Программа «Уроки жизни»

Идея создания образовательной программы «Уроки жизни» заключается в совершенствовании практической подготовки учащихся по основам безопасности жизнедеятельности, оказании позитивного влияния на процессы их социализации и приобретения социально – значимого опыта.

 

Воздействия современной информационной и социальной среды, стрессогенные ситуации, случающиеся с детьми не только в семье, но и в школе, и на улице, – все эти ситуации отражаются на психике подростков. И каждый ребёнок должен суметь справиться со своими эмоциями и чувствами собственными силами.

 

Обучение по программе «Уроки жизни» психологически готовит детей к адекватному реагированию в экстремальных кризисных ситуациях, способствует осмыслению своей модели поведения в них и осознанию необходимости в разных ситуациях использовать разные стратегии поведения, а также формирует навыки самопощи и помощи другим.

Программа рассчитана на 5 лет обучения, составлена с учётом возрастных психологических особенностей детей и подростков 12 −17 лет.

 

Занятия по программе «Уроки жизни» удовлетворяют потребность подростков в обилии впечатлений и деятельности, способствуют освоению новых форм поведения и отношений с людьми, групповых норм и ценностей, познанию окружающей действительности, физическому и психическому развитию.

 

Программа предусматривает несколько видов деятельности: медицинская подготовка, поисково – спасательные работы, психологическая подготовка (занятия проводятся совместно с педагогом – психологом), жизнеобеспечение человека в ситуациях техногенного характера, действия в условиях криминальной ситуации, основы самообороны, природные особенности и выживание в условиях нашего региона.

 

Многофункциональность и практико – ориентированный характер программы, разнообразие видов деятельности привлекают детей,активизируют их познавательный интерес, способствуют устойчивому проявлению свойств и качеств личности, укреплению психологического здоровья учащихся.

 

Освоение основ туризма способствует умению подростков адаптироваться к экстремальным условиям проживания, объединяет, воспитывает чувства товарищества и взаимопомощи, учит сотрудничать и взаимодействовать в коллективе, а также пополняет знания учащихся о законах природы и содействует экологическому воспитанию.

 

Обучение действиям в чрезвычайных ситуациях, приёмам рукопашного боя, силовым упражнениям способствует как развитию силы, воли, выносливости и ловкости подростков, так и, главным образом, психологически настраивает и готовит их к действиям в в реальной действительности.

Педагоги

Часовников Денис Сергеевич – педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории, руководит творческим объединением «Юный спасатель».

Образование: высшее.

Педагогический стаж: 16 лет.

 

В 2017 году награждён Дипломом Всероссийского героико – патриотического фестиваля детского и юношеского творчества «Звезда спасения».

В 2018 году награждён Благодарностью Министерства образования Новосибирской области.

В 2017 году прошёл курсы повышения квалификации «Проектно – исследовательская деятельность педагога дополнительного образования» – 72 часа.

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. Местоположение человека (ориентирование) – 14 ч.
  2. Жизнеобеспечение человека(установка палатки, укладка рюкзака, методы хранения и переноса огня, разжигание костра, съедобные и ядовитые растения) – 10 ч.
  3. Преодоление препятствий (переправы) − 20 ч.
  4. Действия в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера (приёмы рукопашного боя, ОФП) – 20 ч.
  5. организация первой доврачебной помощи ( при травмах, ожогах, при обморожениях, тепловом ударе, отравлении дымом, газом, диагностика (тесты, работа с карточками) – 12 ч.
  6. Действия в чрезвычайных ситуациях техногенного характера (приборы радиационной и химической разведки, преодоление зоны заражения, действия в районе аварии с учётом АХОВ) – 12 ч.
  7. Поисково – спасательные работы( изготовление транспортных средств для переноски пострадавшего, сигналы бедствия) – 22 ч.
  8. Проработка травматических переживаний («проблема как друг», внушение, шаги к успеху, «саморегуляция», способы.
  9. Снятия напряжения после экстремальной ситуации, мое ресурсное место) – 4 ч.

