Программа «Золотая игла»

Программа «Золотая игла» является общеобразовательной общеразвивающей программой дополнительного образования художественной направленности.

Актуальность программы обусловлена тем, что раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию у них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявление фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики кисти рук – является важнейшим средством коррекции психического развития младших школьников.

Также актуальность программы заключается в создании особой, развивающей образовательной среды, которая способствует не только формированию у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков в бисероплетении, но и направлена на воспитание и развитие у обучающихся эстетических взглядов, потребности общения с духовными ценностями, вне зависимости от выбранного в дальнейшем направления профессионального роста.

Отличительная особенность и новизна программы.

Программа по бисероплетению «Золотая игла» является модифицированной, она составлена с учётом личного опыта педагога при обучении детей младшего возраста декоративно-прикладному искусству на основе переработки содержания типовых (примерных, авторских) программ:

·                   «Художественный труд младших школьников» Иванова И.К.

·                   Авторская программа кружка «Бисероплетение» Каменская С.Б.

·                   «Технология народных ремесел. Бисер, соломка, береста, макраме» В. А. Мураева.

Данная программа по бисероплетению отличается от базовых источников, положенных в её основу, организацией учебной деятельности, осуществляется на основе развивающей технологии, игровой технологии, метода проектов.

Сегодня полузабытое искусство изготовления бисерных изделий обрело новую жизнь. По данной программе дети создают изделия новых форм, узоров, расцветок. Бисер позволяет воплощать самые интересные идеи: современные украшения из бисера и стекляруса, прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее, с его помощью можно вышивать, делать игрушки, оплетать различные изделия (пасхальные яйца, вазочки и т.п.), изготавливать цветы и деревья из бисера, бусин и пайеток.

Программой предусмотрено использование метода проектной деятельности.

Адресат программы. Программа рассчитана на детей 8-9 лет.

Специального отбора детей не проводится. Наполняемость групп 11 человек, исходя из площади 4,5 м2 на одного обучающегося, исходя из площади кабинета. В состав группы могут входить дети одного возраста, так же могут формироваться и разновозрастные группы детей. В группу принимаются обучающиеся, прошедшие обучение по программе «Золотая игла» стартового уровня, а так же вновь прибывшие дети после беседы, при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.

Программа спроектирована с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей обучающихся младшего школьного возраста.

В этом возрасте дети воспринимают и запоминают всё яркое, красивое, интересное и при этом у них появляется желание это изготовить своими руками, поэтому на занятиях применяется наглядный метод.

При беседе у детей совершенствуется умение долго и внимательно слушать другого человека, поэтому через интересную, познавательную беседу у детей развивается мышление и умение говорить, высказывать свою мысль, идею. Детей этого возраста привлекает всё новое, но внимание неустойчивое, на занятиях выполняем небольшие паузы для отдыха детей. Для этого программой предусмотрен цикл различных музыкальных физминуток. Все дети любят играть, поэтому многих умений и знаний на занятиях мы достигаем через игру. В игре развивается память, мышление, сообразительность, внимание, коллективизм в группе, поддержка друг друга, взаимовыручка, умение слушать и говорить. В этом возрасте дети очень эмоциональны и общительны. Для привлечения внимания обучающихся на занятиях используется много материала, для обеспечения детей знаниями и умениями. Память у обучающихся достаточно развита, они хорошо запоминают яркие и интересные события и то, что отвечает их интересам. В этом возрасте дети способны рассуждать и делать выводы, анализировать. Обучающиеся учатся управлять вниманием, памятью, мышлением. В возрасте 8-9 лет дети уже имеют свою точку зрения и пытаются её отстоять.

Педагоги

Педагог дополнительного образования Бабкина Наталья Леонидовна, высшая квалификационная категория, опыт работы с детьми более 15 лет.

Содержание программы

1.Вводное занятие (2 часа). 

2.Объёмное плетение на проволоке (132 часа).

3.Повторение по теме: «Объёмное параллельное плетение» (8 часов).

4.Итоговое занятие (2 часа).

Итого: 144 часа.

Цели программы

Цель программы: развитие творческих способностей личности и формирование компетенции обучающегося осуществлять универсальные действия через освоение практических умений при выполнении работ из бисера в технике объёмного параллельного плетения.

Задачи:

Предметные:

1. Познакомить детей с историей развития бисероплетения. Сформировать знание понятий, изучаемых в данном курсе.

2. Научить работать со схемами и текстами, описаниями различных поделок из бисера. Расширить имеющиеся знания о сочетаемости цветов. Обучить правильному подбору бисера для работы.

3. Научить детей правильно строить речь, излагать свои творческие замыслы.

Личностные:

1. Формировать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе. Прививать основы культуры труда.

2. Формировать личностные качества: усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца; взаимопомощь при выполнении работы; экономное отношение к используемому материалу.

3. Воспитывать убеждения в том, что красоту можно создавать своими руками.

Метапредметные:

1. Развивать мотивацию к познанию мира через собственную созидательную деятельность. Развивать навыки самоконтроля, самостоятельности и уверенности в себе.

2. Развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Развивать ручную координацию и мелкую моторику кисти рук.

3. Развивать творческое мышление и формировать индивидуальную манеру выполнения работы.

Результат программы

Предметные:

1. Дети познакомятся с историей развития бисероплетения. Сформируются знание понятий, изучаемых в данном курсе.

2. Научатся работать со схемами и текстами, описаниями различных поделок из бисера. Расширятся имеющиеся знания о сочетаемости цветов. Обучатся правильному подбору бисера для работы.

3. Научатся правильно строить речь, излагать свои творческие замыслы.

Личностные:

1. Сформируется умение общаться со сверстниками и работать в коллективе. Овладеют основами культуры труда.

2. Сформируются личностные качества: усидчивость, упорство, стремление доводить начатое дело до конца; взаимопомощь при выполнении работы; экономное отношение к используемому материалу.

3. Убедятся в том, что красоту можно создавать своими руками.

Метапредметные:

1. Разовьется мотивация к познанию мира через собственную созидательную деятельность. Разовьются навыки самоконтроля, самостоятельности и уверенности в себе.

2. Разовьются познавательные процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие. Разовьется ручная координация и мелкая моторика кисти рук.

3. Разовьется творческое мышление и сформируется индивидуальная манера выполнения работы.

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Для эффективной реализации программы имеются следующие условия:

·     учебный кабинет со столами и стульями соответствующими нормам СанПиН;

·     шкафы и стеллажи для хранения образцов, дидактических пособий и учебных материалов;

·     из технических средств обучения используется ноутбук, принтер, мультимедиа-проектор, экран, колонки;

·     для занятий с детьми используются необходимые инструменты и материалы: бисер, бусинки небольшого размера, проволока, тарелочки, ножницы, простой карандаш, клей-карандаш, тонкая тетрадь. Для оформления работ используется цветной картон, ракушки, камешки, сухие травинки, веточки, вязальные нитки, разноцветные ленты, цветная бумага, кусочки ткани, пайетки различных форм и цветов.

Занятия проводятся в кабинете №39 на базе Горновской средней школы Тогучинского района.