«Юный кулинар»

Обучение направлено на самоопределение и профессиональную ориентацию, являющейся важным этапом на пути социализации личности. В процессе обучения ребята познают, сохраняют и развивают национальные кулинарные традиции. На современном этапе развития общества программа отвечает запросам детей и родителей: формирует профессиональные знания, умения и навыки повара, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к кулинарному творчеству.

 

Изучение основ здорового образа жизни и рационального питания способствует воспитанию физически нравственно здорового поколения, развитию чувства гармонии и красоты, способности воспринимать мир как единое целое.

 

Отличительная особенность программы «Юный кулинар», заключаются в том, что она призвана напомнить о почитаемых, традициях и народных обычаях. Знакомит с современной кухней и оборудованием современных предприятий общественного питания. Даёт информацию о профессии. Больше времени отведено на практическое использование полученных теоретических знаний.

 

Содержание программы базируется на учебно-методических пособиях, авторов по профессиональной подготовке повар-кондитер. Н.Г. Бутейкис, А.А. Жукова, Н.А. Анфимова, Л.Л. Татарская, В.П. Золин, З.П. Матюхина, Э.П. Королькова. Учебники профессионального обучения: «Технология приготовления мучных кондитерских изделий», «Кулинария», «Оборудование», «Физиология питания».

Новизна программы «Юный кулинар» заключается в том, что она обращает участников образовательного процесса к пониманию традиций и культуры кулинарного ремесла народов Сибири, России, знакомит с кухнями других народов. Использование элементов проектной технологии. Выполняя проекты, учащиеся находят и анализируют информацию, которую применяют на практических занятия.

 

Педагоги

Габайдулина Виктория Владимировна - учитель технологии.

Категория: высшая.

Стаж работы: 30 лет.

 Образование: высшее, «Московский ордена Трудового Красного знамени технологический институт лёгкой промышленности», специальность – инженер-технолог швейного производства. 1989 год.

Диплом о профессиональной переподготовке 613100166134 Регистрационный номер № ПП А3360 28410 от 23 ноября 2019 года присвоена квалификация «Учитель технологии и труда» (288 часов). Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Межрегиональный институт развития образования»

Повышение квалификации:

· ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по программе «Методика организации профессионально-трудового обучения учащихся с умственной отсталостью и (интеллектуальными нарушениями)»  (108 часов) 2 декабря 2017 год;

· Акционерное общество «Академия «Просвещение» по дополнительной профессиональной программе «Современные образовательные технологии: на пути к цифровой школе» (24 часа). 10 августа 2020 год;

· Министерство образования РФ МАОУ «Лицей №176» программа переподготовки тьюторов «Вожаторий» (72 часа) 30 ноября 2017 год;

· АНО «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования Всероссийский образовательный проект RAZVITUM участник онлайн-семинара «ИКТ- компетентность педагога и практические вопросы внедрения и эксплуатации информационной системы образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС». Серия 081624 № 116024, 2 часа. 2017 год.

Награды, поощрения педагога:

• Почётная грамота начальника департамента образования мэрии города Новосибирска (2020 год);

• Благодарственное письмо мэрии города Новосибирска департамента образования (2018 год);

• Благодарственное письмо Администрации Института детства и ректорат федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» за участие в совместной деятельности с институтом детства, Благотворительным фондом поддержки слепоглухих «Со-единения» (г. Москва), проведение практик по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, за мастерство и умение делиться своим опытом, знаниями со студентами (2019 год);

• Благодарственное письмо за подготовку участников межрегионального дистанционного конкурса рисунков, поделок «Мамам и бабушкам посвящается» (2017 год).

 

Содержание программы

Содержание первого года обучения

Если хочешь быть здоров. Из чего состоит наша пища. Полезные и вредные привычки питания. Самые полезные продукты. Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Где найти витамины зимой и весной. Всякому овощу – свое время. Каждому овощу – свое время.

Гигиена питания и приготовления пищи. Как правильно есть (гигиена питания). Твой режим питания.

Этикет. Как правильно накрыть стол. Когда человек начал пользоваться вилкой и ножом.

Рацион питания. Из чего варят каши. Как сделать кашу вкусной. Плох обед, коли хлеба нет. Полдник. Время есть булочки. Пора ужинать. Почему полезно есть рыбу. Мясо и мясные блюда. Как утолить жажду. На вкус и цвет товарищей нет. Проект «Рацион чемпиона».

