Человек и его здоровье

Программа – естественно-научная; направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, упорядочивание объектов окружающего мира через логическое пространство, развитие исследовательских способностей в области естественных наук.

При разработке программы конкретизированы и дополнены некоторые разделы- "Половая система человека и связанные с ней социальные проблемы", "Распространенные хронические заболевания". Углублено понимание следующих тем программы - " Заболевания, связанные с вредными привычками", "Гигиена питания и быта", "Инфекционные заболевания". Расширены методы и организационные формы реализации предлагаемого материала по формированию здорового образа жизни.

Педагоги

Лопатова Ирина Юрьевна

Содержание программы

Первый модуль

Раздел 1. Введение 1 час (0,5/ 0,5)

 

Раздел 2. Человек и биосфера 6 ч (2/ 4)

 

Тема 2.2. Экологические последствия появления человека на земле. Тема 2.3. Современное состояние окружающей среды. Тема 2.4. История взаимоотношений человека и природы. Тема 2.5. Природно-очаговые заболевания. Тема 2.6. Экологические кризисы охраны природы.

Раздел 3. Социальная медицина. 4 ч (2/ 2) Тема 3.1 Демографическое состояние здоровья населения России. Медицинская статистика". Тема 3.2 Гигиена и экология. Факторы, определяющие здоровье человека. Тема 3.3 Финансирование медицинских учреждений. Инвалидность, донорство, квоты. Тема 3.4 Понятие о качестве жизни. Закономерности географической изменчивости организма человека.

 

Раздел 4. Некоторые экологически обусловленные заболевания. 5 ч (2/3) Тема 4.1 Экологические факторы негативного воздействия на человека искусственной окружающей среды. Тема: 4.2 Заболевания, связанные с загрязнением воздуха. Тема 4.3 Заболевания, связанные с загрязнением питьевой воды. Тема 4.4 Заболевания, связанные с физическими загрязнениями окружающей среды.

 

 

Раздел 5. Инфекционные заболевания. 9 ч (4/ 5) Тема 5.1. Причины инфекционных заболеваний. История борьбы человечества с инфекционными заболеваниями. Тема 5.2. Иммунитет. История открытия иммунитета. Виды иммунитета. Тема 5.3. Вирусы, строение, пути проникновения. Тема 5.4 Вирусные заболевания. Тема 5.5 СПИД - болезнь века. Тема 5.6 Вирусные заболевания пищеварительной системы. Тема 5.7. Бактериальные кишечные инфекции. Тема 5.8 Инфекционные заболевания дыхательной системы.

 

Раздел 6. Наиболее распространенные хронические заболевания. 5 ч (2/ 3) Тема 6.1 Заболевания органов крови. Тема 6.2. Заболевание органов кровообращения. Тема 6.3 Хронические заболевания пищеварительной системы. Тема 6.4. Заболевания мочевыделительной системы. Тема 6.5. Что мы знаем о хронических заболеваниях.

Раздел 7. Экстремальные ситуации. Оказание первой помощи. 4 ч (2/ 2) Тема 7.1 Первая помощь при травмах ОПС. Тема 7.2 Повреждения кожи. Тема 7.3 Виды кровотечений. Тема 7.4 Итоговое занятие. 

 

Второй модуль.

Раздел 8. Заболевания, связанные с вредными привычками. 4 ч (1/3) Тема 8.1 Виды вредных привычек. Курение. Тема 8.2 Алкоголь и его влияние на организм. Тема 8.3 Наркотики. Виды наркотиков. Токсикомания. Влияние на организм. Тема 8.4 Здоровый образ жизни. Факторы, сохраняющие здоровье.

 

Раздел 9. Гигиена питания. 6 ч (3/3) Тема 9.1 Пища. Питательные вещества. Обмен веществ в разном возрасте. Тема 9.2 Витамины. Тема 9.3 Теория: Современное представление о рациональном и полноценном питании. Тема 9.4 Сбалансированность витаминов и минеральных веществ и питании как одно из условий рационального питания и повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам внешней среды. Тема 9.5. Культура питания. Энергетическая ценность. Диеты. Тема 9.6 Пищевые продукты-аллергены.

 

Раздел 10. Половая система человека и связанные с ней социальные проблемы. 8 ч (5/3) Тема 10.1 Заболевания, передающиеся половым путем. Тема 10.2 Профилактика заболеваний ЗПП Тема 10.3 Контрацепция. Аборты. Опасность абортов для здоровья женщины. Тема 10.4 Беременность. Гигиена беременности. Последствия ранней беременности. Тема 10.5 Генетика и наследственные заболевания. Тема 10.7. Гигиена мужчины и женщины Тема 10.8. Функциональные признаки полового воспитания. Тема 10.9. Взаимоотношение полов.

Раздел 11. Поведение и психика. 13 ч (6/ 7) Тема 11.1 Физиология ВНД Тема 11.2 Физиологическая  организация мозга. Тема 11.3 Потребности и мотивы поведения. Виды потребностей. Тема 11.4 Изменчивость поведения. Тема 11.5 Ощущение. Сенсорная адаптация. Тема 11.6 Характер восприятия. Тема 11.7 Внимание. Воображение. Тема 11.8 Память. Значение памяти для формирования мыслительной деятельности и поведения. Тема 11.9 Физиологические аспекты памяти. Тема 11.10 Мышление и речь. Эмоции. Типы эмоциональных состояний. Тема 11.11. Личность. Задатки личности. Талант, развитие способностей. Тема 11 .13. Темперамент и характер. Тема 11.14 Волевые качества личности.

