Программа «Знать. Беречь. Любить»

Программа «Знать. Беречь. Любить» относится к программам естественнонаучной направленности и направлена на формирование у учащихся интереса к экологии и биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике. Кроме того, она подготавливает учащихся к дальнейшему погружению в естественнонаучные дисциплины. В рамках данной программы запланированы лабораторные работы и практические занятия, экскурсии. Программа должна не только сформировать базовые знания и умения по экологии и биологии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к природоохранной и проектно-исследовательской деятельности, заложить основы жизненно важных компетенций.

 

Актуальность программы «Знать. Беречь. Любить» заключается в том, что ключевым звеном в изучении программ естественнонаучной направленности является практическая деятельность. Способность к познанию поддерживается формированием универсальных учебных действий, которое подразумевает создание мотивации, определение и постановка целей, поиск эффективных методов их достижения. Программа «Знать. Беречь. Любить» создана для раскрытия внутреннего потенциала каждого учащегося, развитие и поддержание его таланта.

 

Отличительной особенностью программы является то, что во время каждого занятия учащиеся могут почувствовать себя в роли различных ученых-биологов. Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода: с помощью различных опытов отвечают на вопросы, приобретают не только умение работать с лабораторным оборудованием, но и умения описывать, сравнивать, анализировать полученные результаты и делать выводы.

 

 

 

Педагоги

Гельд Светлана Михайловна – учитель биологии высшей квалификационной категории;

Виндимут Александра Анатольевна – учитель биологии высшей квалификационной категории;

 

Содержание программы

  • Почувствуй себя натуралистом
  • Почувствуй себя антропологом
  • Почувствуй себя фенологом
  • Почувствуй себя ученым
  • Почувствуй себя исследователем, открывающим невидимое.
  • Почувствуй себя цитологом
  • Почувствуй себя гистологом.
  • Почувствуй себя биохимиком.
  • Почувствуй себя физиологом.
  • Почувствуй себя эволюционистом
  • Почувствуй себя библиографом
  • Почувствуй себя систематиком
  • Почувствуй себя вирусологом
  • Почувствуй себя бактериологом.
  • Почувствуй себя альгологом.
  • Почувствуй себя протозоологом.
  • Почувствуй себя микологом.
  • Почувствуй себя орнитологом.
  • Почувствуй себя экологом.
  • Почувствуй себя физиологом.
  • Почувствуй себя аквариумистом.
  • Почувствуй себя исследователем
  • Почувствуй себя зоогеографом.
  • Почувствуй себя дендрологом.
  • Почувствуй себя этологом.
  • Почувствуй себя фольклористом
  • Почувствуй себя палеонтологом
  • Почувствуй себя ботаником
  • Почувствуй себя следопытом
  • Почувствуй себя зоологом.
  • Почувствуй себя цветоводом.
  • Почувствуй себя экотуристом
  • Подготовка и представление проектов, исследований

Цели программы

Цель программы – формирование информационных и коммуникативных компетенций обучающихся в области биологии и экологии через освоение методов биологических наук и проектно-исследовательскую деятельность.  

Задачи:

Обучающие (предметные):

1.     В познавательной (интеллектуальной) сфере научить:

• выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);

• видеть необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

• классифицировать — определять  принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

• различать на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнивать биологические объекты и процессы, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявлять приспособления организмов к среде обитания; взаимосвязи между особенностями строения клеток,тканей;

• знакомить с методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• познакомить с основными правилами поведения в природе;

• научить анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

3.В сфере трудовой деятельности:

• познакомить с правилами работы в кабинете биологии, научить соблюдать и применять их;

• познакомить с правилами работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы), научить соблюдать и применять их.

4. В сфере физической деятельности:

• познакомить с приемами оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных.

5. В эстетической сфере:

• привить умение оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Развивающие (метапредметные):

• познакомить с составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

• научить работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

• научить адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 

Личностные:

• познакомить с основными принципами и правилами отношения к живой природе;

• сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальные умения (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое), эстетическое отношение к живым объектам.

Результат программы

После реализации данной программы обучающиеся будут знать:

  • признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; экосистем) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение);
  • необходимость защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
  • классификации – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; роли различных организмов в жизни человека;
  • значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
  • основные правила поведения в природе;
  • правила работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы);
  • приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, выращивания и размножения культурных растений ухода за ними.

 

После реализации данной программы обучающиеся будут уметь:

  • владеть составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 

 

Личностные результаты обучения:

  • знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы;

Материально-техническая база

1. Кабинет для теоретических занятий.

2. Учебные пособия.

3. Красная книга Новосибирской области.

4. Ведение дневников наблюдений (по желанию детей).

5. Школьный справочник- определитель. Животные и растения.

6. Видеоматериалы