Программа "Секреты русского языка"

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит кружок по русскому языку “Секреты русского языка”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа кружка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

 

Образовательная программа кружка позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения программы школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к кружку должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Педагоги

Бурова Наталья Николаевна

Квалификация: без категории

Содержание программы

Учебный план.

 

Тема 1-2. Как обходились без письма?(2 ч.)

      Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

Тема 3-4. Древние письмена.(2 ч.)

      Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы -  «священные знаки.

Тема 5-6. Как возникла наша письменность? (2 ч.)

     Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит.  Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Тема 7-8. Меня зовут Фонема.(2 ч.)

     Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тема 9-10. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)

     Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.  

Тема 11 - 12. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)

      «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Тема 13. Тайны фонемы.(1 ч.)

       Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

Тема 14 – 15. Опасные согласные. (2 ч.)

          Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

Тема 16. На сцене гласные.(1 ч.)

    Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без хлопот!

Тема 17. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)

       Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Тема 18. «Когда ь пишется, а когда не пишется?» Практическое занятие  (1ч.)

       Тренировочные упражнения.

Тема 19. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)

       Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Тема 20-21. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)

Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Тема 22. Волшебное средство – «самоинструкция».(1 ч.)

      Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

Тема 23. Память и грамотность.(1ч.)

               Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Тема 24. Строительная работа морфем.(1ч.)

       «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

Тема 25. Где же хранятся слова?(1ч.)

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Тема 26. Поговорим обо  всех приставках сразу.(1ч.)

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

 Тема 27-28. Слова – «родственники».(2ч.)

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Тема 29-30. Кто командует корнями?(2ч.)

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Тема 31-32. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

Тема 33. «Пересаженные» корни.(1ч.)

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарём. Тренировочные упражнения.

Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)

Цели программы

Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

 

Задачи:

Обучающие:

·   развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

·   приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

·   пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

·   развитие мотивации к изучению русского языка;

·   развитие творчества и обогащение словарного запаса;

·   совершенствование общего языкового развития учащихся;

·   углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

 

Воспитывающие:

·   воспитание культуры обращения с книгой;

·    формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

 

Развивающие:

·   развивать смекалку и сообразительность;

·   приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

·   развивать умение пользоваться  разнообразными словарями;

·   учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Результат программы

Личностные результаты:

·         осознавать роль языка и речи в жизни людей;

·         эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

·         понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

·         обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

·         определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

·         учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

·         учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

·         находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

·         делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

·         преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

·         оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

·         слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

·         выразительно читать и пересказывать текст;

·         договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

·         учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Особые условия проведения

Программа реализуется за счет бюджета, полностью бесплатная для обучающихся.

Возможно посещение для детей с ОВЗ, для расширения кругозора ребенка.

Материально-техническая база

Учебно - методическое обеспечение программы


1. Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка:

Пособие для учащихся национальных школ.- Л.: Просвещение, 1984.

2. Даль В.И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современная

версия/ М.: Эксмо; Форум, 2007.

3. Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие

для учащихся.- М.: Просвещение,1981.

4. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для

учащихся.- М.: Просвещение, 1987.

5. Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов: Пособие для

учащихся М.: Просвещение, 1983.

6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: Российская

академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- М.:

Азбуковник, 1999.

7. Пословицы русского народа /Сб. В. Даля в 2-х томах.- М.: Художественная

литература, 1984.

8. Словарь иностранных слов.- СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007.

9. Словарь синонимов русского языка. Словарь антонимов русского языка.- СПб.:

ООО «Виктория плюс», 2007.

10. Фразеологический словарь русского литературного языка / Составитель А.И.

Федоров.– М.: ООО «Фирма. Издательство АСТ», 2001.