Клуб водного туризма

В ходе реализации Программы, помимо физического, этического, интеллектуального и креативного развития детей, происходит развитие межпредметных связей по общеобразовательным предметам: география, история Новосибирской области, история, биология, физика, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, экология. В условиях туристско-краеведческой деятельности моделируются практические жизненные ситуации, в которых возникает необходимость применения знаний, полученных в рамках школьных общеобразовательных программ. Обучающиеся так же приобретают практические навыки оказания первой доврачебной помощи, выживания в экстремальных ситуациях, у них повышается уровень психологической защищенности от внешней агрессивной социальной среды, развивается коммуникабельность. В процессе реализации Программы проходит и обучение школьников проектной, исследовательской деятельности.

В рамках данной Программы используются различные формы социально-педагогической работы с подростками, в том числе для обучающихся, требующих особого педагогического внимания такие, как:

- организация социальной среды – данная форма работы основывается на личном примере руководителя, его установках на здоровый образ жизни, трезвость;

- информирование – проведение лекций, бесед;

- активное обучение социально-важным навыкам – организация групповых тренингов в ходе проведения экскурсий и походов, взаимодействие с внешними организациями (социальными партнёрами);

- организация активной деятельности – познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, творчество, деятельность;

- организация здорового образа жизни – здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой;

- активизация личностных ресурсов – активное занятие спортом, творческое самовыражение.

 

Программа обучения является практико-ориентированной, знакомит с основами туризма и краеведческих исследований, способами выживания в экстремальных ситуациях, предполагает работу по сохранению исторического и культурного наследия и оказанию первой помощи. Она охватывает широкую область деятельности подростков, проявляющих интерес к военному и морскому делу, службе и приобщает детей к большому объему дополнительных знаний. Практические занятия проводятся на протяжении всего периода реализации Программы в виде занятий на местности и в помещении, а также отрабатываются комплексно в 1-3 дневных учебно-тренировочных походах, во время проведения туристских мероприятий, экскурсий. В каникулярный период практические навыки отрабатываются в многодневных походах, экспедициях. Программа обучения рассчитана на 2 года

Содержание программы

I. Основы военно-морской подготовки, туристическая техника.

 Этапы создания флота. История морской одежды. Просмотр кинофильмов. Отбор учащихся, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год. Форма одежды и внешний вид обучающихся. История Российского флота, морской одежды, атрибутика. Туристический быт и первая доврачебная помощь.

 Правила оказания первой доврачебной помощи. Организация туристического быта, начальные навыки туристской подготовки, распределение обязанностей в туристической группе.

Практическая работа, направленная на усвоение и закрепление начальных навыков туристской подготовки: игры на местности, эстафеты, туристские практикумы, экскурсии, однодневные походы.

 Ориентирование. Туристические навыки и туристическая техника, способы выживания в условиях дикой природы

 Правила и методы ориентирования на местности: по местным предметам, по природным признакам, по небесным светилам и звездам, по компасу и азимутам.

Практическая работа, направленная на усвоение и закрепление начальных навыков ориентирования на местности в условиях автономного существования: игры на местности, эстафеты, туристские практикумы, экскурсии, однодневные походы.

Начальная альпийская подготовка: правила вязания узлов, страховочные системы. Способы выживания в условиях автономного существования: поиск воды, добыча огня, постройка временного укрытия.

Практическая работа, направленная на усвоение и закрепление начальных навыков туристской подготовки и туристской техники пребывания в условиях дикой природы: игры на местности, эстафеты, туристские практикумы, однодневные походы.

 Уголки Новосибирской области.

 История образования и развития родного края. Природа родного края.

Практическая работа по сбору информации по истории НСО: экскурсии, однодневные походы, выполнение исследовательской работы.

 

II. Общефизическая подготовка

 Техника безопасности. Основы физического воспитания (беговые упражнения).

 Тренировки выносливости, силы.

 Летняя профильная смена

Теория. Ведение экспедиционного дневника. Компас. Правила обращения с компасом. Ориентирование по небесным светилам и особенностям местных предметов.

