Программа «Ларец идей»

Программа «Ларец идей» имеет художественную направленность и развивает творческие способности детей, последовательного дифференцированного обучения теоретическим и практическим основам композиции и технологий изготовления сувениров из различных подручных материалов с учётом возрастных особенностей учащихся. По форме организации содержания образовательного процесса программа традиционная, по уровню реализации – базовая.

Актуальность и педагогическая целесообразность

     Актуальность программы «Ларец идей» заключается в том, что она органично дополняет уроки по «изобразительному искусству» и по содержанию заданий, и спектру тем самым перекликается с другими предметами обязательной программы общеобразовательных учебных заведений (таким как литература, история и др.). Благодаря этому занятия по программе «Ларец идей» способствуют разностороннему развитию ребёнка, помогают активно участвовать в общественных мероприятиях и полноценно общаться со сверстниками и педагогами.

Различные виды деятельности, в том числе и художественные промыслы, которым можно обучиться в системе дополнительного образования привлекают большое количество детей. Основным стимулом для учащихся является то, что во время обучения создаются предметы, имеющие не только художественную ценность, но и утилитарный характер. С первого занятия учащиеся выполняют как завершенные, так и не завершённые изделия, требующие более кропотливой работы, с использованием сложных технологий. При определении тематического планирования учитываются возрастные особенности восприятия детьми темы задания, художественные и творческие склонности, интересы и навыки каждого ребёнка. Подготовка к участию в выставках, конкурсах, фестивалях и ярмарках стимулирует детей на глубокое изучение материала по соответствующим темам.

Отличительные особенности программы

     Программа  «Ларец идей» отличается от других программ художественной направленности тем, что в программе используется подача материала по нарастающей сложности  «от простого к сложному», а в основе обучения заложено несколько видов ручного труда, освоение различных технологий выполнения творческих работ, изучение свойств различных материалов, что даёт детям возможность реализовать любые творческие идеи и приобрести навыки работы с разным материалом (бумага, кожа, природный материал, текстиль и др.). У каждого ребёнка есть возможность попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем, а также позволяет  поддерживать интерес к художественному творчеству.

     Новизна программы заключается в том, что она  позволяет    параллельно    осваивать   несколько     направлений     декоративно-прикладного творчества (шитьё интерьерных игрушек, работа с бросовым материалом, декупаж  и т.д.), что предоставляет больше возможностей для творческой самореализации обучающихся, чем типовая программа по одному виду деятельности.   Это даёт возможность не только изучать различные виды и техники декоративно-прикладного творчества, и комбинировать  их одновременно в каком-либо изделии. А также нацеливает детей на ознакомление с различными профессиями  такими, как дизайнер, художник, флорист и т.д.

Педагоги

Пайвина Галина Сергеевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Образование: высшее, НГПУ.

Квалификация: учитель русского языка и литературы по специальности «Филология».

Педагогический стаж: 10 лет.

1. Курсы повышения квалификации:

1. Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования «Развитие профессионального мастерства педагога дополнительного образования» (108 часов) 2013г.

2. ГАПОУ Татарский педагогический колледж «Проектно-исследовательская деятельность педагога дополнительного образования» (72 часа) 2017г.

3.ГАПОУ Татарский педагогический колледж «Содержание и организация деятельности педагога с детьми с особыми возможностями здоровья» (108 часов) 2020г.

4.Отделение дополнительного профессионального образования Общества с ограниченной ответственностью "Центр непрерывного образования и инноваций""Методика преподавания декоративно-прикладного искусства и инновационные подходы к организации образовательного процесса" (72 часа) 2020г.

2. Награды и достижения:

1. Почётная грамота начальника управления образования администрации Чановского района 2016г.

2.Почётная грамота администрации Чановского района 2019г.

3.Диплом лауреата регионального конкурса традиционных женских ремёсел «Терем мастериц» Новосибирского государственного областного Дома народного творчества 2018г.

4. Диплом лауреата регионального фестиваля традиционных женских ремёсел «Горница» Новосибирского государственного областного Дома народного творчества 2019г.

5. Диплом лауреата областной выставки декоративно-прикладного творчества «Масленичные проделки» Областного центра русского фольклора и этнографии 2018г.

6. Диплом лауреата 3 областного фестиваля творчества педагогических коллективов образовательных организаций Новосибирской области «Признание −2016»

7. Диплом победителя районного конкурса творческих работ «Посмотри, как он хорош- район, в котором ты живешь!», посвященного 90-летию Чановского района 2015г.

является участником сетевого профессионального педагогического сообщества «Netfolio» и ведет электронное портфолио педагога http://akademya_tvorshestva.netfolio.ru/.

