«Физика в опытах и экспериментах»

Программа дополнительного образования «Физика в опытах и экспериментах » разработана для учащихся 7-9 классов (возраст обучающихся: 12-15 лет)

Срок реализации – 3 года.

Курс ориентирован на личностное и интеллектуальное развитие детей основной школы  через формирование первоначальных экспериментальных и исследовательских умений в ходе планирования,  подготовки, проведения,   анализа и интерпретации  результатов экспериментальных, конструкторских и исследовательских физических  задач.  

Педагоги

Жителева Т.А.

Содержание программы

 

I год обучения

Введение в курс. Инструктаж по Т.Б. в кабинете физики. Что такое физический опыт и эксперимент. Экспериментальная задача. Прямое измерение, косвенное измерение

Измерение физических величин. Приборная точность. Методы, увеличивающие точность измерений. Погрешности прямых измерений: среднее, приборная погрешность, случайная, общая.

Алгоритм выполнения экспериментальной задачи. Решение экспериментальных задач на измерение длины, толщины тела разными способами, объёма тела.

Графики измерений. Построение по данной таблице измерений. Что показывает полученный график, анализ графика. График линейной зависимости и его погрешности

Запись численного результата, работа с приближёнными числами.

Основные приемы выполнения экспериментальных заданий. Решение задач на гидростатическое взвешивание

Выполнение зачётной работы по решению задач на гидростатическое взвешивание

Правило моментов сил. Использование рычага. Решение задачи «Весомое отклонение», «Задача Архимеда»

Разбор задач экспериментального тура олимпиады Максвелла 2020-2021г

II год обучения

Введение в курс. Инструктаж по Т.Б. в кабинете физики. Что такое физический опыт и эксперимент. Экспериментальная задача. Прямое измерение, косвенное измерение

Измерение физических величин. Приборная точность. Методы, увеличивающие точность измерений. Запись численного результата, работа с приближёнными числами Погрешности прямых измерений: среднее, приборная погрешность, случайная, общая.

Алгоритм выполнения экспериментальной задачи. Решение экспериментальных задач на измерение коэффициент трения (на наклонной плоскости), коэффициент жесткости пружины (закон Гука).

Графики измерений. Построение по данной таблице измерений. Что показывает полученный график, анализ графика. Работа с термометром, цифровым термометром. Построение графика в среде Execel, работа с графиком в среде  Multilab

Выполнение экспериментальных заданий. Решение задач по теме «Тепловые явления». Проверка закона сохранения энергии при теплообмене.Задача «Лёд и воздух» Исследование плавления кристаллических и аморфных тел. Получение графиков плавления и кристаллизации. Определение удельной теплоёмкости твёрдых тел, оценка КПД нагревателя. Задача «Взвешивание воздуха», определение вязкости жидкости.

Выполнение экспериментальных заданий. Решение задач по теме «Электрические явления». Задача « Просто лампочка»( Вольтамперная характеристика (ВАХ) лампочки накаливания), задача «Гальванический лимон», задача «Параллельное соединение», задача «Двигатель и генератор», «Жёлтый ящик»

Работа над проектами. Разбор задач экспериментального тура олимпиады Максвелла 2020-2021г

III год обучения

Введение в курс. Инструктаж по Т.Б. в кабинете физики. Что такое физический опыт и эксперимент. Экспериментальная задача. Прямое измерение, косвенное измерение

Измерение физических величин. Приборная точность. Методы, увеличивающие точность измерений. Запись численного результата, работа с приближёнными числами Погрешности прямых измерений: среднее, приборная погрешность, случайная, общая.

Алгоритм выполнения экспериментальной задачи. Графики измерений. Построение по данной таблице измерений.  Решение экспериментальных задач по механике: «Упругость линейки» (исследование деформации изгиба деревянной линейки),   «Задача Г. Галилея – скатывание по наклонной плоскости»,  «Эванжелиста Торричелли», «Клепсидра», «Намокание ткани»

Выполнение экспериментальных заданий. Решение задач по теме «Механические колебания»: «Просто математический маятник» «Белый цилиндр» «Одна резинка, один грузик»

Выполнение экспериментальных заданий по оптике: «Радуга на столе», «Свет и тени»

Работа над проектами.

Разбор задач экспериментального тура олимпиады Максвелла 2020-2021г

Цели программы

Формирование устойчивого интереса школьников к области физических знаний, создание условий для развития творческого потенциала и научно-технических компетенций личности, формирование основ естественнонаучной грамотности и научного мировоззрения.

Результат программы

Учащийся научится:

соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием;

работать с измерительным оборудованием (линейка, штангенциркуль,  динамометр, мензурка, аналоговые и электронные весы);

понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое явление, физическая величина, единицы измерения; погрешность  прямого измерения, прямое измерение, относительная погрешность измерения;

проводить прямые измерения физических величин:  длина, толщина, объём, время, масса тела, сила, плечо силы,   плотность (закон Архимеда),  с учётом погрешностей измерений;

использовать для проведения опыта или  эксперимента общий  алгоритм решения экспериментальной задачи;

проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам исследования;

строить графики линейной и степенной зависимости;

распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов; анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты наблюдений и опытов;

понимать роль эксперимента в получении достоверной научной информации;

использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.

Материально-техническая база

  • Комплекты оборудования по механике
  • Комплекты оборудования по молекулярной физике
  • Комплекты оборудования по электричеству
  • Комплекты оборудования по оптике
  • Дополнительные материалы в зависимости от задачи