Программа "Школа безопасности"

Программа курса «Школа безопасности» для 2-4 классов построена с учётом уровня подготовки и общего развития, обучающихся 2-4 классов и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа безопасности» направлена на мотивацию и формирование здорового образа и стиля жизни у современных школьников, основ экологической культуры и ответственности, ценности жизни во всех её проявлениях; воспитание этических норм в отношениях между людьми и в отношении человека к природе. Пропаганда знаний, обеспечение правильных действий, обучающихся в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Способствует на формированию привычки здорового образа жизни, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, самореализации в социально приемлемых видах деятельности и адаптации в окружающем мире и микросоциуме. Данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению. Использование традиционных и современных приемов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. 

Педагоги

Трушлякова Полина Сергеевна - педагог дополнительного образования.

 

Образование - среднее профессиональное (Карасукский педагогический колледж, 2016 г.)

  • В 2021 г. прошла повышение квалификации по программе дополнительного профессионального образования «Проектирование дополнительной общеразвивающей программы в условиях реализации проекта «Успех каждого ребенка», 36 ч (ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования»).

Содержание программы

Основные разделы программы:

 

Первый год обучения:

 

Модуль I. Защита человека в чрезвычайных ситуациях – 5 ч.

1.1. Чрезвычайные ситуации.

Какими бывают чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Наводнения, причины наводнений. Мероприятия по защите от наводнений.

1.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.

 Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!». Что необходимо сделать по сигналу «Внимание всем!».

 

Модуль II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи – 8 ч.

2.1.Болезни, их причины и связь с образом жизни.

От чего зависит наше здоровье. Как живет наш организм, из чего состоит тело человека. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и   кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания. Болезни и их возможные причины. Пути передачи инфекционных заболеваний. Заноза, кровотечение, укус, ушиб.

2.2. Первая медицинская помощь при отравлении пищевыми продуктами.

Отравления. Причины отравлений. Признаки отравлений. Первая помощь при отравлении грибами.

 

Модуль III. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся – 21 ч.

3.1. Безопасное поведение на воде. Чем опасны водоемы зимой. Меры предосторожности при движении по льду водоемов. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Правила поведения на пляже.

3.2. Безопасное поведение на природе. Нарушение экологического равновесия в местах проживания, правила поведения. Чистый воздух, его значение для здоровья человека, причины загрязнения. Правила безопасного поведения в лесу, в поле, у водоема. Как ориентироваться в лесу. Как вести себя на реке зимой. Опасные ситуации в природе: дождь, гроза, снегопад и др. Ориентирование. Правила поведения. Ядовитые растения, грибы, ягоды, меры безопасности. Опасные животные и насекомые. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми, меры защиты от них.

3.3. Безопасное поведение на дорогах. Движение пешеходов по дорогам. Элементы дорог. Правила перехода дорог. Перекрестки. Сигналы светофора и регулировщика. Правила перехода дорог при высадке из транспортного средства. Обязанности пассажира. Безопасная поза при аварийной ситуации в транспорте. Безопасное поведение на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть

 

Второй год обучения:

Модуль I. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся – 25 ч.

1.1. Безопасное поведение на улицах и дорогах.

Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение. Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Дорога, ее составные части, виды автомашин. Улицы, перекрестки, площади. Сигналы светофора и регулировщика. Сигналы, которые подает водитель. Безопасность пассажиров.

Дорожное движение, безопасность участников движения. Опасные ситуации на транспорте.

Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика. Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге.  Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.

2.1. Пожарная безопасность и поведение при пожаре.

Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения.

Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.

3.1. Безопасное поведение дома.

Лифт - наш домашний транспорт. Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений. Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту. Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением. Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.

 

Модуль II. Чрезвычайные ситуации – 9 ч.

4.1. Чрезвычайные ситуации.

Чрезвычайные ситуации природного происхождения - стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения.  Их последствия, мероприятия по защите. Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.

4.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.

 

Третий год обучения:

Модуль I. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся – 16 ч.

1.1. Предупреждение бытового травматизма.

Основные причины травматизма у детей. Правила поведения в помещениях. Правила пользования электробытовыми приборами. Пожарная безопасность. Опасные шалости и игрушки. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту. Опасная высота. Как правильно пользоваться огнетушителем.

1.2. Безопасное поведение на улицах и дорогах.

Безопасность пешеходов при движении по дорогам.

Виды транспортных средств. Интенсивность и скорость движения городского транспорта. Тормозной путь.

Элементы дорог. Дорожная разметка. Правила перехода дорог. Пе­рекрестки. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Езда на велосипеде, мопеде, мотоцикле. Основные правила езды и меры безопасности. Соблюдение правил дорожного движения велосипедистами. Причины дорожно-транспортного травматизма. Государственная инспекция безопасности Дорожного Движения (ГИБДД). Предназначение и задачи ГИБДД. Что делать в ЧС на дороге. Поведение школьников вблизи ж/д путей. Правила перехода и переезда через них. Охраняемые и неохраняемые переезды. Железнодорожный транспорт, его особенности, безопасное пове­дение при следовании железнодорожным транспортом, обязанности пассажира.