 

Раздел 12 Человек в обществе. 2 ч (1/1) Тема 12.1 Общение. Средства общения. Тема 12.2 Конфликты. Виды конфликтов. Формирование поведения, ориентированного на успех

 

Раздел 13. Итоговое занятие. 1 ч

Защита исследовательских работ.

Цели программы

Цель программы:

Формирование у обучающихся представлений об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, а также основ критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленных на сохранение психического, физического, нравственного здоровья.

 

Задачи программы:

обучающие:

· сформировать представления о положительных и отрицательных факторах воздействия на организм человека, понимание сущности здорового образа жизни;

· способствовать формированию основ ценностного отношения к здоровью и его укреплению;

· углубить знания об инфекционных, иммунных и генетических заболеваниях, ЗПП, о нарушениях работы нервной системы; об особенностях формирования личности в семье и обществе;

· сформировать представление о рациональной организации режима учебной деятельности, отдыха, научить анализировать и контролировать свой режим дня;

· расширить понимание взаимосвязи проблем здоровья человека и негативных последствий деградации природной среды; социальных последствиях деградации духовной среды, формирование экологической культуры.

развивающие:

· развивать у подростков чувство ответственности за экологические состояние окружающей среды, навыки бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

· развивать умения использовать теоретические знания в жизни и навыков оказания первой медицинской помощи;

· развивать умение проводить наблюдение, сравнивать, анализировать, делать выводы;

· развивать любознательность, творческий потенциал обучающихся в подготовке рефератов, сообщений, выполнении практических и исследовательских работ.

воспитательные:

· воспитывать у подростков потребность к ведению здорового образа жизни и отказе в образе жизни и поведении, наносящим вред, как своему здоровью, так и здоровью окружающих;

· воспитывать волевые качества в стремлении достижений поставленных целей, направленных на укрепление своего здоровья;

· воспитывать экологическую культуру и бережное отношение ко всему живому как главной ценности на Земле, стремлении жить в гармонии с собой и людьми в окружающем мире.

Результат программы

Предметные результаты обучения

· объяснять некоторые наблюдаемые процессы в своем организме;

· называть основные правила здорового образа жизни, факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье;

· объяснять благотворное влияние на организм физкультуры и спорта;

· выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия;

· оказывать первую помощь при травмах;

· применять знания для рационального составления режима дня, правил рационального питания, гигиены;

· называть симптомы распространенных заболеваний;

· объяснять роль основных функций организма (питание, выделение, дыхание) в обеспечении нормальной жизнедеятельности организма;

 

Личностные результаты обучения.

· понимать значимость обучения, правильного и осознанного выбора будущей профессии;

· уметь вырабатывать собственные ответы на жизненные вопросы с учетом многообразия типов мировоззрения, общественных, культурных традиций, религиозных мировоззрений, которые ставит личный жизненный опыт;

· умение слушать, вести диалог, эмоционально - положительно относиться к окружающим людям, учиться выбирать стиль поведения, обеспечивающий безопасность жизни и здоровья себя и окружающих;

· учиться уметь противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые могут угрожать жизни и здоровью;

· умение реализовывать обучающимися теоретические знания на практике;

· понимание ценности здорового образа жизни и отказа от вредных привычек;

· умение признавать право другого человека на собственное мнение, а также умение отстаивать свою точку зрения.

 

Метапредметные результаты обучения (формирование универсальных учебных действий)

 

Регулятивные УУД

· самостоятельно формулировать проблему в ходе учебной деятельности;

· выдвигать различные варианты решения проблемы, выбирать из предложенных решений проблем нужные средства для достижения цели;

· составлять порядок (схему) решения проблемы (исследовательская работа, написание рефератов, составление проектов);

· использовать для решения проблем основные и дополнительные средства обучения;

· планировать свою образовательную деятельность;

· пользоваться критериями оценок и самооценок, исходя из целей, задач, давать оценку результатам своей работы;

· самостоятельно находить и осознавать причины достижения результата, либо находить способы разрешения неуспешного решения проблемы;

· давать оценку личностным качествам, чертам характера, уметь определять направления своего развития.

 

Познавательные УУД

· строить логическое рассуждение с установлением причинно-следственных связей;

· анализировать, сравнивать, обобщать понятия в ходе изучения учебного материала;

· предоставлять полученную информацию в виде конспектов, рефератов, таблиц, графиков, диаграмм;

· преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать оптимальную форму предоставления информации для себя и окружающих;

· понимать позицию другого человека, различая точку зрения, аргументы, теории, гипотезы в речи оппонента, используя приемы слушания и различные виды чтения;

· соблюдать правила информационной безопасности, уметь использовать различные технологии (компьютерные и коммуникационные) для достижения поставленных целей.

 

Коммуникативные УУД

· самостоятельно организовывать учебное взаимодействие для определения целей, задач, распределения функций участников, способов сотрудничества;

· отстаивать свою точку зрения, приводя доказательства;

· уметь перефразировать свою мысль, с полнотой и точностью выражать мысли в соответствии с условиями коммуникации;

· понимать точку зрения другого человека, управление поведением оппонента-умение договариваться с людьми иных позиций;

· выявление, распознавание конфликта, поиск способов разрешения конфликтов и их реализация.