Из истории русской кухни. Народные праздники, их меню. Щи да каша – пища наша. Что готовили наши прабабушки. Игра «Кулинарные посиделки всей семьёй»

Второй год обучения

Значение питания в жизни человека.

Кухня. Оборудование кухни. Электроприборы для приготовления пищи. Уход за кухонной и столовой посудой. Гигиене, о санитарно-гигиенических требованиях к помещению, личной гигиене, гигиене питания. Содержание в чистоте кухни и инвентаря.

Напитки. Виды напитков. Сервировка стола к чаю. Способы складывания салфеток. Этикет за столом. Горячие напитки. Холодные напитки. Оформление готовых блюд и подача их к столу.

Салаты. Виды овощей используемых в кулинарии. Сервировка стола к завтраку. Приготовление салата из овощей, фруктов.

Бутерброды. Продукты, используемые для приготовления бутербродов.  Условия и сроки хранения бутербродов. Способы оформления открытых бутербродов. Забавные бутерброды – канапе. Приготовление забавных бутербродов.

Выпечка. Виды теста. Начинка. Жидкое тесто. Приготовление оладий из пресного теста. Приготовление бисквита.

Творческий проект «Праздничный стол».

Третий год обучения

Хочешь жить умей питаться. Питание. Наука о питании. Нутрициология. Рейтинг способов термической обработки продуктов. Основные компоненты питания –белки, жиры, углеводы. БЖУ.

Гликемический индекс продуктов (ГИ).

Русская кухня пушкинского времени. Русская кухня пушкинского времени. Традиции допетровского кулинарного искусства. Смешение продуктов. Заимствование западноевропейских кулинарных обычаев и нравов.

Русская кухня. Первые блюда. Русская кухня. Первые блюда. Похлёбки, щи, уха, ботвинья. Ассортимент блюд пушкинской поры. Приготовление ботвиньи, щей.

Соусы на все вкусы. Приготовление майонеза в домашних условиях. Приготовление заправки для салатов.

Всякому овощу – своё время. Значение овощных блюд для здоровья человека. Приготовление блюда из картофеля, из баклажан.

С восторгом о мясной пище. Значение блюд из мяса для здоровья человека. Приготовление в духовке блюд из мяса.

Подарок Нептуна – рыба на столе. Значение рыбных блюд для здоровья человека. Приготовление в духовке блюд из рыбы.

Напитки. Напитки. Горячие и холодные. Компот, горячий шоколад, кисель, морс, квас. Приготовление горячих напитков.

«Красна изба не углами, а красна изба пирогами». Пресное, дрожжевое, слоёное тесто. «Ешь пельмень – кому не лень». Приготовление кулинарных блюд из пресного теста.

Христианские кулинарные традиции. Приготовление кулича на Пасху, блинов на масленицу, печенья на калядки, ватрушек, сладкого открытого пирога.

Творческий проект на тему православного христианского праздника («Встречаем Масленицу», «Айда колядовать!» …)

Четвёртый год обучения

Правильное питание. Полезные продукты. Режим питания. Питьевой режим. Способы термической обработки продуктов. БЖУ Белки, жиры, углеводы. Гликемический индекс продуктов (ГИ).

Профессия пекарь. Профессия пекарь. Возможности профессии. Востребованность на рынке труда.

Кулинарное путешествие в Узбекистан. Приготовление катламы, самсы по-узбекски, узбекского плова.

Кулинарное путешествие на Кавказ. Приготовление лепёшки (хычины), осетинских пирогов, голубцов, хачапури по-аджарски.

Кулинарное путешествие в Турцию. Приготовление бублика «Симит», ачмы, пайда.

Кулинарное путешествие во Францию. Приготовление круассанов, эклеров, меренги, крем-брюле, суфле.

Кулинарное путешествие в Италию. Приготовление пасты, пиццы, равиоли, панна коты, лазаньи.

Кулинарное путешествие в Ливан. Приготовление ливанского кекса «Сфуф»

Кулинарное путешествие в Израиль.  Приготовление бурекаса (пирожка с начинкой).

Творческий проект на тему «Кухня мира, или весь свет за одним столом».

 

 

Цели программы

Цель программы: сформировать умения по приготовлению здоровой пищи, представление о необходимости заботы о своём здоровье. Сформировать вкус к здоровой пище, эстетическому оформлению блюд.

