Программа «Экология, мы и творчество»

  Особенностью образовательной программы «Экология, мы и творчество», является то,  что  большое место  в программе отводится экскурсиям в природу для проведения наблюдений и изучения растительного и животного мира, природы родного края в естественной среде обитания. Это позволяет вести проектно-исследовательскую деятельность в сочетании с социально значимой природоохранной работой, развивать творческие  способности  учащихся с использованием природного материала. Используемый природный материал таит в себе большие возможности: сближения ребёнка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней, формирует эстетическое и экологически грамотное отношение к природе. 

Новизна программы

  Большое внимание уделяется непосредственному общению обучающихся с миром природы: это экскурсии в природу, живой уголок, наблюдения за растительным и животным миром в различное время года, через которые учащиеся формируют навыки исследовательской и проектной деятельности, развитие творческих способностей детей с использованием природного материала. 

Педагоги

 Медведева Елена Владимировна, педагог дополнительного образования

Высшая квалификационная категория
Курсы повышения квалификации по программе «Педагогика дополнительного образования»:
1. Тема: «Творческое развитие личности в образовательном процессе».

2. Тема:«Школа профессионального роста педагога дополнительного образования».

3. Тема:«Развитие профессиональной культуры педагога дополнительного образования в условиях реализации ФГОС».

4. «Проектирование дополнительной общеразвивающей программы в условиях реализации проекта «Успех каждого ребенка»  01.06.2020

5. «Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования в условиях реализации Стратегии развития воспитания в РФ».

-Участие в работе XVIII съезда работников образования Новосибирской области.

-Участие в различных конкурсах профессионального мастерства педагогов, работе методических советов, последние темы моих выступлений для которых я разработала презентации: «Формы и методы работы с детьми в экологическом воспитании», «Развитие креативных способностей обучающихся средствами творческих заданий в учебном процессе для младших школьников».

-Почетная грамота  главы администрации Тогучинского района за добросовестный и творческий труд в деле воспитания подрастающего поколения.

-Победитель областного тура III Всероссийского конкурса методических материалов эколого – биологической направленности.

-Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области. Диплом I степени в региональном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

-Дипломант  Регионального этапа Всероссийского конкурса программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей.

-Лауреат Всероссийского конкурса и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию детей « БиоТОП ПРОФИ»

-Благодарственное письмо Начальника отдела природных ресурсов и охраны окружающей среды города Тогучина за плодотворное сотрудничество и участие в проекте «Экологический десант».

-Благодарственное письмо Новосибирской детско – юношеской общественной организации «Солярис». 

Расписание

Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа, каждое с перерывом 15 минут  (продолжительность учебного часа- 45 минут).

Понедельник:14.00-14.45

                      15.00-15.45

Среда:  14.00-14.45

             15.00-15.45

Пятница: 14.00-14.45

                15.00-15.45

Содержание программы

Блок «Мир вокруг тебя»

Учебный план 1-го года обучения:

1. Вводное занятие – 2 часа.

2. Осенняя пора − 20 часов.

3. Чудесный мир зимней сказки – 18 часов.

4. Весна в природе – 28 часов.

5. Итоговое занятие – 2 часа.

Итого – 70 часов.

Учебный план 2-го года обучения:

1. Введение − 2 часа.

2. Живая природа – 30 часов.

3. Неживая природа −36 часов.

4. . Итоговое занятие- 2 часа.

ИТОГО – 70 часов.

Блок «Человек един с природой»

Учебный план 3-го года обучения:

1. Введение – 4 часа.

2. Я - юный исследователь- 20 часов.

3. Земля - наш общий дом −18 часов.

4. Исследуем  живую природу-34 часа.

5. Красная книга −20 часов.

6. Экология и творчество- 42 часа.

7. Итоговое занятие- 2 часа.

ИТОГО – 140 часов.

Учебный план 4-го года обучения:

1.Введение – 4 часа.

2. Человек и природа-30 часов.

2. Исследуем неживую природу – 34 часа.

3. Планета насекомых – 10 часов.

4. Сообщества и экосистемы – 20 часов.

5. Экология и творчество-40 часов

6. Итоговое занятие- 2 часа.