Практика. Отработка практических навыков при подготовке к походу. Выполнение специальных туристских обязанностей. Сдача отчетного материала по походам и экспедициям. . Ориентирование карты по компасу. Упражнения по рисункам на прокладывание вертикальной плоскости, проходящей через Полярную звезду. Задачи на определение азимута движения по тени от Солнца, определение азимута на Солнце в разное время дня. Во время походов и тренировочных выездов - упражнения по определению сторон горизонта по Солнцу и тени, отыскание на небе созвездия Большой Медведицы и Полярной звезды, определение сторон горизонта по положению Полярной звезды.

 Оказание первой помощи в различных ситуациях, в т.ч. при утоплении.

Личная гигиена. Питьевой режим. Гигиена и режим питания. Самоконтроль. Наиболее часто встречающиеся заболевания и травмы во время туристического похода. Оказание доврачебной помощи. Основы техники утопающих. Содержимое походной аптечки.

 Плавание. Организация выездов в бассейн.

 III. Шлюпочная практика и морские узлы.

 Летнее зачетное путешествие: приобретают навыки походной жизни, осваивают технику различных переправ через водные преграды. Подготовка похода: хозподготовка, копирование карт, устройство и оснащение судов (шлюпок), команды управления шлюпкой на веслах и под парусами, парусное оснащение, морские узлы, разбор ниток движения, намеченных дежурным проводником, составление документации (индивидуальная работа с участниками). Техника безопасности на воде. Учебная программа похода: стажировка - ведение группы дежурными проводниками по участкам; упражнения в составлении описания пути движения (ОПД); упражнения в составлении характеристик местности (коллективно, устно); разбор незнакомых условных знаков местных предметов, встречаемых в пути; техника преодоления естественных препятствий на лыжах; разбор итогов похода (коллективно). Тренировка выносливости, обход препятствий по азимутам, проведение ближней разведки, организация бивака, охрана природы и памятников истории и культуры, соблюдение гигиенических правил в пути и на привалах, разбор итогов похода.

 IV. Военно-спортивные соревнования.

 Соревнования, организованные при шлюпочном походе.

 V. Профильная подготовка (поход по реке).  Подготовка к походу. Составление меню, списка необходимых продуктов. Сдача нормативов.

Цели программы

Главная цель: обучение навыкам ориентирования на местности, выживанию в экстремальных ситуациях, развитию чувства патриотизма обучающихся через создание социально-психологических условий для максимальной самореализации, воспитания, развития и совершенствования его личности. 

Основные задачи для достижения поставленной цели:

 Развивающие:

1) Развивать физическую активность, укреплять здоровье;

2) Прививать интерес к занятиям туризмом;

3) Развивать логическое мышление и творческие способности;

 

Познавательные:

1) формировать практические умения и навыки туристской деятельности;

2) научить планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применять на практике знания, умения, полученные в клубе;

3) обучать основам туристической деятельности;

4) формировать умения и навыки туристической деятельности (навыки подбора личного и группового снаряжения, поиска и организации места привалов и ночлегов, укладки рюкзака, техники преодоления естественных препятствий, ориентирования на местности и т.п.);

5) развивать практические навыки деятельности в экстремальных ситуациях;

6) обучать способам, правилам и приемам оказания первой помощи пострадавшим от опасных факторов в чрезвычайных ситуациях.

 

Воспитательные:

1) воспитывать трудолюбие, внимательность, самостоятельность, чувство ответственности;

2) воспитывать патриотизм и любовь к своему Отечеству;

3) воспитывать гордость за «малую родину» и страну на примерах выдающихся земляков;

4) изучать культуру, историю, экономику, природу родного края как одного из субъектов России; способствовать развитию коллектива в группе, созданию обстановки доброжелательности, психологического комфорта; содействовать удовлетворению потребности детей в общении;

5) развивать художественный вкус учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, воспитание трудолюбия, доброжелательности, честности, милосердия;

6) воспитывать трудолюбие, доброжелательность, честность, милосердие.