Задачи:

Предметные:

  • познакомить с историей кулинарии, организацией труда при приготовлении пищи;
  • сформировать познавательный интерес к обучению кулинарии;
  • познакомить с профессиями, связанными с общественным питанием: повар, кондитер;
  • сформировать знания, умения и навыки по технологии приготовления блюд;
  • обучение безопасному обращению с инвентарем и оборудованием;
  • сформировать знаний и навыки по соблюдению санитарных норм и техники безопасности при приготовлении пищи;
  • сформировать умения пользоваться понятиями рецептуры и кулинарными терминами, сервировать стол, составлять необходимый перечень продуктов для приготовления блюда, составлять меню;
  • приобщить к разнообразным видам хозяйственно-бытовой деятельности.

 

Метапредметные:

  • пробудить интерес к кулинарному искусству у детей;
  • развивать творческую активность, через индивидуальное раскрытие кулинарных способностей каждого ребенка;
  • развивать эстетическое восприятие и творческое воображение.

 

Личностные:

  • воспитывать чувства взаимопомощи;
  • воспитывать у обучающихся трудолюбие и аккуратность; прививать навыки работы в группе и навыки экономного ведения домашнего хозяйства, формировать любовь и уважение к традициям русской кухни и национальной кухни.

Результат программы

К концу первого года обучения обучающиеся будут уметь:

  • понимать пищевую ценность различных продуктов;
  • безопасным приёмам работы с бытовыми электроприборами;
  • подготавливать посуду и инвентарь к приготовлению пищи;
  • соблюдать гигиену питания;
  • применять правила рационального питания;
  •  использовать кулинарные традиции своего края при приготовлении пищи;
  • использовать разнообразные растения леса при приготовлении пищи;
  • составлять рацион питания в летний и зимний периоды, учитывая сезонность продуктов;
  • использовать знания об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
  • приготовить блюдо, если набор продуктов ограничен;
  • выбирать из набора продуктов наиболее полезных для организма;
  • сервировать стол к завтраку;
  • сервировать праздничный стол;
  • об основных группах питательных веществ – белках, жирах, углеводах, витаминах и минеральных солях, функциях этих веществ в организме;
  • оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
  • получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания с, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.

 

К концу четвёртого года обучения обучающиеся будут уметь:

  • безопасным приёмам работы с бытовыми электроприборами;
  • подготавливать посуду и инвентарь к приготовлению пищи;
  • составить индивидуальный режим питания на основе пищевой пирамиды;
  • приготовить и оформить бутерброд и горячий напиток;
  • проводить дегустацию блюда, оценивать его качество;
  • самостоятельно готовить для своей семьи к завтраку простые кулинарные блюда, отвечающих требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы; 
  •  готовить и оформить блюдо из теста;
  • проводить дегустацию блюда, оценивать качество блюда;
  • навыкам самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства;
  • ориентироваться в мире кулинарных профессий;
  • оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности;
  • составлять жизненные и профессиональные планы;
  • рассчитывать себестоимость готового блюда;
  • вычислять примерную экономическую оценку возможной прибыли с учётом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг;
  • оформить приготовленные блюда, сервировать стол; соблюдать правила этикета за столом;
  • выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов с целью сохранения в них питательных веществ;
  • организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных правил, поиска новых решений, планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;
  • осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.

 

Особые условия проведения

По данной программе могут обучаться и учащиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды при условии создания образовательной среды с учётом особенностей психофизического развития детей и в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической экспертизы и индивидуальной программой реабилитации.

Материально-техническая база

Кабинет кулинарии

Учебное оборудование общего назначения

Компьютер

Интерактивная доска с проектором

МФУ (многофункциональное устройство)

Документ камера

Оборудование мастерской

мобильный стол (варочная панель, духовой шкаф, место для нарезки)

стол обеденный,

микроволновая печь,

вафельница,

чайник электрический,

мультиварка,

кухонный комбайн,

столовый сервиз,

набор столовых приборов,

набор горшочков для запекания,

набор креманок,

набор посуды для приготовления пищи,

набор ножей,

чайный, кофейный сервизы,

кастрюли,

блендер,

 миксер, формочки для приготовления печенья, скалки, кисточки силиконовые и др.