Содержание программы

Учебно – тематический план первого года обучения:

  1. Вводное занятие – 2 часа.
  2. Декорирование предметов – 22 часа.
  3. Изготовление изделий из бросового материала-26 часов
  4. Изготовление топиариев- 32часа
  5. Изготовление текстильных игрушек-20 часов
  6. Вязание крючком – 32 часа.
  7. Творческие задания на свободную тему – 8 часов.
  8. Итоговое занятие – 2 часа.

Всего: 144 часа.

 

Учебно – тематический план второго года обучения:

  1. Вводное занятие – 2 часа.
  2. Изготовление русской тряпичной куклы – 70 часов.
  3. Декорирование стеклянных бутылок и банок– 60 часов.
  4. Творческие задания на свободную тему – 10 часов.
  5. Итоговое занятие – 2 часа.

Всего: 144 часа.

 

Учебно – тематический план третьего года обучения:

  1. Вводное занятие – 2 часа.
  2. Изготовление авторских кукол-88 часов
  3.  Изготовление декоративных изделия из мешковины и шпагата – 38 часов.
  4. Творческие задания на свободную тему – 14 часов.
  5. Итоговое занятие - 2 часа.

Всего: 144 часа.

Цели программы

Цель программы – развитие творческой активности и самореализации личности ребёнка посредством знакомства с разными видами рукоделия (вязание крючком, текстильные игрушки, работы с бросовым материалом).

 

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно – прикладного творчества;
  • научить детей владеть различными техниками работы с материалами инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
  • обучить технологиям различных видов рукоделия.

Воспитательные:

  • способствовать развитию внутренней свободы ребёнка, способности к объективной самооценке и самореализации      оведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;
  • воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;
  • воспитывать толерантность

Развивающие:

  • развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребёнка, фантазию, наблюдательность;
  • развивать моторику рук, глазомер;
  • развивать усидчивость и волевые качества;
  • развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Результат программы

     По окончании первого года обучения учащиеся будут знать технику безопасности в работе с бытовыми  приборами и инструментами (утюгом, ножницами, иглой, клеем, крючком, красками, кисточками), терминологию ручных работ, виды игрушек, названия петель при вязании крючком, названия нитей для вязания; получат навыки использования бросового материала для изготовления поделок, прочтения и составления схем вязания крючком, научаться копировать и переводить рисунки на ткань, будут уметь изготавливать фоторамки, топиарии, декоративные шары, текстильные игрушки, научаться декорировать бутылки и банки;  будет сформирован  учебно-познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству; будет привит навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ, будет сформирована потребность к творческому труду.

     По окончании второго года   обучения учащиеся будут знать виды русских народных кукол, технику изготовления холодного фарфора, правила ухода за куклами, овладеют понятиями декорирование холодным фарфором, песком и крашеной манной крупой; научатся различать типы и виды тканей и их назначение, научаться делать кукол, декорировать бутылки и банки  при помощи холодного фарфора, песка и  крашеной манной крупы, будут уметь окрашивать манную крупу и соль, наносить узор маркером; будут заложены  основы личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное  отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда; будут развиты природные задатки, творческий потенциал каждого ребёнка, фантазия, наблюдательность, будет развита моторика рук, глазомер.

     По окончании третьего года обучения учащиеся будут знать все этапы изготовления авторской куклы, овладеют техникой «папье-маше», «джутовая филигрань», будут различать шпагат по толщине скручивания нитей, и для какого изделия он подходит больше всего; получат навыки изготовления каркаса для куклы, научатся делать авторскую куклу, получат навыки по выбору фурнитуры для изготовления костюма куклы, научатся делать декоративные игрушки из мешковины; будут развиты усидчивость и волевые качества, будет развито стремление преодолевать трудности и добиваться успешного достижения поставленных целей, будет воспитано уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

       В процессе освоения программы учащиеся будут иметь возможность приобрести практические навыки в различных видах рукоделия, познакомятся  с историей и современными направлениями развития декоративно – прикладного творчества, научатся сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми.

 

 

Особые условия проведения

Кабинет для занятий;
наличие посадочных мест для занятия;
наличие подручных, бросовых материалов для работы.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы «Ларец идей» необходимо:

- учебный кабинет соответствующий санитарно – гигиеническим нормам и технике безопасности;

- оборудование учебного кабинета: стол для учащихся и педагога, стулья, стеллажи и шкафы для хранения дидактических пособий и учебных материалов, выставочные стеллажи;

- оборудование необходимое для проведения занятий: термопистолеты, доска гладильная, утюг;

- технические средства обучения: ноутбук, мультимедиа – проектор;

- материалы необходимые для занятия: ножницы, ткани, нитки, клей, краски, кисти, фигурные ножницы, бросовый материал, материал для декорирования.

Стоимость

Обучение по программе бесплатное.

Видео

[ "" ]