ИТОГО – 140часов.

Третий блок «Природа родного края»

Учебный план 5-го года обучения:

1. Вводное занятие – 4 часа.

2. Основные понятия экологии - 20 часов.

3.Воздействие человека на окружающую среду-12 часов.

4. Комнатные растения - 28 часов.

5. Экология нашего края - 50 часов.

6. Малая Родина - 34 часа.

7. Экология и творчество -60 часов.

8. Итоговое занятие – 2 часа.

ИТОГО-210 часов.

 Учебный план 6-го года обучения:

1. Вводное занятие – 6 часов.

2. Экология человека - 30 часов.

3. Экология нашего края – 38 часов.

4. Проектная деятельность - 42 часа.

5. Решаем проблемы малой Родины - 20 часов.

6. Экология, мы и творчество - 72 часа.

7. Итоговое занятие – 2 часа.

ИТОГО – 210 часов.

Цели программы

ЦЕЛЬ: Формирование у обучающихся системы ценностных отношений к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.

Задачи:

Предметные задачи:

1. Сформировать систему  знаний о живой и неживой природе, о разнообразии животных и растений,  их жизни, роста и развития.

2.  Развить творческие способности обучающихся посредством формирования их познавательных интересов, самостоятельности мышления, удовлетворения потребностей в познании окружающего мира; познавательного интерес к изучению родной природы.

Метапредметные задачи:

1.Способствовать развитию эмпатии, расширение перцептивного опыта и развитие во­ображения.

2. Способствовать развитию познавательного интереса к объектам и явлениям природы; 3.Развивать потребность участвовать в творческой деятельности.

4.Развивать практические и исследовательские умения и навыки для изучения и охраны природы.

Личностные задачи:

1.Воспитывать  духовно-нравственные качества любовь к природе родного края, ко всему живому.

2.Воспитывать нравственно-эстетического чувства.

Результат программы

  Реализация программы позволит обучающимся: расширить представления об окружающем мире, развить творческий потенциал ребенка, получить навыки проведения проектной и исследовательской деятельности.

Обучающиеся будут

ЗНАТЬ:

 -о приспособлении растений к сезонным изменениям;

- животных и растения вошедших в красную книгу;

- характеристики среды обитания;

-окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей;

- правила  экологически грамотного поведения в природе;

- технологию изготовления поделок из природного материала.

УМЕТЬ:

-проявлять способность работать по правилам: понимать и принимать учебные и творческие задачи, выполнять, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

-выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы;

- выполнять исследовательские работы по экологии, с помощью педагога;

- самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

- изготавливать поделки из вторсырья;

Предметные:

1. Сформирована система  знаний о живой и неживой природе, о разнообразии животных и растений,  их жизни, роста и развития.

2.  Развиты творческие способности обучающихся посредством формирования их познавательных интересов, самостоятельности мышления, удовлетворения потребностей в познании окружающего мира; познавательного интерес к изучению родной природы.

Метапредметные:

1. Развиты чувства  эмпатии, расширен перцептивный опыт и развитие во­ображения.

 2. Развит познавательный интерес к объектам и явлениям природы.

 3.Развита потребность участвовать в творческой деятельности.

4.Развиты практические и исследовательские умения и навыки для изучения и охраны природы.

Личностные:

1.Сформированы нравственно-эстетического чувства.

2.Сформирована потребность общения и  навыков и взаимодействия с окружающим миром.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

 Наличие учебного помещения для проведения занятий, наличие необходимого оборудования для проведения различных наблюдений и исследований; наличие картографических материалов, наглядных пособий, образцов изделий, технических средств обучения, дидактических материалов к темам и экскурсиям.

Перечень оборудования: мультимедийный проектор, переносной экран, компьютер, медицинская аптечка.

Информационное обеспечение: в учреждении имеется как фабричный, так и самостоятельно приготовленный педагогами информационный дидактический материал для проведения занятий, проверке и закрепления знаний по программе. Он включает в себя информационные подборки материалов по темам программы, коллекции, гербарии, плакаты, наборы фотографий, технологические карты, презентации, видеоматериалы, библиотеку учебной и научно-популярную литературы