ЮНЫЙ ЭКСКУРСОВОД

Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно – патриотической деятельности образовательного Учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Педагоги

Шарафутдинова Елена Александровна: учитель истории и обществознания, учитель высшей категории.

 

 

Содержание программы

Содержание курса программы 1 года обучения

 

2. Основы музейных знаний. О чем будет рассказывать школьный музей. (теория)

 

Работа в библиотеке, государственном музее, архиве. Встречи с участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми города.

Как записывать воспоминания. Краеведческий дневник. (Теория + практика)

Проведение встреч, запись воспоминаний и рассказов. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов. Требования к ведению краеведческого дневника

Изучение архивных документов. (Практика)

Обращение с найденными документами предметами. Необходимость их полной сохранности.

Как оформить выставку, музейную экспозицию. (Теория + практика)

Как подготовить доклад, экскурсию (теория + практика)

Выбор темы доклада, экскурсии, изучение различных источников информации, подготовка текста. Отбор экспонатов в зависимости от темы доклада или экскурсии.

Как вести экскурсию. (Практика)

Маршрут экскурсии. Использование различных методов и приемов в ходе экскурсии. Приемы сравнительной и мыслительной реконструкции. Требования к языку экскурсовода.

3. Краеведение. Историческое прошлое нашего края. (Практика)

.История ст. Мочище.

4. Научно-исследовательская деятельность школьного музея. (Практика)

Подготовка научно-исследовательских работ.

Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня.

Содержание курса программы 2 года обучения

1. Вводное занятие. (Теория)

Подведение итогов лета. Знакомство с курсом обучения. Инструктаж по технике безопасности.

2. Основы музейных знаний. Свидетели истории. (Теория)

Основные источники по истории: книги и брошюры по изучаемой теме, воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники

Ваши помощники в поисковой работе. (Теория)

Учреждения, организации и лица, которые могут помочь в сборе поискового материала: библиотеки, работники музеев и архивов, Станция юных туристов. Экскурсии в выше перечисленные организации.

Как работать с газетами, журналами, книгами. (Практика)

Работа с каталогами, Подготовка списка необходимой литературы. Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.

Беседы, анкетирование участников и свидетелей изучаемых событий. (Практика)

Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись воспоминаний и рассказов. Использование диктофонов, фото- и видео - аппаратуры. Методика проведения социологического опроса.

Учет и хранение собранных документов и вещей. (Практика)

Книга учета. Какие сведения необходимо в нее вносить. Как хранить собранные материалы.

Использование разнообразных форм и видов культурно-просветительской работы в школьном музее. (теория)

Методика проведения экскурсии. Составление текста экскурсии. Организация временных выставок. Организация издательской деятельности. Лекция как одна из форм просветительской работы музея. Проведение викторин и конкурсов для учащихся с использованием экспонатов музея

3. Краеведение. Историческое прошлое нашего края. (Практика)

Географическое положение, природные условия и ресурсы, население и хозяйство Новосибирской области. Современное развитие Новосибирского  района. Правила записи воспоминаний. Краеведческий дневник. Создание презентаций на основе собранного материала

4. Научно-исследовательская деятельность школьного музея. (Практика)

Подготовка научно-исследовательских работ.

Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня

 

Содержание курса программы 3 года обучения

1. Вводное   занятие. (Теория)

Подведение итогов лета. Знакомство с курсом обучения. Инструктаж по технике безопасности.

2. Научно – исследовательская работа. (Теория + практика)

Как подготовить научно-исследовательскую работу? Как проводить научное исследование? Как определить и уточнить тему? Как изучать литературу? Как определить гипотезу? Как сформулировать цель и задачи исследования? Как определить методы исследования?

3. Требования к оформлению научно-исследовательской работы. (Теория + практика)

4. Составные части работы. Требования к оформлению научно-исследовательской работы. Титульный лист. Содержание основной части. Заключение, список используемой литературы.

5.Требования к оформлению реферата. (Теория)

Составные части работы. Титульный лист. Содержание основной части.

Заключение. Список литературы. (теория)

6. Научно-исследовательская деятельность школьного музея.

Подготовка научно-исследовательских работ для участия в школьной конференции НОУ. Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня (практика)

Цели программы

Цель музейной деятельности – формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за своё Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно – патриотической деятельности образовательного Учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Для достижения цели программы дополнительного образования «Юный экскурсовод» решаются следующие задачи:

·         формирование и развитие у школьников интереса и любви к родному краю, к судьбе людей;

·         социализация и воспитание творческой личности учащихся средствами музея;

·         формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей;

·         воспитание чувства гражданского долга;

·         формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;

·         расширение навыков работы с документами и источниками, обучение правильному отбору необходимого материала, формирование навыков поисковой работы;

·         работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями;

·         развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции;

·         воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности;

·         создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы наиболее эффективно;

·         использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением различных партнеров;

·         выявление и дальнейшее развитие творческих способностей юных исследователей, экспозиционеров, экскурсоводов;

·         укрепление связей между образовательными учреждениями, учреждениями культуры, общественными организациями для решения задач воспитания у детей и учащейся молодёжи чувства гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к национальной и русской культуре, воспитания толерантности по отношению к иным культурам и традициям, народам, введения в состав основополагающих понятий молодёжи термина «культура мира».

Результат программы

Ожидаемые результаты

1 год обучения:

1. приобретение учащимися знаний об истории развития музейного дела, видах музеев и специфики их работы

2. освоение приемов сбора, обработки и систематизации материалов

3. приобретение навыков проектного подхода и творческой разработки концепций будущих экспозиций

4. формирование культурных, духовных и нравственных ценностей

5. развитие самодеятельности и творчества учеников

2 год обучения:

1) приобретение учащимися знаний о видах работы в музеях и научной методики комплектования фондов

2) формирование практических навыков музейной деятельности

3) умение создавать выставочную экспозицию

4) формирование интереса в области музееведения

5) развитие наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления

6) воспитание активной жизненной позиции и познавательного интереса

3 год обучения:

1) приобретение навыка составления тематического экспозиционного плана, монтажа экспозиций и выставок музея, сопроводительного текста экспозиций.

2) умение разработать материал для проведения тематических экскурсий

3) освоение приемов и форм подготовки экскурсионного материала

4) освоение методики проведения экскурсий в рамках школьного музея

5) усвоение учащимися ценностей гражданственности, патриотизма, толерантности, определяющих модель их жизненного поведения

6) приобретение учащимися социального опыта

Особые условия проведения

Возраст обучающихся:10-16 лет

Материально-техническая база

Сегодня музей занимает отдельное помещение площадью 30 квадратных метра.
Количество стендов — 14.
Из них о Великой Отечественной войне — 7.
Витрин с экспонатами — 4

Открытых шкафов -2

Угловой шкаф -1

Компьютерный стол -1

Столы с шкафчиками -2