Программа "Творчество"

Данная программа ориентирована на духовно-нравственное направление развития личности. Она представляет собой разработанный курс художественно-эстетического направления, работы с тканью, изготовления мягких плоских и объемных игрушек из фетра. Для наиболее  полного изучения, овладения большего количества информации в данной  области  в современных школах создаются творческие объединения, а также вводятся элективные курсы, что в дальнейшем способствует профессиональному становлению учащихся, увеличению их кругозора.

 

Актуальность программы

Искусство изготовления игрушек – один из древнейших видов народного художественного творчества. Древнейшие игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко 2 тысячелетию до н.э. Это – миниатюрные орудия охоты, предметы быта, посуда, погремушки. Издавна своеобразие изготовления игрушки определялось условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером, климатическими условиями. Сюжеты игрушек подсказывала сама жизнь.

Со временем изменялись и совершенствовались приемы изготовления игрушек, но сохранялись и развивались традиции, которые заложили основу промысловых центров изготовления игрушек. Мастерство передавалось из поколения в поколение. И каждому новому мастеру необходимо было, лишь изучив весь опыт предков, превзойти учителей, сделать игрушку ещё занимательнее, не отступая от принятых норм, но при этом по-своему, особенной, отличной от других.

Традиции народного искусства и сейчас продолжают жить и развиваться, современные игрушки отличаются яркостью цветов, смелыми авторскими решениями, но в них также остались образность, добродушность, радость, которую они несут людям.

 

Отличительные особенности программы

У обучающихся в процессе работы в творческом объединении формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия, художественный вкус. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют приобщению учащихся к прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты.

Самодельные игрушки не просто могут украсить интерьер дома, они способствуют развитию самых добрых, теплых чувств. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя  с разных сторон, в них порой «просыпаются» «талантища» в области декора. Игрушки, выполненные детскими руками, становятся забавными, живыми.  И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его в материале. Программа дает возможность профессиональной ориентации учащихся, знакомит их с  профессиями, развивает творческий подход.

Педагоги

Лукина Наталья Александровна – учитель иностранного языка.

 

Содержание программы

Учебный план.

 

Тема 1. Вводное занятие (1 час)Знакомство преподавателя с учащимися. Рассказ о работе кружка, плане проведения занятий и их тематике. Демонстрация изделий.Правила поведения на занятиях.

 

Тема 2. Основные приемы работы с фетром.

2.1. ТБ при работе.(1 час) Основы безопасного труда на занятиях. Инструменты и приспособления.  Правила при работе с ножницами, иголками, булавками, клеем.

2.2. Материаловедение.(3 часа) Виды тканей и их получение.  Свойства тканей и меха.  Способы обработка различных поверхностей тканей.Практическая работа: определить вид ткани.

2.3. Основные ручные швы. (3 часа)  Виды швов и их классификация. Практическая работа: выполнение швов на фетре.

2.4.   Способы закрепления  нити. (3 часа)  Различия  между  способами закрепления нитей и их использование в процессе выполнения игрушек.Практическая работа: закрепление нити несколькими способами.

 

Тема 3. Цветоведение.

3.1. Основные цвета.(2 часа)  Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Практическая работа: выполнение аппликации – цветовой круг из фетра.

3.2. Сочетание цветов.(2 часа)   Сопоставление цветовой гаммы.  Практическая работа: подобрать необходимые для работы цветовые сочетания на примере одного из объектов труда.

 

Тема 4. Выполнение игрушек из фетра.

4.1.      Матрешка.(4 часа) Беседа об истории народной игрушки и народного костюма. Анализ образцов - связь материала, формы росписи.Практическая работа: Зарисовка видов матрешек. Заготовка выкроек-лекал, раскрой каркаса и ткани, работа с клеем, сшивание деталей оформление игрушки.

4.2.   Лошадка.(4 часа) Беседа о городецкой росписи. Анализ
декоративного решения игрушек-сувениров.Практическая работа: Зарисовка мотивов городецкой росписи, заготовка выкроек-лекал, раскрой фетра и узоров аппликации, сшивание деталей, пришивание тесьмы, наклеивание аппликации, оформление игрушки.

4.3.      Веселые клоуны. (4 часа)  Беседа о декоративных лоскутных изделиях в
крестьянском быту.Практическая работа: Зарисовка мотивов в альбоме различных видов    игрушек. Разработка    мозаики    костюма    клоунов. Выполнение выкроек-лекал, подбор фетра, практическое выполнение модели, оформление.

