Программа «Народные забавы»

     Фольклор, как средство патриотического воспитания детей сегодня имеет государственное значение. Ведь патриотизм – это такое нравственное качество человека, которое выражается в любви и преданности к своей Родине, сознании ее величия и славы, богатого культурного наследия. И это поможет каждому стать гражданином своей Отчизны, дорожить нравственными и духовными ценностями своего народа, своей малой родины.

      Именно с раннего возраста необходимо развивать у детей любовь к народным традициям, обычаям, обрядам. В игровой форме вырабатывать у них интерес к познанию фольклорного наследия, повышать общий уровень культуры. Это будет способствовать развитию у ребенка мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, приучит к целенаправленной работе.

     Фольклор, как художественная форма отражения нравственно-эстетических идеалов народа, активно использовался и используется в народной педагогике. Народные песни, сказки, игры, пословицы составляют основу для нравственно-эстетического развития детей. Закладывая знания народно-художественных традиций, мы закладываем фундамент национального мышления, которое формирует основы культуры. Чем культурнее человек, тем осознаннее он относится к историческим памятникам.

     Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Народные забавы» имеет художественную направленность, определяет содержание и организацию образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

     Актуальность программы. В настоящее время, к сожалению, малые формы фольклора недостаточно широко используются в работе с детьми. В последние годы происходит деформация малых форм фольклора, падение интереса к нему. У фольклора появилось много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные программы, поэтому фольклор отошел на «второй план» и стал многим детям и взрослым неинтересен. Сейчас актуален вопрос, как вернуть фольклор в мир ребенка. В игровой форме вырабатывать у них интерес к познанию фольклорного наследия, повышать общий уровень культуры. Это будет способствовать развитию у ребенка мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, приучит к целенаправленной работе, самостоятельности и взаимодействию с коллективом.

     Воспитательное значение игры, её всестороннее влияние на развитие ребёнка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку - знающим, неумелого - умельцем. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным, скучным, надоевшим. Элементы движений не только развивают необходимую координацию движений, но и позволяют глубже раскрыть содержание песен, потешек, небылиц, скороговорок и понять их национальный характер.

     Через фольклор ребенок получает эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание. Наблюдения последних лет показывают, что интерес общества к изучению и сохранению народных традиций постоянно растет. В этой связи изучение народного творчества для родителей и детей старшего дошкольного возраста Тогучинского района приобретает особую актуальность.

     Отличительные особенность программы состоят в том, что детям предлагаются наряду с русскими народными играми универсальные игры, хорошо известные детям всего мира.

     Новизна образовательной программы заключается в обеспечении самоопределения личности ребенка, создании условий развития мотивации к познанию и творчеству, а также в том, что в программу включены психогимнастические упражнения, народная хореография и декоративно-прикладное искусство. Элементы народной хореографии помогут более успешно развить координацию, чувство ритма танцевальность у детей. Декоративно-прикладное искусство (поделки разного рода) помогут выработать мелкую моторику рук, внимание, мышление у ребенка. Психогимнастика поможет детям преодолеть барьеры в общении, лучше понять себя и других, разовьет его коммуникативность и умения найти свое место в социуме. Все это, в свою очередь, положительно повлияет на развитие творческих способностей.

     Оригинальность программы заложена в сочетании разного рода деятельности, что делает детей разносторонне развитыми.

     Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни. Фольклорные произведения и игры учат детей понимать добро и зло, противостоять плохому, проявлять заботу и великодушие к природе.                  

     Программа предназначена для детей 6 – 7 лет. Предполагается 68 занятий в год. Занятия проводятся с сентября по май, два раза в неделю.

     Продолжительность занятия 25 минут.

Педагоги

Занятия проводит преподаватель Швецова Ольга Владимировна, выпускница Новосибирского музыкального колледжа им.А.Ф.Мурова и Кемеровского государственного института культуры.

