Программа «Уроки логопеда»

       Актуальность разработанной коррекционно – развивающей программы состоит в том, что она направлена на развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов, создание условий для успешного освоения основной общеобразовательной программы путём развития правильной, чёткой, выразительной устной и грамотной письменной речи.

 

      При еѐ успешном усвоении дети, имевшие речевые нарушения, заканчивают логопедические занятия с чистой, правильной, интонационно-выразительной речью, безукоризненной дикцией, поставленным речевым дыханием.

·          

      Программа включает в себя следующие этапы:

  • Развитие фонетико – фонематической стороны речи;
  • Развитие лексико – грамматической стороны речи;
  • Развитие связной речи

 

      В качестве ведущей деятельности ребенка рассматриваются интегрированные занятия, игра и продуктивная деятельность. Занятия проходят в увлекательной форме, с использованием современных игровых и здоровьесберегающих технологий.

 

При реализации программы важное место отводится специальным методам, применяемым при организации образовательного процесса:

  • Словесные, наглядные и практические методы.
  • Репродуктивные, объяснительно-иллюстрированные, проблемные, частично-поисковые и исследовательские.
  • Методы стимулирования и мотивации обучения (дидактические игры).

Педагоги

Нифонтова Татьяна Валерьевна – учитель - логопед.

Образование: высшая.

Образованиевысшее, Биробиджанский Государственный Педагогический институт.

Стаж педагогической деятельности: 32 года.

 

Содержание программы

  Программа по коррекции ФФНР и ФН у учащихся первого года обучения (56 часов) включает разделы:

  • «Звуковой анализ и синтез слов»,
  • «Слоговой анализ и синтез»,
  • «Ударение»,
  • «Твёрдые и мягкие согласные звуки, и буквы»,
  • «Повторение»,
  • «Обогащение словарного запаса (сквозная тема).»

Цели программы

  
       Освоение учащимися коммуникативной функции языка на основе ценностных ориентиров содержания образования в соответствии с требованиями ФГОС, развитие активной сознательной деятельности в области речевых фактов, создание условий для успешного освоения основной общеобразовательной программы путём развития правильной, чёткой, выразительной устной и грамотной письменной речи.

 

Задачи:

Предметные результаты:

  • первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции;
  • понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка;
  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
  • формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателями общей культуры и гражданской позиции человека;
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
  • коррекция отклонений в речевом развитии младших школьников.

 

Личностные результаты:

  • основание языка как основного средства человеческого общения;
  • восприятие русского языка как явления национальной культуры;
  • понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 

Метапредметные результаты:

  • Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
  • способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи и ситуации общения;
  • стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
  • умение задавать вопросы.         

Результат программы


         В результате реализации программы обучающиеся будут уметь

  • четко произносить все звуки русского языка в речевом потоке;
  • называть отличие гласных и согласных звуков;
  • правильно обозначать звуки буквами;
  • производить звукобуквенный анализ и синтез слова с установлением соотношения между звуками и буквами;
  • дифференцировать звуки, имеющие тонкие акустико-артикуляционные отличия, правильно обозначать их на письме;
  • определять место ударения в слове;
  • правильно обозначать на письме буквы, имеющие оптико-механическое сходство;
  • делить слова на слоги;
  • обозначать границы предложений;
  • подбирать проверочное слово к слову с безударной гласной в корне.         

           

         У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  •  коммуникативность;
  • оптимизм;
  • уверенность в себе.

Особые условия проведения

      По программе могут обучаться все дети в возрасте 7-10 лет, независимо от национальной принадлежности, социального статуса и здоровья (дети с сохранным интеллектом).

     

Программа только для учеников СОШ № 96 с углубленным изучением английского языка.

Материально-техническая база

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА
Кабинет для занятий соответствует требованиям СанПин, оборудован мебелью и освещением в соответствии с санитарными нормами.

 

Материально-техническое обеспечение включает:

Комплект наглядных пособий (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв); касса букв; наборы сюжетных (предметных) картинок с тематикой.

  • Тематические словари в картинках

1.       «Фрукты, овощи;

2.       «Грибы, ягоды»;

3.       «Ягоды в картинках»;

4.       «Посуда, продукты питания»;

5.       «Дикие звери и птицы жарких и холодных стран»;

6.       «Домашние и дикие птицы средней полосы»;

7.       «Домашние и дикие животные средней полосы»;

8.       «Насекомые, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы»;

9.       «Цветы, деревья»;

10.   «Профессии»;

11.   «Одежда, обувь, головные уборы»;

12.   «Город, улица, дом, квартира, мебель»;

13.   «Электробытовая техника»;

14.   «Транспорт»;

15.   «Животные и их детёныши».

  • настольные дидактические игры;
  • картины, предметно-схематические модели;
  • образовательный (раздаточный) материал, рабочие тетради на печатной основе.
     

Технические средства:

  • технические устройства (аппаратура):
  • технические устройства экранной статической проекции (проекционные аппараты);
  • звуковая аппаратура (аудиотехника);
  • видеоаппаратура, проектор, экран, мультимедийная доска, принтер, ламинатор.
     

Средства методического обеспечения:

  • мультимедийные презентации;
  • развивающие компьютерные игры и электронные наглядные средства обучения;
  • учебное видео и обучающие программы;
  • учебные пособия и методические разработки (рекомендации).