Программа «Авиамоделисты»

Авиационный моделизм является одним из наиболее популярных технических видов спорта. Модель самолёта – это самолёт в миниатюре со всеми его свойствами, аэродинамикой, прочностью конструкции. Авиамоделизм – это первая ступень овладения авиационной техникой. 

 

Авиамоделизм – это синтез спорта и технического творчества, возможно для кого-то – это путь в профессию. Постройка летающих моделей – первый шаг в «большую авиацию». Но учащиеся становятся на него задолго до того, как перед ними возникает вопрос о будущей профессии. Для них это, прежде всего, увлекательная игра. Занятия моделированием летательных аппаратов, знакомство с историей и технологией их создания, дает учащимся возможность освоить современные технологические решения. При изготовлении моделей у учащихся вырабатывается инженерный подход к решению проблем.

 

Образовательная программа «Авиамоделисты», направлена на всестороннее развитие личности, с использованием комплексного, системного подхода к обучению, гармонично сочетающая научные и исторические знания в области авиации, с практическим применением полученных умений и навыков.

Педагоги

Гаврилов Анатолий Сергеевич – педагог дополнительного образования, без квалификационной категории. Образование: высшее, педагогический стаж работы: 2 года.

Достижения педагога:

  • Благодарственное письмо за подготовку призёров районных авиасоревнований по простейшим авиамоделям  2018 год;
  • Благодарственное письмо за подготовку призёров Зональных авиасоревнований по простейшим авиамоделям г.Барабинск 2019 год;
  • Благодарственное письмо за подготовку призёров Зональных авиасоревнований по простейшим авиамоделям г.Барабинск 2020 год.

Достижения Учащихся:

  • 1 место в Зональном этапе первенства НСО по авиамоделизму в классе простейших летающих моделей для закрытых помещений (в командном зачёте) в г. Барабинске;
  • 1 место Шишкин Виктор в Зональном этапе первенства НСО по авиамоделизму в классе простейших летающих моделей для закрытых помещений (в личном зачёте);
  • 3 место Романко Николай в Зональном этапе первенства НСО по авиамоделизму в классе простейших летающих моделей для закрытых помещений (в личном зачёте);
  • 3 место Фомина Алёна на районных соревнованиях по авиамоделизму "Юный пилот«
  • Диплом III степени Фомина Алёна на муниципальном этапе областного конкурса «Палитра ремёсел», номинация: техническая.

Содержание программы

Содержание 1 года обучения

1.Вводное занятие (3 часа)

Теория: знакомство с каждым учеником, его интересами и увлечением. Ознакомить с целями и задачами объединения, правилами поведения и традициями. Дать общее представление об истории развития авиации, космонавтики, полетах человека. Ознакомить с инструментами и материалами. Инструктаж по ТБ.

2.Простейшие модели (30 часов)

Теория: модели самолетов из бумаги, пенопласта. Ознакомить детей с историей возникновения и применения авиамоделей. Изучить основы полета моделей, их конструкцию и основные части, ознакомить школьников с основами полета моделей. Дать первоначальные сведения о работе воздушного винта, создании им силы тяги.

Практика: изготовление простейших моделей. Запуск авиамоделей.

3.Вертолет (30 часов)

Теория: что такое вертолет? Его характеристики. История возникновения. Объяснить способы сборки и регулирования простейших моделей.

Практика: изготовление моделей вертолета.

4.Планера (28 часов)

Теория: модели планеров из пенопласта, бальзы. Изучить способы соединения различных материалов между собой. Дать сведения по аэродинамике полета планеров и их конструкции. Объяснить способы сборки и регулирования модели планера.

Практика: строительство простейших моделей планера из различных материалов.

5.Самолет (42 часа)

Теория: Что такое самолет? Его характеристики. История возникновения комнатных авиамоделей. Объяснить способы изготовления комнатных авиамоделей.

Практика: построение авиамоделей для закрытого помещения из различных материалов.

6. Итоговое занятие (3 часа)

Теория: подведение итогов, тестирование, награждение победителей соревнований и выставок.

 

Содержание 2 года обучения

1.Вводное занятие (2 часа)

Теория: План работы на учебный год. История развития авиации, космонавтики. Инструменты материалы. Инструктаж по технике безопасности при работе со станками. Диагностика технической одаренности детей.