Ольга Владимировна является неоднократным победителем областных и международных конкурсов:

-Диплом ЛАУРЕАТА I степени - "Международный конкурс-фестиваль детского и юношеского творчества "БУДУЩЕЕ ПЛАНЕТЫ", номинация - Народный вокал/соло (ноябрь 2020);

-Благодарность отдела культуры администрации Тогучинского района за особый вклад в развитие культуры Тогучинского района, плодотворную стабильную работу (25.03.2021);

-Диплом ЛАУРЕАТА II степени "Международный конкурс "Вековое наследие", номинация - Народный вокал (30.11.2020)

Содержание программы

Программа «Народные забавы» представлена двумя учебными предметами: «Народные игры» (34 часа) и «Народное творчество» (34 часа). Занятия по предметам чередуются в течении всего учебного года.
Предмет «Народные игры» состоит из следующих разделов:

1 Раздел: Русские народные игры – 6 часов.

2 Раздел: Докучные сказки – 4 часа.

3 Раздел: Игры – хороводы – 3 часа.

4 Раздел: Игры – жмурки 4 часа.

5 Раздел: Общеразвивающие игры (со скороговорками и долговорками) – 6 часов.

6 Раздел: Игры с загадками – 3 часа.

7 Раздел: Подвижные игры – 4 часа.

8 Раздел: Игры по желанию детей – 3 часа.

9 Раздел: Итоговое занятие - «Путешествие в страну игр» - 1 час.

Предмет «Народное творчество» состоит из следующих разделов:

1 Раздел: Что такое народное творчество, его виды – 1 час.

2 Раздел: Пальчиковая и психогимнастическая гимнастики – 4 часа.

3 Раздел: Декоративно-прикладное искусство – 6 часов.

4 Раздел: Жанры детского фольклора. Потешки, прибаутки, забавы – 6 часов.

5 Раздел: Сказки – 4 часа.            

6 Раздел: «Веселые хлопки» - 4 часа.

7 Раздел: Народная хореография – 4 часа.

8 Раздел: Шумовые народные инструменты – 2 часа.

9 Раздел: Духовые народные инструменты – 2 часа.

10 Раздел: Итоговое открытое занятие – 1 час.

Цели программы

Способствовать формированию личности ребёнка в процессе разучивания малых форм фольклора.

Задачи программы:

Предметные:

·        научить детей играть активно и самостоятельно;

·        обучить детей народным играм, считалкам, другим жанрам устного народного творчества;

·        использовать малые формы фольклора для развития речи у детей.

Метапредметные:

·        формировать музыкальную культуру детей как неотъемлемую часть их общей духовной культуры;

·        создавать условия для проявления детьми любви к родной земле, уважения к традициям своего народа и людям труда.

Личностные: 

·        развивать умение взаимодействовать, сотрудничать с другими обучающимися в группе на бесконфликтной основе; 

·        развивать навыки творческой деятельности;

·        формировать личностные качества (ответственность, исполнительность и др.);

воспитывать стремление добиваться успеха

Результат программы

Результатом освоения программы «Народные забавы» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
Предметные:

·     дети научатся играть активно и самостоятельно;

·     дети обучатся народным играм, считалкам, другим жанрам устного народного творчества;

·     дети разовьют речь с помощью использования малых форм фольклора.

Метапредметные:

·          У детей сформируется музыкальная культура как неотъемлемая часть их общей духовной культуры;

·          У детей проявится любовь к родной земле, уважения к традициям своего народа.

Личностные:

·          Умение взаимодействовать, сотрудничать с другими обучающимися в группе на бесконфликтной основе; 

·          Разовьют навыки творческой деятельности;

·          Разовьют личностные качества (ответственность, исполнительность и др.);

Воспитают стремление добиваться успеха.

Особые условия проведения

Особых условий нет.

Материально-техническая база

Для реализации Программы созданы следующие материально-технические условия, которые включают в себя:

Специальное помещение, технические средства, русские народные музыкальные и шумовые инструменты, устный и музыкальный фольклорный материал, атрибуты, музыкально – дидактические пособия, фонотека с народной музыкой.

Помещения для занятий соответствуют противопожарным и санитарным нормам.

Программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.