Программа "Смотрю на мир глазами художника"

     Программа «Смотрю на мир глазами художника» рассчитана на учащихся, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Занятия проходят во внеурочное время и направлены на освоение языка художественной выразительности (живопись, графика), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции) и бумажной пластики. Кроме этого, предусмотрена творческая работа с природным материалом (цветы, листья, камни, веточки, семена и т.д.).

 

     Одним из самых доступных и удивительных материалов для творчества является бумага. Вырезание из бумаги – очень увлекательное занятие. Иногда красивая вырезка получается совершенно неожиданно, а иногда приходится поломать голову, чтобы вышло именно то, что нужно. Практические занятия по вырезанию, выполнение аппликаций приносит большую пользу детям, так как  обладают большими учебными возможностями. Аппликационные работы  способствуют развитию глазомера, чувства формы, ритма, соотношения частей  и целого, пониманию цвета и его преобразования, помогают выражению собственной фантазии. Работа над аппликацией способствует приобретению умений действовать карандашом, ножницами, наносить клей кисточкой, воспитывая аккуратность, терпеливость. Поэтому в данной программе наряду с изодеятельностью большое количество часов отводится на работу с бумагой.   

 

     Творческие способности развиваются от занятия к занятию, от одного года обучения к другому. Отсутствие оценок, свобода выбора практической деятельности привлекает на занятия всех детей. Основное место на занятиях занимает практическая работа, в результате которой создается изделие определенного функционального назначения.

     Каждый ребёнок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие  способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом  прекрасном беспредельном мире.

Педагоги

Хлупнова Ольга Владимировна, учитель изобразительного искусства и технологии I квалификационной категории

Уровень образования: высшее педагогическое образование, Новосибирский государственный педагогический университет, 2004 г.

Стаж работы: 28 лет

Повышение квалификации: «Технология формирования медиативных навыков у участников образовательных отношений», НИПКиПРО, 108 ч.
Профессиональная переподготовка: учитель музыки, ООО "Центр повышения квалификации и переподготовки" Луч знаний", 10.03.2020 г.

Содержание программы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел I. Рисование на темы, беседы (18 ч.)

«Что я умею рисовать?». «История и виды  искусств». «Какого цвета радуга?», «Краски лета». Правила работы с акварельными красками, гуашью. Материалы и принадлежности. «В мире прекрасного».
«Разноцветные шары». Понятие о форме. Круг, овал и другие фигуры. «Фрукты в вазе», «Овощи в корзинке», Натура, репродукции. Натюрморт «Яблоки на цветном фоне». Понятие фона. «Осенний букет». «Наш снеговик». «Дневное и ночное небо». Беседа о пейзаже. «Сказочный домик». «Мама, папа, я – дружная семья». Беседа о портрете. «Мой лучший друг (подруга)». Изображение лица и фигуры человека. «Любимая сказка». Иллюстрирование. «Новогодняя елка». «Обитатели водного царства (рыбы, дельфины, киты и т.д.)». Изображение рыб. «Экскурсия на катере». Рисование  по представлению: лодки, корабли на воде. 

Раздел II. Декоративное рисование (6 ч.)

«Семеновская матрешка». Виды росписи, история. 
«Гжель». Особенность росписи, история. Рисунок на тему: «Сказочная гжель». (акварель, гуашь) 
«Городецкие мотивы». Городецкая роспись. История мастеров. 
«Эскиз разделочной доски». Элементы и сюжеты Городецкой росписи. Подбор необходимого сюжета. Роспись досточки. (акварель, гуашь)                                                      
«Фантастические цветы», «Птички на дереве» и др.  Авторские работы. Свободная роспись. 
«Тарелочка для куклы». Узор в круге. Роспись пластинок. 

Раздел III. Флористика (работа с природным материалом) (5 ч.)

«Мир природы». Флористика. Способы сбора и засушки растений. 
«Природный материал». Подбор материала, просмотр образцов. Оформление гербария (цветы, веточки и листья деревьев разных пород).
«В лесу». Небольшие пейзажи. Работа с засушенными растениями. 
Панно «Осенняя фантазия». 

Раздел IV. Бумажная пластика (аппликация) (5 ч.)

Танграм. Пазлы (разрезные картинки)
Вырезание по кругу (спираль). Прямые разрезы.  
Панно из открыток (эффект 3 D)
Знакомство с симметрией. Симметричные буквы и цифры.  Сказка про ноль.
Работа с салфетками. Цветущая веточка.

Раздел V. Организация выставки (1 ч.)

 

2-й ГОД ОБУЧЕНИЯ

Раздел I. Рисование на темы, беседы (18 ч.)

«Полет фантазии». «Воспоминание о лете». «Осенний сад». Изображение деревьев осенью.
«Домашний любимец». Анималистический жанр. Изображение животных. 
«На лугу пасутся ко…». Пейзаж с животными. «Мир бабочек». Изображение бабочек (симметрия). «На птичьем дворе».  (попугай, петух, воробей, лебедь и др.). «Гадкий утенок». Чтение отрывка из сказки, просмотр иллюстраций, иллюстрирование сказки. Пейзаж с птицами по выбору.(акварель,  карандаш). Композиция «В гостях у сказки». Коллективная работа. Иллюстрирование. «Снежная  зима». Понятие о насыщенности цвета. Зимний пейзаж с использованием  одного цвета (синего). «Новогодние приключения». Изображение Деда Мороза, Снегурочки, других сказочных персонажей. «Космические просторы». Тема космоса. Полет космического корабля к другим планетам. 
«Наша планета». Как выглядит Земля из космоса?. «Сказки моего детства». Иллюстрирование сказок. «Красная шапочка». Иллюстрирование сказки. 

