Программа «В гости к Природе»

       Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время проблема экологического образования волнует всех – учёных, педагогов, общественность. Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном уровне научную картину мира и представление о месте человека в этом мире. Экологическая культура формируется в течение всей жизни человека, развивая интеллект и чувства. Главной целью экологического образования ЦРТ Тогучинского района является формирование экологической культуры – совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

      Процесс развития экологической культуры не простой и продолжительный, поэтому экологическое образование человека надо начинать с раннего возраста. С этой целью разработана программа «В гости к Природе».

      Отличительные особенности программы, новизна

      Программа экологического воспитания состоит из ряда блоков, каждый из которых в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода», «Почва», «Песок, камни» и др.) Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим. Большое внимание уделяется наблюдениям во время прогулок, экскурсиям, чтению книг, изобразительной и музыкальной деятельности, проведению наблюдений, опытов, игр.

      Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения. Особое внимание в данной программе уделяется формированию целостного взгляда на природу и места человека в ней. У дошкольников формируются основы экологической грамотности и культуры, ответственное отношение ко всему в природе и к своему здоровью. Дети начинают осознавать себя частью природы, учатся видеть невидимые связи всего со всем в природе, развивается представление о самоценности природы, эмоционально-положительное отношение к ней.

      Программа  модифицированная, в основу  легли методические материалы Рыжовой Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001.

Педагоги

Педагог дополнительного образования по профилю деятельности.

Репина Ольга Васильевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. Образование: высшее (НСХИ), средне специальное (Болотнинский педагогический колледж).

Квалификационная категория, дата присвоения: высшая категория, 25.02.2020 год.

Курсы повышения квалификации «Проектирование дополнительных общеразвивающих программ различной направленности в условиях реализации проекта «Успех каждого ребенка». 01.06.2021.

Стаж педагогической работы по должности: 33 года.

Наличие наград, поощрений, почётных званий:

1.     Почетная грамота Губернатора Новосибирской области, Июнь 2008.

2.     Почетная грамота Министерства образования и науки Российской федерации, 06.08.2012.

3.    Диплом Международного конкурса творческих работ «Путь на Олимп», 25.12.2015.

4.     Благодарственное письмо Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области и Министерства сельского хозяйства Новосибирской области, 2016.

5.     Грамота за высокий уровень руководства опытнической работой учащихся «Конкурсное сортоиспытание сортов и гибридов овощных культур агрофирмы «Семко-Юниор», 10.10.2020.

6.     Благодарственное письмо Начальника отдела природных ресурсов и охраны окружающей среды города Тогучина за плодотворное сотрудничество и участие в проекте «Экологический десант».

7.      Благодарственное письмо Новосибирской детско – юношеской общественной организации «Солярис».

Расписание

Пн. 10.10-10.40

Вт. 10.10-10.40

Содержание программы

1.Комплектование группы первого года обучения (1 час).

2.Введение (1 час).

3.Я и природа (6 часов).

4. Вода (6 часов).

5. Воздух (6 часов).

6.Солнце (6 часов).

7.Камни, песок, глина (6 часов).

8. Почва (6 часов).

9. Растения (6 часов).

10. Подготовка и участие в природоохранных акциях (8 часов).

11. Животные (6 часов).

12. Лес (6 часов).

13. Человек и природа (8 часов).

Итого: 72 часа

Цели программы

Цель программы: формирование экологически грамотной личности с осознанным отношением к окружающему миру, природе и к своему здоровью.

 

Задачи

Личностные:

1.Развивать навыки здорового образа жизни.

2.Развивать эмоциональное сопереживание.

 

Метапредметные:

1.Научить осознавать ребёнка себя частью природы.

2. Развивать уважительное отношение к природе, экологически грамотное поведение в быту, в природе.

 

Предметные:

1. Научить азам элементарной экологической безопасности, рациональному использованию природных ресурсов, правилам здорового образа жизни.

2. Научить понимать  то, что в природе всё взаимосвязано, и нарушение одной из связей, ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция».

3. Развивать мотивацию к познавательной деятельности, потребность в саморазвитии, ответственности, активности, аккуратности.

Результат программы

Личностные:

1.Разовьются навыки здорового образа жизни.

2.Разовьется эмоциональное сопереживание.

Метапредметные:

1. У обучающихся будет сформирована мотивация к познавательной деятельности, потребность в саморазвитии, ответственности, активности, аккуратности.

2. Разовьется уважительное отношение к природе, экологически грамотное поведение в быту, в природе.

Предметные:

1. Научатся азам элементарной экологической безопасности, рациональному использованию природных ресурсов, правилам здорового образа жизни.

2. Научатся понимать то, что в природе всё взаимосвязано, и нарушение одной из связей, ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция».

3. Обучающиеся научатся элементарной экологической безопасности, рациональному использованию природных ресурсов, правилам здорового образа жизни.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение.

Для занятий необходимы:

- отдельное, хорошо проветриваемое, светлое помещение;

- наглядность: иллюстрации, картины, наборы открыток;

- оборудование для опытов и экспериментов: лабораторная посуда, гербарии, коллекции насекомых, оборудование для ухода за живыми объектами, «ящик ощущений»;

- природный материал (глина, песок, почва, ракушки, камни, птичьи перья, шишки, спил, ветки и листья деревьев и кустарников, мох, семена и т. д.);

- прочие материалы: воздушные шары, зеркала, краски, линейки, альбомы, ватманы;

- дополнительное оборудование: детские халаты, перчатки;

- дневники наблюдений.