задачи:

Личностные:

  • повышение общего уровня культуры участников дорожного движения;
  • формирование бережного, уважительного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • воспитание ответственности за свои поступки и решения;
  • привитие навыков соблюдения техники безопасности, бережного отношение к инструментам, материалу и оборудованию.

Метапредметные:

  • обеспечение  развития творческих и мыслительных способностей учащихся;
  • осуществление  развития коммуникативных качеств каждого ребенка;
  • совершенствования умения ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • развитие у учащихся  реакции, внимательности, наблюдательности, зрительного и слухового восприятия, логического, технического, образного и пространственного мышления, находчивости.

Предметные:

  • обучение детей навыкам безопасного поведения на дорогах;
  • осуществление профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
  • совершенствование навыков правильного поведения на улицах и дорогах;
  • обучение моделированию моделей транспорта, макетов зданий, дорожных знаков, светофора.

Результат программы

К концу 1- ого года обучения учащиеся должны

знать:

  1. правила поведения на занятиях;
  2. основные понятия и термины, используемы в ПДД: «участники дорожного движения», «пешеход», «транспорт», «дорожная разметка», «пассажирский транспорт» и другие;
  3. правила дорожного движения;
  4. дорожные знаки;
  5. сигналы светофора и их значения;
  6. правила движения на велосипеде, мопеде по улицам посёлка;
  7. технику безопасности при работе с ножницами, клеем ПВА, линейкой.

уметь:                   

  1. применять на практике основные правила перехода по проезжей части;
  2. перейти улицу, дорогу с односторонним движением;
  3. обращаться за помощью к взрослым в сложных условиях перехода улиц   и дорог или при посадке и выходе из общественного транспорта;
  4. оценивать правильность и безопасность поведения на улицах и дороге пешеходов и водителей транспортных средств;
  5. выбирать безопасные места для игр и прогулок;
  6. вырезать нарисованную или начерченную фигуру, развёртку;
  7. использовать клей для скрепления деталей объекта творчества;
  8. создавать  развёртки макетов.

 

К концу 2- ого года обучения учащиеся должны

знать:

  1. основные сведения и требования к безопасности, предъявляемые к транспортным средствам;
  2. типы светофоров и их сигналы, методы и способы управления светофорами;
  3. как правильно переходить через железнодорожные пути;
  4. расположение транспортных средств на проезжей части;
  5. скорость движения;
  6. виды перекрестков;
  7. обгон, стоянка, остановка транспортных средств;
  8. первая медицинская помощь при переломах, травматическом шоке;

уметь:

  1. ориентироваться в дорожной ситуации  (распознавать опасности и принимать адекватные решения);
  2. решать ситуационные и другие задачи по правилам дорожного движения с применением макетов и без них;
  3. применять приемы оказания первой (доврачебной) медицинской помощи;
  4. выбирать безопасные места для игр и прогулок;
  5. правильно и аккуратно изготовлять модели машин;
  6. создавать развертки макетов;
  7. правильно переходить через железную дорогу;
  8. ездить на велосипеде по препятствиям.

 

К концу 3- ого года обучения учащиеся должны

знать:

  1. правила поведения на занятиях;
  2. меры ответственности участников движения за нарушение ПДД;
  3. причины,  по которой  происходят ДТП;
  4. оказание первой медицинской помощи пострадавшему при ДТП.

уметь:

  1. оценивать правильность и безопасность поведения на улицах и дороге пешеходов и водителей транспортных средств;
  2. выбирать безопасные места для игр и прогулок;
  3. преодолевать препятствия на велосипеде;
  4. читать информацию по дорожным знакам и разметке проезжей части, оценивать дорожную ситуацию;
  5. новые модели машин, самолетов, танков.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты программы

  Личностные результаты:

  •  принятие образа «хороший пешеход», «хороший пассажир»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Азбука дорожной безопасности»;
  • способность к самооценке;
  • ачальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

  Предметные УУД:

учащиеся должны знать:

  • название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
  • дорожную разметку на проезжей части и в местах остановок маршрутных транспортных средств;
  • условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых пунктах и вне населённых пунктов (загородных дорогах);
  • опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в поселке  в целом;
  • значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
  • виды автомашин специального назначения и особенность их движения;
  • положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников дорожного движения;
  • виды перекрёстков;
  • значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые, рукой;
  • наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;

должны уметь:

  • выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;
  • определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;
  • пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;
  • выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств;
  • выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.

 

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

  •  навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Регулятивные УУД:

  • адекватное восприятие предложений педагога, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

 Коммуникативные УУД:

В процессе обучения учащиеся учатся:

  •  работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Особые условия проведения

  1. Наличие помещения для занятий.
  2. Наличие посадочных мест для учащихся.
  3. Наполняемость групп.
  4. Мотивация учащихся.
  5. Заинтересованность родителей.
  6. Материальная база.

     

Материально-техническая база

Методическое сопровождение:

  1. Понятийный словарь к образовательной программе. Автор: Петрова Н. С., 2016г.
  2. Методическая разработка «Простые правила твоей безопасности на железнодорожных путях и в транспорте». Автор: Петрова Н. С., 2017г.
  3. Сборник дидактических игр по правилам дорожного движения. Автор: Петрова Н. С., 2017г.
  4. Методическая разработка открытого занятия «Правила движения достойны уважения». Автор: Петрова Н. С., 2018г.
  5. Методическая разработка родительского собрания «Добрая дорога детства». Автор: Петрова Н. С., 2018г.
  6. Диагностический материал уровня освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы «Азбука дорожной безопасности» (1 год обучения).
  7. Диагностический материал уровня освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы «Азбука дорожной безопасности» (2 год обучения).
  8. Диагностический материал уровня освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы «Азбука дорожной безопасности» (3 год обучения).
  9. Методическая разработка досугового мероприятия «Поздравляю с днём рождения!». Автор: Петрова Н. С., 2018г.
  10. Сборник тестов, ребусов, кроссвордов по правилам дорожного движения. Автор: Петрова Н. С., 2018г.
  11. Методичка «Простые правила твоей безопасности» (правила на железной дороге). Автор: Петрова Н. С., 2018г.
  12. Дидактическая игра «Загадки о дорожных знаках». Автор: Петрова Н. С., 2016г.
  13. Кроссворды по Правилам дорожного движения. Автор: Петрова Н. С., 2019г.
  14. Ребусы к занятиям по ПДД. Автор: Петрова Н. С., 2019г.
  15. Дорожное лото. 2019г.
  16. Газета «Добрая Дорога Детства». С 2017 по 2019г.

Материальная база

  • компьютер,
  • макет дороги (картонный),
  • макет светофора,
  • знаки,
  • плакаты,
  • карточки,
  • пластилин,
  • клей,
  • картон,
  • карандаши,
  • бумага,
  • книги,
  • журналы,
  • транспортные игрушки (большие автомобили),
  • транспортные игрушки (мелкие автомобили),
  • детские электромобили,
  • транспортные светофоры,
  • настольные дидактические игры,
  • жилеты,
  • рули,
  • скакалки.

Стоимость

Обучение бесплатное.

Видео

[ "" ]