Программа «Юный художник»

Актуальность программы обусловлена тем, что современное образование все еще остается ориентированным на формирование и развитие деловых качеств и практических компонентов, культурный потенциал ребенка остается при этом мало востребованным. В этой связи возникает необходимость поиска эффективных путей и средств развития духовной сферы личности ребенка, а воспитание эстетической культуры, являющейся показателем высокой развитости личности и позволяющей ей не только общаться с прекрасным, но и активно участвовать в его создании. Программа актуальна, так как изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей.

 

Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, обучающиеся получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Учащиеся, занимаясь по данной программе, развивают такие качества, как самостоятельность, что в последствие поможет в самореализации и самоактуализации.

 

В настоящее время в сельских поселениях отсутствуют школы искусства для развития творческих способностей ребёнка, у родителей нет возможности вывозить детей в эти учреждения, поэтому возникла необходимость в разработки и реализации ДООП «Юный художник».

 

Отличительные особенности программы

Программа построена на основе дополнительной общеразвивающей образовательной программы в области изобразительного искусства (ДООП) «Основы изобразительного искусства», разработанной Разовой Е.Г. муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Городская школа искусств № 29».

 

Отличительные особенности данной образовательной программы от выше названной заключается в том, что она адаптирована для учащихся сельской школы. Так же увеличено количество учебных часов по пленерной практике.

 

По программе «Юный художник» обучение пленэру проводится в теплое время года, это один из основных элементов обучения живописи с натуры. ключен блок занятий как «Конкурсы, фестивали, выставки». Так как в настоящее время существует большое количество мероприятий, где учащиеся могут показать свои умения и навыки в изобразительной деятельности и для создания работ нужно достаточное количество времени. 

Педагоги

Чумак Светлана Валерьевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж: 24 года.

Уровень образования: высшее, Новосибирский государственный педагогический университет.

 

Повышение квалификации: ООО «Инфоурок» «Педагогические технологии в дополнительном образовании детей и взрослых, основы персонального образования», 108 ч, 2019 г.

Содержание программы

1 год обучения (144 ч.)

  1. Основы изобразительной грамотности – 72 ч.
  2. Живопись и элементы ДПИ – 72 ч.

 

2 год обучения (144 ч.)

  1. Основы изобразительной грамотности – 72 ч.
  2. Живопись и элементы ДПИ – 72 ч.

 

3 год обучения (216 ч.)

  1. Живопись – 72 ч.
  2. Рисунок – 72 ч.
  3. Композиция (станковая) – 36 ч.
  4. ДПИ - 36 ч.

Цели программы

Цель: обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности ребенка через овладение знаниями и представлениями об изобразительном искусстве и самостоятельной творческой деятельности в области изобразительного искусства.

 

Задачи:
Личностные:

  • духовное развитие учащихся путем приобщения их к художественному творчеству;
  • формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства.

 

Метапредметные:

  • развитие у учащихся интереса к изобразительной деятельности, художественного вкуса;
  • развитие воображения, мышления, воли – качеств личности, необходимых для осуществления творческой деятельности.

 

Предметные:

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовнонравственного развития учащихся;
  • формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
  • приобретение учащимися базовых знаний, умений и навыков изобразительной грамоты, позволяющих самостоятельно выполнять художественно-графические и живописные работы в соответствии с необходимым уровнем художественной грамотности;
  • приобретение знаний основ изобразительной грамоты, основных средств художественной выразительности, используемых в изобразительном искусстве, наиболее употребляемой художественно-графической терминологии;
  • воспитание у учащихся культуры живописно-колористического и художественно-графического восприятия натуры, стремления к практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков изобразительного мастерства

Результат программы

Личностные результаты:

  • формирование устойчивой мотивации к занятиям творческими видами деятельности;
  • формирования умения анализировать свои художественно-творческие возможности;
  • формирование умения способности обучающегося к саморазвитию и творческому росту;
  • формирование умения применять приобретенные навыки в повседневной жизни.

 

Метапредметные результаты:

Познавательные

  • развитие мотивации к художественно-творческим видам деятельности, самостоятельности, активности;
  • формирование навыка учебной и познавательной деятельности; овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки художественных композиций;
  • определение наиболее эффективных способов достижения результата в исполнительской и творческой деятельности.

Коммуникативные

  • формирование культуры общения, активной жизненной позиции;
  • формирование умения воспринимать себя как часть творческого коллектива;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие).