1.3. Безопасное поведение на воде.

Водоемы нашей местности. Правила купания в открытых водоемах. Основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке. Способы и средства спасания утопа­ющих. Основные и подручные спасательные средства спасения на воде.

1.4. Безопасное поведение на природе.

Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Определение сторон горизонта по компасу, по солнцу, часам и местным предметам.

Безопасная переправа через водную преграду. Умение вязать узлы. Костер. Меры пожарной безопасности при разведении костра.

 

Модуль II. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи – 9 ч.

Основные виды и причины травм у детей младшего школьного возраста. Первая медицинская помощь при травмах. Пе­реломы, вывихи и растяжения связок. Когда следует вызывать «скорую помощь» и порядок ее вызова. Кровотечение, первая медицинская помощь. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос. Первая медицин­ская помощь. Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек. Кровотечения из носа - оказание первой медицинской помощи. Выработка умения оказывать первую медицинскую помощь при травмах. Понятие о само- и взаимопомощи. Лекарственные и ядовитые растения.

 

Модуль III. Основы здорового образа жизни – 5 ч.

3.1. Основные понятия - «здоровье» и «здоровый образ жизни».

Понятие здоровья и факторах, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Здоровое питание. Профилактика переедания, пищевых отравлений. Инфекционные болезни. Пути передачи инфекционных заболеваний. Про­филактика инфекционных заболеваний.

3.2.  Пути укрепления здоровья.

Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика. Курение и его влияние на состояние здоровья. Алкоголь и его влияние на умственную и физическую работоспособность человека. Профилактика вредных привычек.

Взаимосвязь здоровья и здорового образа жизни. Личная и общественная гигиена.

 

Модуль IV.  Защита человека в чрезвычайных ситуациях -4 ч.

ЧС мирного и военного времени (аварии, катастрофы, военные конфликты). ЧС – что это? Правила поведения при ЧС. Уроки городской безопасности. Основные мероприятия ГО по защите населения. Городские службы спасения. МЧС. Умение преодолевать страх.

 

 

Цели программы

Цель:

  • формировать у детей потребность предвидеть возможные жизненные экстремальные ситуации.
  • формировать у обучающихся сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.
  •  обучить методам обеспечения личной безопасности оказанию помощи пострадавшим.

 

Задачи:

Образовательные:

· обучить детей укреплению здоровья и совершенствованию физического развития, способам и методам оздоровления и закаливания средствами природной среды;

· формировать умения безопасно жить в природной среде и обслуживать себя самостоятельно;

· популяризировать среди детей и молодёжи здоровый образ жизни, совершенствовать морально-психологическое состояние и физического развития личности.

 

Развивающие:

· совершенствовать практическое мышление;

· Развитие навыков по руководству коллективом, сотрудничеству с другими людьми.

 

Воспитательные:

· воспитывать этические нормы поведения, заинтересованность в предотвращении чрезвычайных ситуаций и возможности участия в спасательных работах;

· прививать любовь к Отчизне и уважение к славным традициям России.

Результат программы

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть  всеми  навыками безопасности и сохранности своего здоровья должен каждый ребёнок.

 

Личностные результаты:

• усвоение правил индивидуального и коллективного без­опасного поведения в экстремальных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни;

• го­товность и способность к саморазвитию и реализации творческого потенциала;

• коммуникативная компетентность в об­щении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов дея­тельности;

• признание необходимости ответственного и бережного отношения к окружа­ющей среде;

• потребность в осознанном выполнении правил личной и коллективной безо­пасности.

 

Метапредметные результаты:

• самостоятельно (с помощью педагога) определять цели обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в экстремальных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• определять понятия, самостоятельно вы­бирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения и де­лать выводы;

• применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения различных задач;

• компетентность в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

• организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с педагогом и сверстниками;

• работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов.

 

Предметные результаты: по итогам освоения программы

учащиеся должны знать:

  • устройство и принцип работы компаса;
  • способы определения сторон горизонта;
  • опасные факторы пожара;
  • способы оповещения и алгоритм действий при пожаре;
  • основы безопасного поведения на водоёмах;
  • назначение и принцип действия средств индивидуальной защиты органов дыхания;
  • общие принципы оказания доврачебной помощи при травмах и ранениях;
  • виды ран и кровотечений;
  • виды повязок;
  • виды переломов;
  • правила транспортировки пострадавшего при различных видах травм;
  • правила оказания доврачебной помощи при тепловом и солнечном ударе, обморожении;
  • правила оказания доврачебной помощи при термических ожогах;
  • правила проведения сердечно-лёгочной реанимации;
  • международные сигналы бедствия;
  • общие принципы строительства временных укрытий;
  • способы добывания огня и меры безопасности;
  • типы костров;
  • способы добывания и очистки воды;
  • общие принципы организации питания.

Особые условия проведения

Программа бесплатная. Ограничений по состоянию здоровья нет.

Материально-техническая база

Для успешной реализации программы используются:

 

Технические средства обучениякомпьютер, проектор, экран.

Учебно-наглядные пособия:  демонстрационный материал, методические пособия, художественная и вспомогательная литература, фотографии, иллюстрации