Программа «Шахматы детям»

      В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Кроме того, игра выступает как основной вид деятельности, имеющий ближайшее отношение к сфере потребностей ребёнка. В ней происходит первичная эмоционально– действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. Шахматная игра - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством. На занятиях предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок, применение раскрасок, в том числе и онлайн-раскрасок.

      Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

      К отличительным особенностям программы можно отнести использование  информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) в обучении детей игре в шахматы. Новизна программы, отличающей ее от других программ, является развитие интереса детей к играм в шахматы, в том числе через использование ИКТ технологий.

Педагоги

Панченко Андрей Виленович, педагог дополнительного образования

Педагогический стаж: 16

Категория:
высшая категория с 30.06.2020 по 30.06.2025
Приказ № 1495 от 14.07.2020
Издал: МИНОБРАЗОВАНИЯ НСО
Повышение квалификации: -"Гибкие компетенции проектной деятельности ", Фонд новых форм развития образования", апрель 2020г
-«Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности», 72ч.,ООО«Столичный учебный центр»,ноябрь 2018г
-Модульный курс "Оказание первой помощи", АНО ДПО УПЦ «Проект-5», июнь 2020г
-06.04.2015г. Современное учебное занятие в учреждении дополнительного образования детей в рамках ФГОС , 72 часа, НОУ ДПО "Институт дистанционного повышения квалификации.
Профессиональная переподготовка: 21 ноября 2018г. ООО"Инфоурок" по программе "Педагогика дополнительного образования детей и взрослых"; присвоена квалификация: Педагог дополнительного образования детей и взрослых

Содержание программы

1.     Введение – 2ч

2.     Шахматная доска, нотация – 6ч

3.     Шахматные фигуры – 42ч

4.     Шах, мат, пат, рокировка - 66ч

5.     Двойной удар – 10 ч

6.     Соревновательная практика – 16ч

7.     Итоговое занятие – 2ч

ИТОГО – 144 ч

Цели программы

Формирование  интереса и приобщение детей к игре в шахматы.

Задачи программы:

Личностные:

- приобщать ребенка к здоровому образу жизни;

- воспитывать навыки самодисциплины и организованности, адекватной самооценки и самоконтроля;

-воспитывать уважение к партнёру, умение владеть собой;

-воспитывать личностные качества: целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, активность, волю к победе, чувство ответственности и взаимопомощи;

- привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом.

Метапредметные:

- формировать логическое, аналитическое, наглядно-образное, стратегическое и комбинаторное мышление,

-развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять факты,

- развивать память, внимание, наблюдательность, воображение, волевые качества личности;

- повышать мотивацию к умственным видам деятельности, решению логических задач.

Предметные:

- пробудить интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

- сформировать представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

- познакомить обучающимся с содержанием, нормами и правилами шахматной игры и предоставить возможность их практического применения;

- обучить учащихся самостоятельно анализировать позицию, уметь решать комбинации на различные темы;

- развить интерес к организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры;

- научить правилам проведения соревнований и правилам турнирного поведения.

Результат программы

Личностные:

- у детей сформировано   положительное отношение  к здоровому образу жизни;

- обладает  навыками самодисциплины и организованности, адекватной самооценки и самоконтроля;

-воспитано уважение к партнёру, умение владеть собой;

-заложены личностные качества: целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, активность, волю к победе, чувство ответственности и взаимопомощи;

- привита любовь и интерес к шахматам и учению в целом.

Метапредметные:

- сформировано логическое, аналитическое, наглядно-образное, стратегическое и комбинаторное мышление;

-развито умение устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять факты;

- развитие  памяти, внимания, наблюдательности, воображение, волевых качества личности;

- повышена мотивация к умственным видам деятельности, решению логических задач.

Предметные:

- Имеется интерес к истории происхождения шахмат и творчества шахматных мастеров;

- сформировано представления о роли шахмат и их значении в жизни человека;

- Обучающиеся ознакомлены с содержанием, нормами и правилами шахматной игры и предоставить возможность их практического применения;

- Умеют самостоятельно анализировать позицию, умеют решать комбинации на различные темы;

- Имеется интерес к организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры;

-научились правилам проведения соревнований и правилам турнирного поведения.

К концу обучения учащиеся должны знать:

·    шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, партия; начальное положение (начальная позиция), белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, рокировка (длинная и короткая); шах, мат, пат, ничья;

·    названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, правила хода и взятия каждой фигуры,ценность шахматных фигур;

·    шахматные правила FIDE;

·    обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

·    термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, оппозиция,

·    правильно разыгрывать дебют;

·    грамотно располагать шахматные фигуры и обеспечивать их взаимодействие;

·    правила игры в миттельшпиле;

·    основные элементы позиции, проводить элементарно анализ позиции;

·    составлять простейший план игры;

уметь:

·    ориентироваться на шахматной доске;

·    играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

·    правильно размещать доску между партнерами и правильно расставлять начальную позицию;

·    различать горизонталь, вертикаль и диагональ;

·    рокировать;

·    объявлять шах, мат;

·    решать элементарные задачи на мат в один ход.

·    правильно вести себя за доской;

·    записывать шахматную партию;

·    матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.

·    грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

·    находить несложные тактические приемы;

·    точно разыгрывать простейшие окончания;

·    пользоваться шахматными часами.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение: на 1 группу (15 человек)

- кабинет для занятий;

- столы, стулья;
- шахматные доски с набором шахматных фигур -  7 комплектов;
- демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур -2 шт.;
- шахматные часы;

- компьютер;

- интерактивная доска;

- видео проектор с экраном;

- методическая литература.

Информационное обеспечение

В качестве информационного обеспечения на занятиях используются:

- шахматные игровые программы (используются для индивидуального, модульного, командного обучения в игре с компьютером);

- мультимедийные устройства (для подготовки и проведения занятий применяются: компьютер, принтер, сканер, фото и видео камеры, видео проектор, интерактивная доска, экран, звуковые колонки, микрофон и др.);

- компьютерные обучающие программы по каждому разделу программы (применение мной компьютерных обучающих программ позволяет не только познать азы шахмат, но и сделать анализ партии, найти правильное решение, поиска вариантов игры вот некоторые из них: "Шахматная школа для II - IV разрядов www. шахматный магазин РФ, "Шахматные комбинации для IV разряда www.shop.chessok.ru);

- компьютерные  презентации (в своей работе я использую презентации на различные педагогические темы, в том числе, презентация "Урок по шахматам" приняла участие во Всероссийском конкурсе "Шахматный всеобуч России", презентация "Особенности образовательных технологий для  обучения детей шахматам"https://infourok.ru/prezentaciya-osobennosti-obrazovatelnyh-tehnologij-dlya-obucheniya-detej-shahmatam-i-shashkam-4178917.html приняла участие в конкурсе "Инфоурок - 2020" ;

- Российские игровые сайты: "Шахматная планета", "Chess-Land".