Регулятивные

  • формирование умения планировать свою деятельность и оценивать свои возможности;
  • навыки решения нестандартных творческих задач в поставленных условиях;
  • позитивная самооценка своих художественно-творческих возможностей.

 

В процессе изучения обучающийся должен приобрести следующие знания и умения:

знать:

Живопись: свойства живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств; разнообразные техники живописи; художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности создания цветового строя.

 

Основы изобразительной грамоты: основные жанры изобразительного искусства; основы цветоведения; основные выразительные средства изобразительного искусства; основные формальные элементы композиции: принцип трехкомпонентности, силуэта, ритм, пластический контраст, соразмерность, центричность-децентричность, статикидинамику, понятия симметрии-ассиметрии; законы перспективы.

 

Живопись и элементы ДПИ: профессиональные термины: контур, пятно, палитра, натура и т.д.; свойства живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств; разнообразные техники живописи; художественные и эстетические свойства цвета, основные закономерности создания цветового строя.

 

Рисунок: освоение понятий и соотношений формы, массы, пропорций; знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»; знание законов перспективы.

 

Беседы по изобразительному искусству: о богатстве и разнообразии художественных культур народов мира и основах многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни; о деятельности и роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создании среды жизни и предметного мира; требования техники безопасности с инструментами и материалами при работе.

 

Композиция (станковая): основные элементы композиции, закономерности построения художественной формы; принципы сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла.

 

ДПИ: понятие «декоративно-прикладное искусство», «художественные промыслы»; различные виды и техники декоративно-прикладной деятельности.

 

уметь:

Живопись: использовать основные техники и материалы; видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды; изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека; последовательно выстраивать живописную работу.

 

Основы изобразительной грамоты: работать с различными материалами; выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках; использовать приемы линейной и воздушной перспективы; моделировать форму предметов тоном; умение рисовать по памяти предметы в несложных положениях; принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния; владеть линией, штрихом, пятном; применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах; использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности; выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках.

 

Живопись и элементы ДПИ: смешивать краски, добиваться получения активных, насыщенных цветов; грамотно пользоваться художественными материалами; передавать единство цветового строя; передавать форму, объем; пользоваться приѐмами стилизации; грамотно вести работу при использовании различных техник ДПИ. владеть техническими приемами ДПИ.

 

Рисунок: точно расположить изображение в пределах формата, правильно выбирать формат в зависимости от характера натуры, определять и выявлять форму, ее пропорции, положение предмета в пространстве, выбирать художественный материал в соответствии с его изобразительными и выразительными возможностями.

 

Беседы по изобразительному искусству: делать эскизы, самостоятельно разрабатывать элементарные сюжетные композиции предметного мира, растений и животных; выполнять изображения пространства на плоскости и пространственных построений, человека на плоскости; анализировать произведения искусства выдающихся художников в различных видах искусства; активно использовать художественные термины и понятия.

 

Композиция (станковая): применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах; использовать средства живописи, их изобразительные выразительные возможности; находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи; владеть навыками работы по композиции.

 

ДПИ: работать с различными материалами; работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования; изготавливать игрушки из различных материалов; владеть навыками заполнения объемной формы узором; владеть навыками ритмического заполнения поверхности; владеть навыками проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.

Особые условия проведения

 В группу первого года обучения принимаются все желающие дети. Специального отбора не проводится.


В группу второго и третьего года обучения принимаются учащиеся прошедшие предыдущий курс, вновь прибывшие принимаются после специального тестирования и опроса, при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях.

Материально-техническая база

Занятия в изостудии проходят в просторном, светлом помещении с оборудованием, способствующим сохранению хорошей осанки и предупреждению нарушений зрения.

 

Оборудование учебного кабинета:
- мольберты складные (8 шт.);
- магнитная доска.

 

Перечень наглядных пособий:
- гипсы (голова, экорше, трилистники, глаза);
- муляжи фруктов и овощей;
- натюрмортный фонд (посуда, драпировки, геометрические тела).

 

Кроме комплекта, состоящего из бумаги, кисти, гуаши или акварели, которые каждый обучающийся приносит с собой и пользуется индивидуально. В кабинете находятся общие для всех студийцев материалы и принадлежности: пастель разных видов, масляные краски, акварель, кисти, карандаши, набор для батика, тушь, перья, уголь.

 

В кабинете есть справочная литература и дидактические материалы:
пособия по живописи, графике, декоративно-прикладному искусству, по истории искусства, наборы плакатов, репродукции картин художников, самостоятельно разработанные наглядные пособия, детские рисунки.