Программа "Изобразительное искусство"

      Актуальность программы обусловлена тем, что занятия в объединении, направленные на развитие духовной свободы, реализации творческих способностей, не раскрытых в рамках школьных дисциплин, но необходимых во всех областях деятельности человека в настоящее время все более востребованными становятся в современном обществе. Учащимся предоставляется широкая возможность для выражения художественной деятельности и мастерства, умения организовать свободное время, направляет их интересы. На занятиях создаётся особая эмоциональная атмосфера увлечённости, она достигается с помощью показа репродукций, поэтического текста, игровых ситуаций.

      Изобразительная деятельность для них естественна и приятна. Кроме того, рисование действительно связано с радостью, поэтому заниматься рисованием особенно рекомендуется детям, испытывающим эмоциональное неблагополучие, душевные раны или неразрешенные внутренние конфликты.

      В последнее время все чаще используются нетрадиционные техники рисования потому, как рисование нетрадиционными способами увлекательная деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают тем, что здесь можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.

      Кроме того, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действия с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, детям предоставляется возможность экспериментировать.

         Большую роль в этом играют нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности. Оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение.

Учебный план программы:

1.Введение (10ч.)

2. Композиция на темы (20ч.)

3. Рисование животных, птиц и насекомых (24ч.)

4. Декоративное рисование (16ч.)

5. Промежуточная аттестация(2ч.)

Всего: 72 часа.

 

Педагоги

Ефремова Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования ВКК

Сведения о повышении квалификации:

1.     «Итоговый контроль и итоговая оценка достижений обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО», сентябрь 2018

2.     ДИПЛОМ о профессиональной переподготовке ООО «Столичный учебный центр» по программе «Учитель начальных классов: Педагогика и методика начального образования», ноябрь 2018

3.     «Актуальные направления в образовании детей с ОВЗ в условиях стандартизации образования (с задержкой психического развития и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), январь 2020

4.     «Современные технологии деятельности классного руководителя», март 2020

Почётная грамота в районном конкурсе «Педагог года -2020» - I место в номинации «Педагог дополнительного образования».

Содержание программы

Все необычное привлекает, заставляет удивляться. Развивается познавательный интерес, происходит обогащение и активизация словарного запаса. Все выше сказанное очень важно для гармоничного развития ребенка с особыми потребностями в общеобразовательных школах.

Особенностью данной программы является то, что занятия изобразительным искусством выполняются в нетрадиционной технике рисования. Обучение ступенчатое: от простого к сложному. Занятия построены в соответствии с возрастными особенностями детей. Первые занятия каждой темы являются обучающими, они знакомят детей с предметами и явлениями, которые им предстоит изображать, и обучают выполнению этой работы. На последующих занятиях умения и навыки формируем и закрепляем.

Овладевая основами изображения, в процессе освоения разнообразных художественных материалов и техник дети с ОВЗ не только глубже и полнее познают действительность, но и приобретают жизненно важные умения и навыки, необходимых для разнообразных современных профессий. Творческое отношение к трудовой деятельности, эстетическое воспитание в труде оказывают огромное влияние на формирование творческих сил человека, раздвигают рамки его представления о жизни, воспитывают художественный вкус и активизируют познание действительности.

Кроме того, в структуру занятий входят знакомство детей с изобразительным искусством, экскурсии, дидактические игры, упражнения, тесно связанные с содержанием и поставленными задачами. Они развивают глаза и пальцы, углубляют и направляют эмоции, возбуждают фантазию, расширяют кругозор, развивают пространственное воображение. Занятия такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить названия цветов и их оттенков, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения.

 

Цели программы

Цель программы: развитие творческой личности через изобразительное искусство, обучение основам рисования и живописи, знакомство с традиционной культурой и народным искусством России, а также социализация и адаптация ребенка с ОВЗ в современном обществе через освоение народного декоративно-прикладного искусства.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:
личностные – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
мета-предметные – развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
предметные – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

Результат программы

Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.

Личностные результаты

в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:

- умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);

- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

- умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Обучающиеся научатся:

- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;

- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;

- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни  и нашего общения;

- работать с пластилином, конструировать из бумаги макет

 

использовать элементарные приемы изображения пространства;

- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;

- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет:

- называть разные типы музеев;

- сравнивать различные виды изобразительного искусства;

-называть народные игрушки, известные центры народных промыслов;

- использовать различные художественные материалы.

            Обучающиеся получат возможность научиться:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;

- оценивать произведения искусства при посещении музеев изобразительного искусства, выставок, народного творчества  и др.;

- использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности;

- использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной деятельности;

- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;

- осваивать основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности.

 

Особые условия проведения

Особые условия не требуются.

Материально-техническая база

Кабинет ИЗО оформлен в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Современное оснащение кабинета (компьютер, подключенный к сети Интернет, мультимедийный проектор, сканер, принтер) является основным ресурсом для применения во внеурочной деятельности информационно-коммуникационных средств обучения, призванных создать условия для освоения школьниками навыков самостоятельной познавательной и исследовательской деятельности. Создан пакет дидактических материалов для каждого раздела программы в печатной и электронной версиях. На занятиях применяю цифровые образовательные продукты: иллюстративные материалы, сайты Интернет.