Программа "Шахматы"

Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом, психологическом развитии ребенка этого возраста, носит общеразвивающий характер.

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен начинающим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

 

На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.

Педагоги

Кузнецова Алена Ивановна

Содержание программы

Учебный план. 

 

1. Шахматная доска

2. Начальная расстановка фигур

3. Король-самая важная фигура

4. Ладья-тяжёлая артиллерия

5. Как ходит слон

6. Сила ферзя

7. Необычные прыжки коня

8. Пешка, которая никогда не отступает

9. Взятия фигурами и пешками

10. Шах

11. Мат

12. Превращение пешки в ферзя и в другие фигуры

13. Рокировки

14. Взятие на проходе

15. Пат

16. Недостаток материала

17. Троекратное повторение позиции

18. Правило пятидесяти ходов и предложение ничьей

19. Шахматная нотация – язык шахматных армий

20. Ценность шахматных фигур

21. Вилка

22. Связка

23. Связка

24. Дебют – начало партии

25. Миттельшпиль

 

26. Эндшпиль

27. Линейный мат

28. Мат ферзём

29. Мат ладьей

30. Мат двумя слонами

Цели программы

Цель: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Углубленное изучение игры.

 

Задачи:

а) образовательные:

-Формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы.

- Познакомить с основными шахматными понятиями, терминами.

-Учить детей свободно ориентироваться на шахматной доске, разыгрывать шахматные партии.

-Обеспечить успешное овладение детьми основополагающими принципами ведения шахматной партии.

 

 б) развивающие:

-формировать стремление ребенка к самостоятельному решению логических задач.

- развивать мыслительные операции.

 

в) воспитывающие:

-воспитывать, усидчивость, целеустремленность.

-учить анализировать свои и чужие ошибки, планировать свою деятельность, выбирать правильное решение.

-прививать культуру общения, уважение к взрослым и детям.

Результат программы

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

 

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному  направлению «Шахматы» является формирование следующих умений:

·         определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

·         в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

 

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по  общеинтеллектуальному направлению «Шахматы» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД
 

·         Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее самостоятельно.

·         Проговаривать последовательность действий.

·         Учить высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно планировать свою деятельность.

·         Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

·         Учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную

оценку деятельности команды на занятии.

·         Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 

Познавательные УУД
 

·         Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

·         Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей команды.

·         Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.

 

Коммуникативные УУД
 

·         Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать

речь других.

·         Совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.

·         Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

·         Средством формирования этих действий служит организация работы в парах.

 

Предметные результаты программы внеурочной деятельности:

·        Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь  ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

·        Правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

·        Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания

Материально-техническая база

Учебное помещение

Шахматные доски (5 шт)