2.Самолет "К-1" (32 часа)

Теория: Самолёт К-1, его характеристики. История возникновения. Фюзеляж. Крыло. Стабилизатор. Киль. Лопасть винта.

Практика: изготовление: фюзеляжа, крыла, стабилизатора, киля, лопастей винта, сборка, обтяжка модели, изготовление резиномотора, балансировка, тренировочный запуск.

3. Самолет "К-2" (34 часа)

Теория: Самолёт К-2, его характеристики. История возникновения. Расчет параметров резиномотора.

Практика: изготовление: фюзеляжа, крыла, стабилизатора, киля, лопастей винта, сборка, обтяжка модели, изготовление резиномотора, балансировка, тренировочный запуск.

4.Микропленка (8 часов)

Теория: что такое микропленка? Технология изготовления микропленки. Рецепт. Способы приклеивания на модель.

Практика: изготовление съемников.

5.Самолет "F1D" (58 часов)

Теория: Самолёт F1D, его характеристики. История возникновения. Воздушный винт.

Практика: Изготовление стапеля. Сборка модели. Запуск регулировка

6.Итоговое занятие (2 часа)

Теория: анализ выполненной работы за год (коллективное обсуждение), тестирование, награждение победителей соревнований и выставок.

 

Содержание 3 года обучения.

1. Вводное занятие (2 часа)

Теория: план работы на учебный год. Авиамоделизм в России. Категории и классы авиационных моделей. Инструктаж по технике безопасности.

2.Модели планеров класса А-1 (44 часа)

Теория: аэродинамика полета планера и его конструкция, характеристики.

Практика: постройка и сборка модели. Запуск, настройка. Испытательные полеты моделей планеров класса А-1.

3.Кордовая учебно-тренировочная модель (70 часов)

Теория: классификация летающих моделей, их характеристики. Основы аэродинамики. Принципы полета моделей.

Практика: постройка и сборка модели, тренировочные запуски моделей.

4.Закрепление приобретённых навыков (18 часов)

Практика: закрепление приобретенных навыков за все время обучения. Тренировочные запуски моделей различного типа. Показательное выступление.

5.Итоговое занятие (2 часа)

Подведение итогов, поощрение победителей соревнований и выставок. Итоговое тестирование.

Цели программы

Цель программы: создание условий для творческой самореализации личности учащегося и его социального самоопределения, посредством занятий авиамоделизмом.

 

Задачи:

 

Обучающие:

  • изучить основы авиастроения, основы теории полета моделей;
  • способствовать усвоению правильной технической терминологии, технических понятий и сведений;
  • обучить приёмам работы с различными материалами;
  • научить разрабатывать чертежи авиамоделей;
  • обучить приёмам и технологиям изготовления, регулировки и запуска авиамоделей;
  • расширить объем знаний по таким предметам как физика, математика;
  • научить безопасному использованию инструментов и приспособлений.

 

Развивающие задачи:

  • развить чувства формы, цвета, соразмерности частей;
  • развитие у учащихся технического мышления;
  • развить навыки работы слесарными и столярными инструментами;
  • развить навыки инженерной, конструкторской и исследовательской деятельности;
  • развить фантазию, изобретательность, умение обобщать.

 

Воспитательные задачи:

  • воспитать настойчивость в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;
  • воспитать аккуратность, дисциплинированность, ответственность за порученное дело;
  • воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, взаимопомощь, уважение к труду окружающих и другие);
  • сформировать представление об авиамоделировании как об области человеческих знаний, использующей новейшие достижения науки, техники и технологии;
  • сформировать умение решения поставленной задачи.

Результат программы

По окончанию первого года обучения учащиеся должны:

знать:

  • историю авиастроения;
  • общие сведения и строение простейших моделей;
  • общие сведения и строение планера;
  • общие сведения и строение вертолета;
  • общие сведения и строение комнатных авиамоделей;
  • свойства и принцип работы с материалом;

уметь:

  • работать с инструментами;
  • строить простейшие модели;
  • строить модели планера;
  • строить модели вертолета;
  • строить модели самолетов.

 

По окончанию второго года обучения учащиеся должны:

знать:

  • методику несложных технических расчетов;
  • основы аэродинамики и теории полета;
  • основы аэродинамики и теории полета;
  • правила соревнований и участвовать в них.