Результат программы

В результате занятий обучающиеся должны:

иметь представление:

- об основах здорового образа жизни

- о физической культуре и гигиене здорового тела

- о возможных травмах и несчастных случаях в лесу и на воде

- о возможных способах спасения на воде и оказания первой помощи пострадавшим

знать:

- методы и технику проведения занятий по общей и специальной физической подготовке

- современное спортивное стрелковое оружие и технику безопасности при обращении с ним

- технику безопасности на воде и основные правила судоходства по внутренним водоемам

уметь:

- Плавать;

- грести на веслах;

- ориентироваться по карте и на местности;

- ходить на лыжах на дальние дистанции;

- оказывать первую помощь пострадавшим при получении травм и несчастных случаях;

- Составлять меню и подбирать необходимый оптимальный набор продуктов;

- Организовывать привалы и ночлеги;

 

иметь навыки:

- в спортивной стрельбе

- управления парусным судном

Особые условия проведения

Учебно-методическое обеспечение Программы

 

Занятия проводятся в кабинете образовательной организации, на территории спортивной площадки, в библиотеке, кабинете информатики с выходом в сеть интернет, в спортивном зале.

Кабинет информатики используется для работы с информацией в сети Интернет.

Оборудованы рабочие места, имеется необходимое туристическое снаряжение: компасы, карты, полевое кухонное оборудование, топор, пила, рюкзаки, палатки, плавсредства, средства индивидуальной защиты, медицинская аптечка, спортивный инвентарь.

Теоретическая подготовка представляет собой лекции, беседы или аудиторные занятия, которые проводятся руководителем кружка в помещении школы или в местах проведения экскурсий. Теоретическая подготовка дает представление об истории, целях и задачах деятельности клуба; знакомит с историей НСО, историческими, культурными и природными особенностями области или места путешествия; дает основы необходимой туристской подготовки, способов выживания в дикой природе, первой медицинской помощи и самопомощи.

Практические занятия проводятся в форме однодневных или многодневных походов, экскурсий и экспедиций, практических тренировок на местности, которые несут в себе и познавательные, и воспитательные цели.

Учебная деятельность предусматривает участие в школьных, районных и региональных соревнований по туризму, участие в конкурсах социальных проектах, выполнять исследовательские работы.

При проведении туристско-краеведческого похода или экспедиции тематической направленности учитываются индивидуальные особенности участников: темы исследований разрабатываются индивидуально.

 

Результаты исследований участниками туристско-краеведческого похода по выбранным темам представляются:

1) на уровне школы (отчет кружка, общешкольное собрание и т.п.);

2) в открытом доступе через сайт ОУ, страничку в социальной сети;

3) на районной, научно-практической конференции;

4) созданием странички путешествий на сайте школы по родному краю;

 

Программа учитывает особенности школьного учебно-воспитательного процесса и возрастные особенности учеников, поэтому большинство однодневных походов и экскурсий приходится на осеннее, зимнее и весеннее время, а многодневные походы и экскурсии проводятся во время летних каникул.

Клубная форма работы даёт возможность одновременно заниматься детям разных возрастов и подразумевает преемственность возрастных ступеней школы, помогает проявить самостоятельность и свои способности. Всё это позволяет привлечь к занятиям большее количество учеников, которые интересуются туризмом и краеведением.

 

Занятия проводятся различными методами обучения: частично – поисковый, проблемный, исследовательский, проектный. Используются технологии коллективно-группового взаимодействия и другие.

Закрепление полученных знаний каждого курса программы обеспечивается практическим применением. В период каникул воспитанники клуба обеспечивают помощь

в организации и проведении многодневного похода. После окончания похода дети пишут исследовательские работы, статьи на сайт, выступают на классных часах, принимают участие в научно-практических конференциях.

Материально-техническая база

1. Аптечка индивидуальная – 1 шт.

2. Аптечка туристическая – 1 шт.

3. Веревки альпийские – 2 шт.

4. Коврик туристический – 5 шт.

5. Компас – 5шт.

6. Топографическая карта – 1 шт.

7. Лопата саперная малая -3 шт.

8. Одеяло-спальный мешок – 0 шт.

9. Палатка брезентовая – 0 шт.

10. Палатка туристическая – 1 шт.

11. Пила – 1 шт.

12. Рюкзаки – 10 шт.

13. Топор – 1 шт.

14. Фляга-термос 12л – 2 шт.

15. Чайник алюминиевый полевой – 1 шт.