Раздел II. Декоративное рисование (5 ч.)

«Дымковская игрушка». История возникновения, особенности росписи. Цветовые сочетания. 
«Барышня», «Сервиз». Авторские работы. Свободная роспись (сочетание разных видов росписи).
Открытка «Поздравляю!» Подбор материала. Зарисовки.   Роспись шаблона.  (акварель)
«Золотая рыбка». Изображение рыбок в аквариуме.
«Платок для куклы», «Ковер самолет» (по выбору). Роспись в квадрате, прямоугольнике. Симметрия.

Раздел III. Флористика (работа с природным материалом) (4 ч.)

«Природа и фантазия». Составление композиций из природного материала.
Композиция «Утро в лесу». Коллективная работа. Подбор материала, выполнение эскизов. Декорирование работы.
«Лесные жители», «Зайчата», «Белочки» (по выбору)  Составление композиций, оформление.
«Подводное царство». Итоговое занятие. 

Раздел IV. Бумажная пластика (аппликация) (9 ч.)

Поздравляем! Открытка (самостоятельная работа)
Контраст. Черное и белое.  Аппликация «Ночь. Домик в лесу»
Поздравительная открытка к 8 МАРТА (самостоятельная работа)
Аппликация «Мой котенок»
Объемная аппликация «Одуванчик»
Изготовление панно – сувенира «БАБОЧКА». Чудесный мир бабочек. 
Витражи.
Квиллинг. Торцевая аппликация

Раздел V. Организация выставки (1 ч.)

Цели программы

       Целью  воспитания  учащихся  средствами  изобразительного и декоративно-прикладного  искусства  являются

  • нравственное  совершенствование, формирование  духовного  мира, гармоничное  развитие  личности;
  • формирование и развитие художественной культуры личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественной и мировой культуры и искусства;
  • развитие и формирование человека как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности.

 

     Основными  задачами  программы «Смотрю на мир глазами художника»:

  • развитие интеллектуально-творческих способностей, инициативы, самостоятельности, познавательной активности учащихся;
  • формирование творческого подхода к выполнению учебно-трудовых заданий, стремления применять полученные знания и умения в повседневной жизни с пользой для себя и окружающих;
  • закрепление правил и приёмов рациональной разметки (аккуратность, точность, экономное расходование материалов);
  • закрепление и совершенствование приемов работы с клеем и ножницами, красками, кисточками, осознано выполнять правила безопасности труда;
  • развитие глазомера, координации движения;
  • формирование чувства прекрасного и его понимания, способность эмоционально-эстетического  восприятия окружающего мира и выражения своего отношения к увиденному или пережитому через рисунок.

Результат программы

Ожидаемый конечный результат состоит в положительной динамике развития личности ребёнка, его воображения, способности к изобразительному и декоративно-прикладному творчеству и в сохранении интереса к занятиям. 

 

Обучение школьников  направлено на достижение комплекса следующих результатов:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • в ценностно-ориентационной сфере: формировать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров; умение воспринимать  мультикультурную картину современного мира;
  • в трудовой сфере: формировать навыки самостоятельной работы при выполнении практических художественно-творческих работ; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной  траектории;
  • в познавательной сфере: уметь познавать мир через образы и формы изобразительного и декоративно-прикладного искусств;

 

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • развитие художественно-образного, эстетического типа мышления;
  • формирование целостного восприятия мира;
  • развитие фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
  • формирование критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
  • получение опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений;

 

в области ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ  учащимся предоставляется возможность научиться:

  • в познавательной сфере:
    • познавать мир через визуальный художественный образ;
    • представлять место и роль изобразительного и декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества;
    • осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
    • приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
    • различать изученные виды пластических искусств;
    • описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
  • в ценностно-ориентационной сфере:
    • формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
    • развивать эстетический (художественный вкус) как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать мультикультурную картину современного мира;
    • понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства; уважать культуру других народов;
    • осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства;
    • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
  • в коммуникативной сфере:
    • ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
    • организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
  • в эстетической сфере:
    • реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
    • развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
    • воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
    • проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;
    • формировать эстетический кругозор;
  • в трудовой сфере:
    • применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.

Особые условия проведения

      Еще одна задача, которая поставлена в данной программе  –  устранить страхи, тормозящие творческий процесс и познавательную деятельность обучающихся на занятиях.

      Предлагаемые занятия развивают активность, творческую инициативу, способствуют познанию основ композиции и перспективы, развивают художественный вкус, чувства цвета, меры, гармонии, чувства симметрии. Даже пользуясь шаблонами, но, проявляя своё воображение и творчество, дети создают работы разные и неповторимые. Выполненные с любовью и вдохновением, они помогут украсить школьный  интерьер, внесут в дом  своеобразие и красоту.

      Программа  рассчитана  на  2  года  обучения. Занятия проводятся 1 раза в неделю  45 минут. Программа  предусматривает доступные для учащихся и достаточно разнообразные виды занятий:

  • рисование с натуры (рисунок и живопись);
  • рисование на заданные темы по представлению, по памяти, иллюстрирование (композиция);
  • показ репродукций картин известных художников с беседами;
  • флористика (работа с природным материалом);
  • бумажная пластика (аппликация)

     В результате обучения дети приобретают универсальные учебные действия, осваивают различные способы деятельности, строго соблюдая безопасность работы, используют приобретённый опыт в практической деятельности и повседневной жизни.

Материально-техническая база

  1. Компьютер
  2. Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные творческие, художественные материалы: карандаши, краски (акварель, гуашь), фломастеры, мелки, пастель; клей, клейстер, пластилин, муку, соль; засушенные цветы, листья, веточки, камушки, ракушки и др.
  3. Комплекты картин-иллюстраций