уметь:

  • проектировать и изготавливать учебно-пилотажные модели с электродвигателями и двигателями ДВС;
  • проектировать свободнолетающие модели спортивных классов;
  • уметь пилотировать простейшие радиоуправляемые авиамодели;
  • выполнять простейшие фигуры высшего пилотажа;
  • применять правильное самостоятельное решение при работе по изготовлению модели или отдельных ее узлов;
  • работать с электрооборудованием и на сверлильном станке;
  • выполнять чертежи моделей простых самолетов.

 

По окончанию третьего года обучения учащиеся должны:

знать:

  • аэродинамику модели самолета своего класса;
  • особенности двигателей моделей (кордовых, резиномоторных);
  • теорию расчета и выбор профилей крыла для своего класса модели;
  • методику регулировки модели;

уметь:

  • рассчитать геометрические параметры самолета своего класса;
  • подобрать винтомоторную группу в соответствии с классом модели;
  • запускать двигатели и модели самолетов;
  • подбирать и рассчитывать профили крыльев;
  • регулировать модель самолета.

 

Прогнозируемые результаты.

Личностные универсальные учебные действия:

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий;
  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с авиамоделированием.

 

Регулятивные универсальные учебные действия:

Регулятивные универсальные учебные действия проявляются в способности:

  • формировать умения ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • адекватно воспринимать оценку педагога;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
  • в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • осваивать способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  • оценивать получающийся творческий продукт и соотносить его с изначальным замыслом, выполнять по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.

 

Познавательные универсальные учебные действия:

Учащийся :

  • умеет отбирать необходимую информацию, находить её в дополнительных источниках;
  • может структурировать найденную информацию в нужной форме;
  • осознает поставленные задачи, умеет выбирать наиболее подходящий способ решения задачи, исходя из ситуации;
  • может проанализировать ход и способ действий;
  • понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме;
  • использует знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

 

Коммуникативные универсальные учебные действия:

Учащийся :

  • умеет общаться и взаимодействовать с партнёрами по совместной деятельности или обмену информацией;
  • обладает способностью действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
  • учитывает разные точки зрения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • умеет работать в группе, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы;
  • следует морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;
  • умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • умеет сдерживать негативные эмоции, представлять и корректно отстаивать свою точку зрения, проявлять активность в обсуждении вопросов.

Особые условия проведения

В творческое объединение принимаются учащиеся по желанию, без каких – либо ограничений.

Материально-техническая база

Занятия по данной программе проходят на базе МКОУ Травнинской СОШ им. Я.Т. Новиченко, в кабинете «Технология». Кабинет полностью оборудован необходимой мебелью, ручными и электрическими инструментами, необходимых для работы.

 

Инструменты: рубанки большие, рубанки малые, ножовка по дереву, молотки разные, киянки, лобзики с пилками, стамески плоские от 6 до 20мм, ножи канцелярские, плоскогубцы, круглогубцы, кусачки, отвертки (разные), напильники (разные), надфили (разные), ножницы для бумаги, ножницы по металлу, сверла по металлу диаметром от 1 до 10 мм, сверла перьевые по дереву диаметром от 16 до 35 мм, ножовки по металлу, линейки металлические (150 и 500 мм), линейки металлические (1м), линейки ученические (250мм), набор лекал (комплект), угольники металлические (слесарные), штангенциркули, тиски настольные, тиски ручные, метчики и плашки (М2,5;МЗ; М3,5; М4) (комплект).

 

Электроинструменты: электролобзик, шлифовальная машинка, паяльник электрический,термо-пистолет, мультиметр, электродрель электрическая, электрический рубанок.

 

Материалы:

  • Сталь: листовая, пруток, труба.
  • Латунь, бронза, медь: листовая, пруток.
  • Алюминий.
  • Проволока различного диаметра.
  • Электродвигатели для моделей.
  • Припой, стеклоткань.
  • Заточные круги, наждачная бумага.
  • Скотчи.
  • Клеи разные.
  • Картон.
  • Дерево
  • Пенопласт.

В кабинете имеется ноутбук, и возможность выхода в сеть Интернет.

Стоимость

Обучение по программе бесплатное.