Модифицированная программа «Умники и умницы».

Культура интеллектуальной деятельности, должна стать сегодня предметом пристального интереса педагогов. Развивая интеллект, мы можем дать ребенку мощное орудие для познания окружающего мира, содержащее компоненты саморегуляции, адаптации и саморазвития. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний, легче адаптируется к внешним воздействием, менее подвержена стрессам и психофизическим нагрузкам, обладает навыками саморазвития и логического мышления.

 

В последнее время в образовании сформировалось вполне самостоятельное явление, получившее название «Интеллектуальные игры». Многие отечественные психологи и педагоги высоко оценивают интеллектуальные игры в качестве одного из действенных средств воспитания, разностороннего развития человека, укрепление его уверенности в себе и развития познавательных способностей.

 

Интеллектуальные игры дают возможность раскрыться не только талантливым, эрудированным ребятам, но и тем, кто просто успешно и с интересом учится по какому- либо предмету. Игры в отличие от предметных олимпиад и научных конференций позволяют превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, в праздник.

 

Участие в играх позволяет детям проверить себя, свое мышление, интеллект в нестандартной, экстремальной ситуации (ограничение во времени, наличие соперников, игра на чужом поле), а наличие болельщиков, личный вклад в результаты команды, представительство (команда играет от школы, района) поднимают общественный статус ребенка. Именно поэтому в интеллектуальные игры с интересом играют не только младшие школьники, но и подростки, старшеклассники.

 

Интеллектуальные игры – это возможность реализовать важную потребность подросткового возраста: признание со стороны других, заявление и подтверждение своей социальной значимости.На интеллектуальных играх создается ситуация непосредственного эмоционального общения и взаимодействие детей в группе сверстников с целью развития навыков совместной работы, укрепления сплоченности коллектива, формирования чувств команды.

 

В процессе игры дети значительно расширяют свой кругозор, получают новые знания из различных областей наук. Идет формирование стойкого познавательного интереса, а ведь именно интерес является важным условием творческого отношения к любому делу.

 

В игре развивается умение принимать решения, ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. Игра сплачивает детский коллектив, включая в активную деятельность ребят замкнутых и застенчивых. Главной целью игры, конечно, является формирование навыков самостоятельного мышления и развитие интеллектуальных и творческих способностей личности, выработка личностных ценностных ориентиров.

Педагоги

Петраш Марина Николаевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Образование: высшее, НГПУ.

Педагогический стаж: 31 год. 

  • Почетная грамота Министерства образования НСО, 2012 г.
  • Благодарность губернатора НСО, 2014 г.
  • Почетная грамота губернатора НСО, 2016 г.

Содержание программы

  1. Вводное занятие – 2 ч.
  2. Игры на развитие внимания – 6 ч.
  3. Игры, развивающие память – 6 ч.
  4. Игры на развитие мышления – 6 ч.
  5. Загадки – 4 ч.
  6. Шарады – 4 ч.
  7. Анаграммы – 4 ч.
  8. Логогрифы – 4 ч.
  9. Ребусы – 6 ч.
  10. Головоломки – 6 ч.)
  11. Кроссворды – 14 ч.
  12. Творческие игры – 24 ч.
  13. Викторины – 24 ч.
  14. Интеллектуально – оздоровительные игры – 10 ч.

Цели программы

Цель программы– создание условий для формирования интеллектуально развитой личности, готовой к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию.

 

Образовательные задачи:

  • Обучить школьников умениям и навыкам совершенствования познавательных психологических процессов средствами тренингов, игровой, творческой деятельности.
  • Расширить диапазон знаний учащихся по гуманитарному циклу школьных предметов.

Развивающие задачи:

  • Развивать организаторские способности учащихся, а также формировать культуру общения.
  • Развивать самоорганизацию, самооценку, самоанализ, самореализацию у обучающихся.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать интерес к интеллектуальной деятельности.
  • Воспитывать общительность, доброжелательность, отзывчивость; воспитывать самостоятельность, настойчивость, выдержку, умение доводить начатое дело до конца, умение организовывать свою деятельность и анализировать ее.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • основные понятия познавательных процессов психики (внимание, память, мышление и т.д.), способы их совершенствования;
  • что такое ребусы, шарады, кроссворды, головоломки и т.д., какова их классификация;
  • приемы и методы поиска нужной информации;
  • культуру общения как необходимое условие твоей успешности.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • самостоятельно решать простые интеллектуальные задания (загадки, ребусы, шарады, анаграммы и т д.);
  • составлять простейшие загадки, шарады, ребусы.
  • работать в группе;
  • анализировать свою работу, выявлять достоинства и недостатки.

Особые условия проведения

В объединение принимаются все обучающиеся по желанию без каких-либо ограничений. При планировании занятий, учитываются личностные качества детей, их возрастные и индивидуальные особенности.

Материально-техническая база

Занятия проводятся на базе МКОУ Ильинской СОШ в типовом, хорошо освещенном и проветриваемом учебном кабинете, оснащенном типовыми столами и стульями с учетом физиологических особенностей обучающихся, с соблюдением санитарно-гигиенических норм, правил техники безопасности, установленных для помещений.

 

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный комплекс, бумага, карандаши.

 

Наглядно-дидактический материал: образовательная программа, методические пособия для проведения занятий, подборка игр, вопросов, музыки.