4.4. Зайчик. (4 часа)  Объяснение выполнения работы.Практическая работа:   раскрой  фетра,   пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

4.5. Собачка. (4 часа)  Образы животных в скульптуре и живописи. Объемные  игрушки. Выполнение объемной игрушки. Практическая работа:   раскрой  фетра,   пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

4.6. Игрушка по выбору. (4 часа)  Самостоятельное выполнение объемной игрушки. Подведение итогов. Что мы можем сделать самостоятельно?Практическая работа: самостоятельное выполнение эскизов игрушки - различные варианты оформления, запись технологической карты «Последовательность выполнения работ». Раскрой фетра и пошив, заготовка и укрепление каркаса, набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

4.7. Котенок.  (4 часа)Объяснение выполнения работы.Практическая работа: раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

4.8. Львенок. (4 часа)Объяснение выполнения работы.Практическая работа: раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

4.9. Медвежонок. (4 часа)Беседа об объемных игрушках.Краткие сведения о материаловедении. Отличительные особенности объемной игрушки.Практическая работа: раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

4.10.    Игрушка по выбору. (4 часа)Обобщив все полученные знания, учащиеся самостоятельно выполняют выбранную игрушку, предварительно зарисовав ее в альбоме, выполнив чертежи и выкройки-лекала.Практическая работа: самостоятельное выполнение эскизов игрушки - различные варианты оформления, запись технологической карты «Последовательность выполнения работ».

4.11. Совушка. (4 часа)Объяснение выполнения работы.Практическая работа: раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

4.12. Цыплёнок. (4 часа)Объяснение выполнения работы.Практическая работа: раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

4.13. Пингвин. (4 часа)Объяснение выполнения работы.Практическая работа: раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

4.14. Цветок. (4 часа)Объяснение выполнения работы.Практическая работа: раскрой фетра, пошив и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.

 

Тема 5. Выставка работ.(1 час) Подготовка и проведение выставки готовых работ. Оценка выполненной работы. Подведение итогов года.

Цели программы

Цель – познакомить обучающихся с историей возникновения игрушки; обучить приемам работы с фетром и аксессуарами; раскрыть потенциальные творческие  способности каждого ребенка через творческий поиск; развить художественный вкус, умение анализировать; создать своими руками игрушки.

 

В связи с поставленной целью задачи выглядят следующим образом:

Обучающие:

- научить основам художественной грамотности;

- научить основам цветоведения ;

- научить приемам безопасной работы;

- научить правилам работы с выкройками и грамотному прочтению чертежей выкроек, графическим навыкам работы по зарисовке моделей;

- научить практическим навыкам работы с тканью и  мехом;

- научить творчески использовать полученные умения и практические навыки.

 

Воспитательно-развивающие:

- развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;

- создавать в классе соответствующую эстетическую среду;

- приобщение к народным традициям;

- воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сотворчество;

- соединение обучения с воспитательным процессом;

- воспитывать стремление к разумной организации своего свободного времени.

Результат программы

·         личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

 

·         метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

 

·         предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт, специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины.

 

Работа творческой группы имеет большое воспитательное значение для развития у школьников художественного вкуса, интереса к искусству, традициям, профессиональной ориентации. Вся работа направлена на достижение развития творческой активности обучающихся. В конце курса обучающиеся должны:

-знать историю развития игрушки;

-выполнять выкройки по схемам;

-выполнять простейшие швы;

-владеть приемами работы с фетром и аксессуарами;

-выполнить несколько игрушек и оформить их самостоятельно;

-уметь работать как самостоятельно, так и в коллективе;

-совершенствоваться и творчески использовать свои умения и навыки.

Особые условия проведения

Программа реализуется за счет бюджета, полностью бесплатная для обучающихся.

Возможно посещение для детей с ОВЗ, для расширения кругозора ребенка.

Материально-техническая база

Набор детей осуществляется без ограничений в плане мастерства и таланта обучающихся, принимаются все желающие.

      

На  занятиях  используются  наглядные  пособия, схемы, таблицы, образцы,  чертежи  игрушек,  инструкционные  и  технологические карты.  Возможно      использование      интернет      технологий      и мультимедийного  оборудования  при  проведении занятий.  Также интересно     использование     различных     видов     презентаций. На   занятиях   по   данной   программе   потребуются   следующие материалы и инструменты.

-альбом для рисования или плотные листы бумаги, для выполнения зарисовок и эскизов;

-фетр;

-нитки катушечные разных цветов;

-тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы, элементы отделки и т. д.;

-картон;

-синтепон, вата;

-ножницы, иголки;

-мел, клей ПВА, краски, кисти, карандаши;

-самоклеящаяся цветная бумага.

 

Методическое обеспечение программы

В программе используются следующие методы обучения:

-объяснительно-иллюстративный   (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий.)

-репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.)

-изучение  развития  обучающегося   (наблюдение   за   особенностями развития личности ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности обучающихся, работа психолога и т.д.)