Всего: 144 часа.

 

Второй год обучения:

  1. Местоположение человека (ориентирование, работа с картой, азимут) − 24 ч.
  2. Жизнеобеспечение человека (разведение костра без спичек, методы хранения и переноса огня, обеззараживание и опреснение воды непригодной для питья, хранение продуктов) −26 ч.
  3. полоса препятствия (вязка узлов, устройство жумара, БСУ, прохождение полосы препятствий спуски и подъёмы) −20 ч.
  4. Строевая подготовка – 12 ч.
  5. Огневая подготовка – 20 ч.
  6. Действия в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера( приёмы рукопашного боя, подтягивание, отжимание) – 22 ч.
  7. Медицинская подготовка (переломы, ушибы, вывихи) – 10 ч.
  8. Поисково – спасательные работы(транспортировка пострадавшего, сигналы бедствия, имитация спасательных работ на воде) – 10 ч.
  9. Действия техногенного характера ((укрытия простейшего типа, сигналы оповещения ГО, преодоление зоны в средствах защиты) – 12 ч.

Всего: 144 часа.

 

Третий год обучения:

  1. Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера (стихийные бедствия и явления, ЧС природного характера, ЧС на территории области, Российская система предупреждения) – 12 ч.
  2. Полоса препятствия (снаряжение для обеспечения жизнедеятельности человека в условиях природной среды, основные правила поведения и меры защиты, обеспечение безопасности похода) – 12 ч.
  3. Медицинская подготовка (основы медицинской помощи, лекарственные растения, нормативы МК(мед. катастроф) −12 ч.
  4. Огневая подготовка 10 ч.
  5. ЧС криминогенного характера (комплексно – силовые упражнения, ОФП нормативы, самооборона) 10 ч.
  6. Строевая подготовка – 8 ч.
  7. Духовно – эстетическое воспитание − 8 ч.

Всего: 72 часа.

 

Четвёртый год обучения:

  1. Местоположение человека (ночное ориентирование) – 12 ч.
  2. Жизнеобеспечение человека (самостоятельное сооружение лагеря, поход) − 14 ч.
  3. Преодоление препятствий (разбивка трассы, виды верёвок для переправ, узлы) −16 ч.
  4. Действия в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера ( приёмы самообороны, сдача КСУ, уличные опасности) – 10 ч.
  5. Организация первой доврачебной помощи (оказание помощи утопающему, тестовые задания) – 14 ч.
  6. ОФП – 10 ч.
  7. Поисково – спасательные работы (извлечение пострадавшего из под завала(имитация), транспортировка пострадавшего из зоны стихийного бедствия) −20 ч.
  8. Огневая подготовка −10 ч.
  9. Строевая подготовка – 8 ч.
  10. Духовно - эстетическое направление (опасность религиозных сект, посещение краеведческого музея, концертов) – 8 ч.
  11. Психологическая подготовка (развитие социально – коммуникативных навыков«, «Я и мир вокруг меня», «Ресурсы. Виды ресурсов», «Трудно быть собой», правила поднятия самооценки, «Как развить навыки самообладания при общении с неприятными вам людьми», «Конфликты и методы их преодоления» −10 ч.

Всего: 144 часа.

 

Пятый год обучения

  1. Жизнеобеспечение человека (руководство управления группой в походе, разбивка лагеря) −12 ч.
  2. Полоса препятствия (подготовка инструкторов, организация соревнования, заполнение протоколов, контрольные задания – по прохождению трассы) – 20 ч.
  3. Действия ЧС техногенного характера (эвакуация населения из зоны заражения,эвакуация населения из зоны стихийног
  4. Бедствия, организация жизнедеятельности в лагерях временного пребывания) – 20 ч.
  5. Огневая подготовка – 24 ч.
  6. Действия ЧС криминогенного характера – 10 ч.
  7. Организация доврачебной помощи (отработка практических навыков) −14 ч.
  8. Строевая подготовка – 10 ч.
  9. Экскурсии, встречи с сотрудниками пожарной охраны, ОВД, с поисково спасательным отрядом Чановского района − 34 ч.

