Модифицированная программа «Волшебный клубок»

Ручной трикотаж – фаворит моды во все времена, требующий к себе особого подхода и внимания. Опыт преподавательской работы позволил мне разработать образовательную программу. Новизна программы состоит в том, что она насыщена, вполне реальна и направлена на достижение результатов, что подтверждается практикой.

 

Вязание крючком издавна пользовалось большой любовью у рукодельниц. Клубок ниток и небольшой инструмент – крючок, таят в себе неограниченные возможности для творческого труда. Подбор ниток, выбор узора, фасона, создание изделия – занятие увлекательное, радостное и очень полезное в повседневной жизни. Процесс вязания способствует развитию эстетического вкуса, усидчивости, внимательности, развитию пальцев рук, успокаивает нервную систему.

 

Данная программа предназначена для занятий с детьми в учреждениях дополнительного образования. Она определяется учебно-воспитательской работой творческого объединения «Волшебный клубок».

 

Программа рассчитана на работу с детьми младшего, среднего и старшего школьного возраста с 8 до 18 лет. Основанием данной программы является создание благоприятных условий реализации духовных, познавательных и творческих потребностей развивающейся личности, формирование личностно - значимых, морально-психологических качеств: усидчивость, терпеливость, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, чувство коллективизма и взаимовыручки.

 

При составлении программы учитывались правила дидактики: логичность, доступность, научность, наглядность, простота в изложении, переход от простого к сложному. Содержание образовательной программы – результат многолетнего опыта работы по обучению ручному вязанию. Эта работа не может быть исчерпывающе полной и законченной, поскольку методика преподавания у каждого педагога своя. Допускается уточнение перечня видов работ и объектов труда в соответствии с имеющимися возможностями и потребностями.

Педагоги

Кононенко Марина Анатольевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории,

Образование: высшее педагогическое.

Педагогический стаж работы: 21 год

 

Педагог награждён:

  • Почётная грамота Главы Доволенского района, 2013 г.
  • Почётная грамота Совета депутатов Доволенского района, 2018 г.

Награждение творческого объединения «Волшебный клубок»:

  • Диплом III степени Областной этап Всероссийского открытого конкурса по художественному и техническому творчеству "Рождественский фейерверк», 2017 г.

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. Вводное занятие – 3 часа.
  2. Приёмы вязания крючком – 12 часов.
  3. Техника выполнения воздушных петель – 9 часов.
  4. Панно «Цыпленок» – 33 часов.
  5. Техника выполнения столбиков – 51 час.
  6. Вязание узорного полотна – круг – 24 часа.
  7. Шапочка и шарф для куклы – 24 часа.
  8. Карандашница «Собака» – 30 часов.
  9. Сувениры – 27 часов.
  10. Итоговое занятие – 3 часов.

 

Второй год обучения:

  1. Вводное занятие – 3 часа.
  2. Вязание узорного полотна – 18 часов.
  3. Конструирование – 6 часов.
  4. «Вязание на себя»– 57 часов.
  5. Тапочки – 30 часов.
  6. Игрушки – 36 часов.
  7. Филейное вязание – 6 часов.
  8. Сувениры– 36 часов.
  9. Шляпка – 15 часов.
  10. Участие в выставках и конкурсах разного уровня – 6 часов.
  11. Итоговое занятие – 3 часов.

Цели программы

Цель программы – удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных личностных, социокультурных, духовных, образовательных потребностей и запросов детей. Создание условий для творческого развития ребенка и приобщения к культурным ценностям каждого занимающегося в коллективе. Повышение занятости детей в свободное время. Обучить приемам вязания крючком и технике выполнения изделий, подготовить воспитанников к профессиональному самоопределению, стимулировать творческую деятельность одаренных детей.

 

В процессе достижения поставленной цели необходимо решать следующие задачи:

Образовательные:

  • научить выполнять основные приемы вязания;
  • формировать технические навыки и приемы в выполнении вязаных изделий;
  • обучить свободному пользованию схемами из журналов по вязанию;
  • приобщить экономному отношению к используемым материалам; научить применять полученные знания на практике.

