Программа "Тайны текста"

         Обучающиеся овладеют чтением  как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и  перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников  будет сформирована потребность в  систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и  общества, создании образа «потребного будущего».

 

          Учащиеся приобретут устойчивый навык осмысленного чтения, получат возможность приобрести навык рефлексивного чтения. Учащиеся овладеют различными видами и типами чтения.

 

          Обучающиеся овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию создания собственного речевого высказывания, отвечающего конкретной учебной задаче.

Педагоги

Щекалева Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы первой категории.

Содержание программы

Раздел «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» (24 ч.)

          Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, абзац, план текста. Существенные признаки объектов, описанных в тексте, их сравнение. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбор вида чтения в  соответствии с  целью чтения. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

 

Раздел «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» (28 ч.)

            Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Вопросы по содержанию текста. Формулирование выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании текста монологического высказывания. Формулирование вопросов по содержанию текста. Преобразование (дополнение) информации из сплошного текста в  таблицу. Преобразование информации, полученной из таблицы, схемы, диаграммы в связный текст. Составление тезисов с опорой на прочитанный текст. Формирование списка используемой литературы и других информационных источников. Составление инструкции, алгоритма. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Создание собственных письменных текстов по предложенной теме, представление одной и той же информации разными способами, составление инструкции (алгоритма) к выполненному действию. Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

  

Раздел «Работа с текстом: оценка информации» (18 ч.)

         Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Достоверность и недостоверность информации в тексте, недостающая или избыточная информация. Пути восполнения недостающей информации. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с  собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к рекламной информации.

Цели программы

Основная цель  — создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.

 

             Соответственно, задачами данного курса являются:

−  формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление  её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;

−  формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

−  приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;

−  духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и  уважения к своему Отечеству.

Результат программы

            Личностными результатами являются: готовность ученика целенаправленно использовать знания в  учении и в повседневной жизни для поиска и исследования ин-формации, представленной в различной форме; способность характеризовать собственные знания и  умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и  практических задач могут быть им успешно решены; познавательный интерес к различной информации; читательский интерес.

 

             Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информационного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.

 

              Предметные результаты: 

•  ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

−  определять признаки текста, тему, основную мысль, идею текста, авторскую позицию;

−  выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

−  формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; подбирать аргументы, формулировать выводы;

−  составлять разные виды планов; объяснять порядок частей/микротем, содержащихся в тексте.

Материально-техническая база

Учебный кабинет, ноутбук, проектор, цифровые образовательные ресурсы по данному курсу.

Учебно-теоретическое обеспечение курса

1.  Бабенко Л. Г. Лингвистический анализ художественного текста /Л. Г. Бабенко, И. Е. Васильев, Ю. В. Ка-зарин. — Екатеринбург, 2010.

2.  Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М., 1981.

3.  Зарубина Н. Д. Текст: лингвистический и методический аспект. — М, 1981.

4.  Лосева А. М. Как строится текст — М, 1980.

5.  Лотман Ю. М. Структура художественно текста. — М: Просвещение, 1970.

6.  Методическое пособие к учебному комплексу «Русский язык. Теория. Практика. Русская речь». 5 кл. ФГОС. / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова. — М.: Дрофа, 2013. — 205 с.

7.  Методическое пособие к учебному комплексу «Русский язык. Теория. Практика. Русская речь». 6 кл. ФГОС. / С. Н. Пименова, А. Ю. Купалова, Г. К. Лидман-Орлова. — М.: Дрофа, 2013. — 192 с.

8.  Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя./ А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.

9.  Цыбулько И. П. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий. 5–9 классы: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 2014. — 192 с.

10.  Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 1987.

Учебно-практическое обеспечение курса

1.  Влодавская Е. А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2013, — 94 с.

2.  Влодавская Е. А. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2014, — 96 с.

3.  Груздева Е. Н. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 7 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2013, — 95 с.

4.  Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс. — М.: Издательство «Экзамен», 2015, — 96 с.

5.  Любичева Е. В., Ольховик Н. Г. От текста к смыслу и от смысла к тексту (Текстовая деятельность учащихся). Учебное пособие. — СПб.: САГА, Азбука-классика, 2005. — 368 с.

6.  Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс: Пособие для учителя./ Г. С. Ковалева и др. — М., СПб: Просвещение, 2014. — 151 с.

7.  Метапредметные результаты: Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 6 класс: Пособие для учителя./ Г. С. Ковалева и др. — М., СПб: Просвещение, 2014. — 160 с.