Программа «Интеллектуальные игры»

Актуальность программы заключается в том, что занятия в детском творческом объединении «Интеллектуальные игры» становятся одним из средств преодоления кризисов и противоречий подросткового возраста, активного приобщения детей к самовыражению и самореализации в коллективной и индивидуальной деятельности.

Благодаря тому, что программа органически сочетает в себе беседы, практические занятия, социально-психологические тренинги, различные методики организации досуга детей, занятия в объединении пробуждают воображение и творческие силы. Основа практикумов - личный опыт, интересы, увлечения участников.

Успешной организации образовательного процесса способствует курс тренингов, направленных на сплочение группы, на формирование доверия друг другу.

Новизна и отличительная особенность программы состоит в обобщении и структурировании работы по развитию интеллектуальных, организаторских и коммуникативных способностей подростков через включение их в интеллектуальную досуговую деятельность не только как пассивных участников, а как активных организаторов всех интеллектуально – познавательных мероприятий через совместную деятельность взрослых и детей.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Интеллектуальные игры» (далее – ДООП, программа) модифицированная, разработана на основе следующих образовательных программ:

- программа «Интеллектуальные игры» автора Гордичук О.И.

- программа развития познавательных способностей учащихся младших классов Криволаповой Н.А., Цибаевой И.Ю. «Умники и умницы» (модифицированной) с использованием методического пособия Холодовой О.А. «Юным умникам и умницам» (М.: РОСТкнига, 2015).

Адресат программы

Программа рассчитана на младший и средний подростковый возраст - субъектами реализации программы являются обучающиеся 9-12 лет, вне зависимости от пола.

Младший школьный возраст (9-10 лет) - ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением. Формируется стремление на все иметь свою точку зрения. Появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка, которая складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Завершение развития самосознания.

Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания: ребенок способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени.

Развитие словесно-логического мышления перестраивает и все другие познавательные процессы: память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие – думающим. Формируется стремление проявить свои творческие способности, выделиться среди сверстников. Учебная деятельность, развитие логики, мышления подталкивают его к психологическому росту.

Границы подросткового возраста не устанавливаются четко, у каждого подростка они индивидуальны. Рассматривая возраст 11-12 лет, как переходный от младшего школьного к подростковому периоду отмечается особый период онтогенетического развития человека, своеобразие которого заключается в его промежуточном положении между детством и зрелостью, также этот период необходимо рассматривать с точки зрения интересов, определяющие структуру направленности реакций. Например, особенности поведения подростков этого периода: падение школьной успеваемости, ухудшение отношений с родителями можно объяснить коренной перестройкой всей системы интересов. В этом возрасте ведущей деятельностью является общение, на это и направлена данная программа. Она особенно интересна и полезна для интеллектуально одаренных детей и подростков, так как игры, предусмотренные деятельностью кружка, способствуют развитию основных характеристик творческого и логического мышления, развивают у игроков знания, внимание, память, умение общаться, позволяет научиться диалогу работы в группе.

Принцип комплектования группы – общедоступный. Запись в объединение производится по заявлению родителей или законных представителей. Входная диагностика не проводится. По составу группа является постоянной. Наполняемость группы от 10 до 12 человек – мальчики и девочки близкого возраста.

Педагоги

Престинская Алёна Николаевна, педагог дополнительного образования, без квалификационной категории.

Программа реализуется под руководством одного педагога по профилю деятельности.

Содержание программы

1. Вводное занятие - 2 часа.

2. История интеллектуального движения - 2 часа.

3. Этика игры - 4 часа.

4. Игра – дело серьёзное - 2 часа.

5. Настольные интеллектуальные игры – 12 часов.

6. «Разминочные» игры - 20 часов.

7. Информационно-развлекательные игры - 8 часов.

8. «Спортивные» варианты телевизионных игр - 16 часов.

9. Внеигровые интеллектуальные методики - 12 часов.

10. Формирование команды - 12 часов.

11. Психологическая подготовка - 2 часа.

12. Командные интеллектуальные игры - 34 часа.

13. Промежуточная аттестация - 2 часа.

14. Вопросы к интеллектуальным играм - 6 часов.

15. Работа с литературой - 4 часа.

16. Итоговое занятие - 2 часа.

Итого: 140 часов.

Цели программы

Цель программы - создание условий для интеллектуального развития и становления личности обучающихся.

Задачи программы:

Личностные:

1.  Формировать у обучающихся бесконфликтное поведение, навык работы в команде, умение слушать партнёра, доказывать свою точку зрения. Воспитывать чувство ответственности - не только личной, но и групповой (ответственность капитана за выбор версии и результат команды).

2.  Развивать у обучающихся внимательность, настойчивость, чувство любознательности, целеустремленность, умение преодолевать трудности.

3.   Развивать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления.

Метапредметные:

1.   Понимать и принимать поставленную задачу (заданный вопрос), сформулированную педагогом, отделять лишнюю информацию.

2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с заданием (вопросом).

3.   Пользоваться приёмами анализа и синтеза информации. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать данные, делать выводы в результате совместной работы группы (команды).

Предметные:

1.   Помочь обучающимся глубже усвоить пройденный материал, дать новые знания как в рамках школьной программы, так и вне её.

2. Сформировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Результат программы

Личностные:

1.  Сформируется бесконфликтное поведение, навык работы в команде, умение слушать партнёра, доказывать свою точку зрения, чувство ответственности - не только личной, но и групповой (ответственность капитана за выбор версии и результат команды).

2. Разовьется внимательность, настойчивость, чувство любознательности, целеустремленность, умение преодолевать трудности.

3.  Разовьется самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления.

Метапредметные:

1.  Будут понимать и принимать поставленную задачу (заданный вопрос), сформулированную педагогом, отделять лишнюю информацию.

2.  Научатся высказывать своё предположение (версию) на основе работы с заданием (вопросом).

3. Научатся пользоваться приёмами анализа и синтеза информации, перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать данные, делать выводы в результате совместной работы группы (команды).

Предметные:

1.  Усвоят глубже пройденный материал, получат новые знания, как в рамках школьной программы, так и вне её.

2.  Приобретут навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Для эффективной реализации программы имеются следующие условия:

- занятия по программе проводятся в специально оборудованном кабинете с удобной мебелью и её правильной расстановкой для обучающихся и педагога;

- воздушно-тепловой режим (поддерживается оптимальная температура 19-21 градусов и относительная влажность 50-60%, используется естественная вентиляция при проветривании кабинета);

- хорошая освещённость;

- чистота кабинета (проводится ежедневная влажная уборка);

- эстетика кабинета;

- грамотное оформление кабинета (имеются в наличии инструкции по технике безопасности и правилам поведения, а также рекомендации по соблюдению правильной осанки, комплексы упражнений для снятия напряжения);

- кабинет оснащён компьютером, проектором, интерактивной доской;

- имеются разнообразные игровые пособия.