Всего: 144 часа.

Цели программы

Цель программы −формирование сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности.

 

Задачи:

Образовательные:

  • научить элементарным навыкам самозащиты и самообороны;
  • оказывать первую медицинскую помощь;
  • выживать в условиях автономного существования.

Воспитательные:

  • толерантность;
  • выносливость;
  • силу воли;
  • ответственность за себя и своих товарищей.

Развивающие:

  • развивать эмоциональную и психологическую выдержку в экстремальных условиях и чрезвычайных ситуациях;
  • умение анализировать обстановку и принимать правильное решение.

Результат программы

Занятия удовлетворяют потребность подростков в обилии впечатлений и деятельности, способствуют освоению новых форм поведения и отношений с людьми, групповых форм и ценностей, познанию окружающей действительности, физическому и психологическому развитию.

 

Первый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • работать по топографическим знакам;
  • работать с компасом;
  • устанавливать палатки;
  • оказывать первую медпомощь пострадавшему;
  • сооружать укрытие;
  • правильно оценивать ситуацию. сопряжённую с угрозой для собственной жизни и здоровья, уметь выйти из неё;
  • понимать себя, свои возможности;
  • разрешать индивидуальные сложные ситуации;
  • самостоятельно переживать неприятную ситуацию;
  • стабилизировать своё настроение и состояние.

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • технику безопасности;
  • сигналы бедствия;
  • правила дорожного движения, правила выживания в условиях автономного существования;
  • классификацию экстремальных ситуаций;
  • свои отличительные особенности, определяющие поведение в стихийных, экстремальных ситуациях;
  • что такое стресс, гнев, агрессия, страх и причины возникновения этих эмоций;
  • причины проявления уверенного и неуверенного поведения;
  • способы снятия напряжения после экстремальной ситуации.

 

Второй год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • ориентироваться на местности;
  • разбить лагерь;
  • оказывать первую медицинскую помощь;
  • работать с приборами радиационной и химической разведки;
  • приготовить пищу в походных условиях.

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • топографические знаки;
  • сигналы бедствия;
  • определять стороны света.

 

Третий год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • самостоятельно работать в средствах химической защиты;
  • ориентироваться в ночное время по карте и компасу;
  • обращаться с огнестрельным оружием;
  • правильно применять приёмы самообороны;
  • выполнять приёмы КСУ.

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • стихийные явления и аварии природного и техногенного характера;
  • обеспечение безопасности в походе;
  • знать нормативы КСУ.

 

Четвёртый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • способы позитивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
  • личные ресурсы необходимые для адаптации в социуме;
  • правила личной безопасности в экстремальных ситуациях;
  • способы саморегуляции.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • выстраивать конструктивное общение с окружающими;
  • самостоятельно вырабатывать индивидуальную стратегию поведения в трудных ситуациях;
  • выбирать индивидуальные конструктивные способы снятия напряжения.

 

Пятый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • порядок проведения соревнования по профилю;
  • правила обращения с оружием и технику безопасности;
  • инструменты, применяемые при спасательных работах;
  • принципы, правила оказания помощи в экстремальных ситуациях;
  • техники экстренной психологической помощи в экстремальных ситуациях;
  • универсальные методы профилактики насилия. 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • организовать соревнования по отдельным видам;
  • работать с протоколами;
  • эвакуировать население при ЧС;
  • оказывать помощь пострадавшим;
  • руководить группой в походе;
  • обращаться с оружием;
  • оказывать экстренную психологическую помощь в экстремальных ситуациях;
  • применять на практике универсальные методы профилактики насилие в экстремальных ситуациях.

Особые условия проведения

Ограничения по состоянию здоровья. Обучение по программе бесплатное.

Материально-техническая база

Кабинет для проведения занятий, туристское снаряжение, компьютерное оборудование, каски, комплекты тренировочных костюмов и спасательных работ -20 штук, туристское оборудование.