Программа «Маленькие волшебники»

Программа ориентирована на работу с детьми младшего школьного возраста в системе дополнительного школьного образования в области экологического воспитания. Основная концептуальная идея программы – формирование у ребенка представлений о себе, как о неотъемлемой части природы на основе развития эмоционально-чувственного отношения к ней.

 

Особенностью настоящей программы является то, что она позволяет сформировать у ребенка представления о себе, как неотъемлемой части природы, раскрыть при этом его потенциальные творческие способности. Открывая для себя мир природы каждый ребенок учится передавать свои впечатления и представления, отражая их в играх, сказках, рисунках, учебно-исследовательских работах. Основная задача программы – выявить потенциальные способности детей и создать условия для их развития.

 

Для достижения поставленной цели в работе педагога важна опора на имеющееся в задатках у каждого ребенка «эмоциональное неравнодушие» к природе. Этому способствует использование а процессе обучения различных средств активизации познавательное деятельности: прослушивание музыки, погружение в звуки природы, творческая деятельность детей (рисование, сочинение сказок, разгадывание загадок), непосредственное общение с природой.

 

Содержание программы направлено, в первую очередь, на формирование эмоционально – чувственной сферы ребенка для последующего получения им систематизированных знаний, умений и навыков в области экологии.

 

Для более полного представление о процессах, происходящих в природе, и для формирования у ребенка осознанной позиции «Я – исследователь» в программу включены элементы поисковой деятельности, учебно-исследовательской деятельности.

 

Знания биологии и экологии, полученные в процессе обучения, и сформировавшаяся позиция «Я – исследователь» необходимы для дальнейшего поиска путей взаимодействия с природой без нарушения её законов, что поможет решить внутреннее противоречие между природно-биологической сущностью человека и его технократизированым сознанием.

Педагоги

Гуляшова Светлана Владимировна - педагог дополнительного образования высшей категории. 

Педагогический стаж: 25 лет.

Образование: высшее, НГПИ, 1991 г. 

 

Повышение квалификации:

  • НИПКиПРО, «Реализция ФГОС в начальном образовании» (11.11.13. – 21.11.13 г.).
  • ГЦИ «Эгида», «Использование ИКТ в деятельности учителя» (24.01.14. – 22.03.14 г.).

Содержание программы

Программой предусмотрено три занятия в неделю продолжительностью 1 час, 108 часов в год.

Программа рассчитана на 4 года обучения.

Цели программы

Цель программы – сформировать представление о себе как о неотъемлемой части природы на основе развития эмоционально-чувственного отношения к ней, посредством организации различной экологической творческой деятельности. Работа с детьми по данной программе, учитывая возрастные особенности развития личности ребенка, позволяет последовательно подойти к реализации поставленной цели.

 

Задачи.

Развивающие:

  • развивать творческий потенциал детей;
  • развивать воображение, внимание, память;
  • развивать у обучающихся эмоционально-чувственную атмосферу личности как основу формирования экологической культуры;
  • развивать коммуникативные навыки и умения. 

Воспитательные:

  • воспитывать ответственное и заботливое отношение к природе;
  • воспитывать доброе отношение друг к другу;
  • сформировать у детей потребность и личный положительный опыт взаимодействия с окружающей средой;
  • привлечь детей к решению нравственных качеств личности: ответственности. Толерантности, взаимовыручки, аккуратности.

Образовательные:

  • формировать у детей начальное представление о взаимосвязях в природе;
  • расширять кругозор детей по отдельным отраслям экологической науки;
  • знакомить детей с растениями и животными леса, луга и водоёма;
  • познакомить детей с многообразием звуков красок и запахов, их ролью в природе;
  • познакомить учащихся с особенностями взаимодействия человека и природы;
  • обучить детей практическим навыкам и способам экологически грамотной организации жизнедеятельности;
  • формировать умение объяснить наблюдаемые факты и явления природы, природные взаимосвязи.

Результат программы

Планируемый результат:

Личностные:

- осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

- установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

 

Метапредметные

- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

 

Предметные

- умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

- овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

Материально-техническая база

В процессе обучения задействованы мультимедийное оборудование, энциклопедии, словари, художественные книги, учебные пособия, оборудование для проведения практических работ.