«Грамотейка»

Программа по дополнительному образованию МБДОУ детского сада «Золотая рыбка» по подготовке детей к обучению грамоте – это образовательная программа, рассчитанная на один год обучения в подготовительной группе и разработана на основе программы «Обучение грамоте» О.М. Ельцова / М., Изд. ЮВЕНТА, 2015 г. с использованием современных методик: Нищевой Н.В., Каше Г.А.,Маханевой М.Д. ипредставляет собой систему комплексных занятий, которые построены по принципу максимального использования ребенком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (от простого к сложному) в игровой форме.

Главная причина актуальности этой программы – возросшие требования школ, гимназий и лицеев к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу. Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к необходимому этапу – овладению чтением. Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе, что объясняет актуальность разработки программы по обучению грамоте "Грамотейка" для детей подготовительной группы. Программа соответствует ФГОС ДО. При создании программы учитывалось положение Л.С. Выготского «о ведущей роли обучения», которое является движущей силой психического развития. Обучение, по мнению Л.С. Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе.

 

 

Педагоги

 Пустохина Екатерина Федоровна, учитель-логопед, высшая квалификационная категория

Содержание программы

 

Организация образовательного процесса регламентируется календарным графиком и расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением.

Основные задачи при работе - развитие звукобуквенного анализа и синтеза, развитие фонематического слуха и восприятия, подготовка руки к письму решаются на протяжении всего учебного года. Предмет изучения – звуки и буквы русского языка по общепринятым группам (гласные, согласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие согласные). Дети знакомятся с понятиями: слог, слово, предложение. Каждое занятие начинается с изучения звука, воспитанники учатся выделять звук из слова, уточняется его произношение, определяется место в слове. Одновременно дети узнают символы звуков: красный круг – гласный звук, синий – твердый звук, зеленый – мягкий согласный звук. Затем детям представляется буква.

Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия звук и буква; звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем. Работа по изучению звука и буквы проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление о них. Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных: А, О, У, Ы, И, Э. По мере ознакомления с согласными, дети учатся читать слоги, далее переходят к чтению слов, коротких предложений и узнают символы графического изображения предложений.  На занятиях часто используются «файлы», специально подготовленные задания для автоматизации навыка слияния слогов, а также дидактические игры: «Читайка», «Раз словечко, два словечко», «Подбери слово», «Закончи слово», «Предложения», «Слова потерялись» и т.д. В занятия включены нейропсихологические упражнения, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части. Все занятия проводятся в доступной игровой форме. Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых материалов в литературе, новых методик и технологий. 

 

 

 

 

Цели программы

Цель программы: Подготовка детей к усвоению грамоты, развитие интереса и способностей к чтению.

Основные задачи программы:

Обучающие:

Познакомить с понятиями "звук», «буква".

Учить ребенка звукобуквенному анализу и синтезу.

Учить определять позицию звука в слове.

Учить давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый- мягкий).

Учить выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове.

Учить чтению поэтапно.

Формировать понятия: слог, слова-объекты, слова - действия, слова-признаки, предложение.

Учить детей составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями, составлять схемы предложений.

Формировать графомоторные навыки.

Развивающие:

Развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний.

Развивать интерес к занятиям по обучению грамоте.

Развивать фонематический слух и восприятие.

Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи.

Воспитывать культуру речи. 

Результат программы

Ожидаемые результаты и способы их проверки. Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям в подготовительной к школе группе.

  Уметь различать понятия «звук» и «буква»·

  Давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый- мягкий),·

   Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске.·

 Осуществлять звуково-буквенный анализ слова;·

Определять место звука в слове, находить слова с определенным звуком;

  Уметь делить слова на слоги, определять количество слогов, составлять слова из слогов;·

  Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;·

  Правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;·

  Понимать и использовать в речи термин, предложение, составлять предложение из 3- 4 слов, делить предложения на слова, называя их по порядку, находить слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, определять интонационно предложение и завершать его.·

 Уметь правильно использовать грамматические формы; правильно согласовывать слова в предложении, употребляя предлоги.·

 Придумывать предложения с заданным количеством слов, вычленять количество и последовательность слов в предложении, уметь составлять схемы предложений.·

Особые условия проведения

Возраст детей 6-7 лет, набор производится в свободном порядке.

Наполняемость – до 10 человек, что позволяет продуктивно вести подгрупповую работу с детьми.

 

Группа детей профильная, имеет постоянный состав.

Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение предметной среды включает:

 - игры, оборудование для развития речи и подготовки к обучению грамоте;

·- настольные дидактические игры;

 - картины, предметно-схематические модели;

·- детские книги (сказки, рассказы, былины, иллюстрации и т. д.);

 - образовательный (раздаточный) материал, рабочие тетради на печатной основе.

 Технические средства:

·-  звуковая аппаратура (аудиотехника);

·- видеоаппаратура, проектор, экран, принтер, ламинатор.

 Средства методического обеспечения:

· - развивающие компьютерные игры и электронные наглядные средства обучения;

· - учебное видео и обучающие программы;

· - учебные пособия и методические разработки (рекомендации).