Воспитательные:

  • прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
  • эстетическое отношение к действительности;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость,
  • терпение, умение довести начатое дело до конца;
  • формировать культуру взаимоотношений.

Развивающие:

  • развивать творческие способности;
  • развивать фантазию, эстетический и художественный вкус;
  • формировать потребности нравственного совершенствования своей личности.

Мотивационные:

  • заинтересовать детей для занятий в кружке с помощью собственного творчества, творчества своих друзей, создание атмосферы доброжелательности, сотрудничества, комфортной обстановки, вовлеченности в работу и возрастание интереса, т.к. они видят результат собственного труда.

Социально-педагогические:

  • формировать общественную активность, стремиться проявить себя в различных видах коллективной деятельности, сплотить детский коллектив и педагогический, поддерживать взаимодействие педагога и семьи.

Результат программы

Первый год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • правила поведения; технику безопасности при вязании с крючком;
  • основные приемы вязания крючком;
  • условные обозначения;
  • основы цветоведения;
  • основы материаловедения – классификацию и свойства волокон.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • свободно пользоваться схемами по вязанию;
  • гармонично сочетать цвета при выполнении поделок;
  • различать нитки из натуральных и химических волокон, шерстяных
  • т х/б; выполнять изделия – шарф, шапочка, ободок,сумка, браслет и т.д.

В результате реализации программы обучающиеся приобретут навыки:

  • четко выполнения основных приемов по вязанию;
  • умение выполнять поделки любой сложности и создать свои полученные знаний;
  • используя творчество и фантазию, «стильно» оформить поделку.

 

Второй год обучения:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • способы вязания мелких деталей; разные способы вязания салфеток;
  • технологию выполнения цветов и цветочных композиций; порядок и расчет петель в вязании изделий; особенности построения чертежа для вязаного изделия;
  • технологию выполнения вязаных изделий разного покроя.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • сопоставлять, сравнивать, анализировать и творчески подходить к выполнению работ;
  • вязать по схемам и пользоваться журналами по вязанию; создавать своими руками красивые и полезные вещи.
  • правильно снимать мерки;
  • подготавливать образцы вязания для расчета петель; последовательно выполнять каждое изделие; выполнять изделия в натуральную величину;
  • самостоятельно выбирать фасон узор приготовить расчет петель; применять полученные знания на практике.

В результате реализации программы обучающиеся приобретут навыки:

  • умения изготавливать подарочные изделия; умения вязать изделия «на себя»;
  • умения коллективно работать и создавать коллективные работы;
  • умения строить чертеж-выкройку моделировать;
  • вязания различных моделей «на себя» как по журналам, так и по своим разработкам;
  • умения самостоятельно разрабатывать и создавать творческие проекты с использованием знаний умений и навыков полученных за 1 год период обучения;
  • заниматься самовоспитанием и стремиться к достижению нравственного совершенства.

Особые условия проведения

Запись ведется в течении всего курса обучения, по предварительному согласованию с педагогом.

Материально-техническая база

Занятия объединения проходят в мастерской трудового обучения. В этом кабинете создана уютная обстановка, удобная мебель. Большая площадь кабинета и достаточно хорошее освещение располагают для хорошей работы.

 

Для работы активно используем интернет- ресурсы, для этого есть необходимое оборудование (компьютер, интернет, мультимедийное оборудование).

 

Также для работы использую литературу:

  • Еременко Т.И. « Кружок вязания крючком»
  • Гирич В. «Вязание крючком»
  • Периодические издания по вязанию.
  • Электронные пособия по вязанию.

 

Учащиеся самостоятельно приобретают для себя инструмент и материал для выполнения работы.

 

В кабинете имеются наглядные пособия. К ним относятся: схемы узоров, выкройки, альбомы, журналы по вязанию и готовые изделия.