Программа "Занимательный русский язык"

Образовательная программа кружка позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

 

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательный русский язык” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Педагоги

Квашнина Елена Леонидовна - учитель начальных классов.

категория: высшая.

Образование: среднее специальное. Татарское педагогическое училище, специальность "Учитель начальных классов".

Стаж: 29 лет.

Содержание программы

Учебный план. 

 

Тема 1-2.Как обходились без письма?(2 ч.)

Тема 3-4. Древние письмена.(2 ч.)

Тема 5-6. Как возникла наша письменность? (2 ч.)

Тема 7-8. Меня зовут Фонема.(2 ч.)

Тема 9-10. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)

Тема 11 - 12. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)

Тема 13. Тайны фонемы.(1 ч.)

Тема 14 – 15. Опасные согласные. (2 ч.)

Тема 16. На сцене гласные.(1 ч.)

Тема 17. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)

Тема 18. «Когда ь пишется, а когда не пишется?»Практическое занятие  (1ч.)

Тема 19. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)

Тема 20-21. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)

Тема 22. Волшебное средство – «самоинструкция».(1 ч.)

Тема 23. Память и грамотность.(1ч.)

Тема 24. Строительная работа морфем.(1ч.)

Тема 25. Где же хранятся слова?(1ч.)

Тема 26. Поговорим обо  всех приставках сразу.(1ч.)

Тема 27-28. Слова – «родственники».(2ч.)

Тема 29-30. Кто командует корнями?(2ч.)

Тема 31-32. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)

Тема 33. «Пересаженные» корни.(1ч.)

Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)

Цели программы

Цель:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

 

Задачи:

Обучающие:

·   развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

·   приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

·   пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

·   развитие мотивации к изучению русского языка;

·   развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

·   совершенствование общего языкового развития учащихся;

·   углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

 

Воспитывающие:

·   воспитание культуры обращения с книгой;

·    формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

 

Развивающие:

·   развивать  смекалку и сообразительность;

·   приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

·   развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой

Результат программы

Личностные результаты:

·         осознавать роль языка и речи в жизни людей;

·         эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

·         понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

·         обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

·         определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

·         учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

·         учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

·         находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

·         делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

·         преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

·         оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

·         слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

·         выразительно читать и пересказывать текст;

Материально-техническая база

Для осуществления образовательного процесса есть следующие принадлежности:

· наличие лингвистических словарей;

· наличие карточек с играми и заданиями;

· наличие текстов для работы на занятиях;

· подборка видеофрагментов;

· подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;

· компьютер, принтер, сканер

IX. Литература

1. Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

2. Волина В. В. Занимательноеазбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

3. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

4. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

5. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

7. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”