Программа «Основы туризма и краеведения»

Туризм - одна из популярнейших форм активного отдыха детей. Ежегодно миллионы туристов путешествуют по родной стране. Правильно организованное и умело проведенное путешествие вырабатывает у детей такие ценные качества как инициатива, настойчивость, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.

 

В путешествии крепнет чувство коллективизма, расширяется кругозор туристов, воспитывается к народному творчеству, истории и культуре малой родины и большой страны. Это помогает вырабатывать в детях умение найти свое место в обществе, выстоять в любых жизненных условиях, воспитывает патриотов своей страны.

 

Программа знакомит с основами туризма и ориентирования на местности, способами выживания в экстремальных ситуациях, предполагает работу по краеведению и оказанию первой медицинской помощи. Теоретические знания закрепляются в походах и соревнованиях.

Педагоги

Ситникова Александра Евгеньевна - педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. Работает в Доме детского творчества им. В. Дубинина с 2006 года. 

Лауреат III степени Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования «Сердце отдаю детям» в номинации «Туристко-краеведческая».

 

Образование:

  • Сибирская государственная геодезическая академия, менеджер;
  • Сибирский государственный технологический университет, профессиональная переподготовка по программе «Педагогика и психология дополнительного образования»

 

Курсы повышения квалификации:

  • Союз добровольцев спелеоспасателей. Техника спасения в вертикальных пещерах по системе Speleo Secours Francais . 14.05 – 23.05.2017;
  • Институт социальных технологий. «Разработка и реализация инновационных проектов в системе дополнительного образования детей», 72 часа, с 12.12 по 20.12.2018;
  • НП ЦРОНК «Обнинский полис», «Образование XXI века: стратегии, технологии, методики», 36 часов.

 

Награды:

  • Почетная грамота Министерства образования Новосибирской области, 2018;
  • Почетная грамота мэрии города Новосибирска, 2020.

 

Публикации:

Детский туризм как средство формирования нового социального опыта школьников. // Интерактивное образование. – выпуск №83, июнь 2019

Содержание программы

  1. Вводное занятие - 2 ч.,
  2. Техника безопасности - 12 ч.,
  3. Туристское снаряжение - 16 ч.,
  4. Походный базовый лагерь - 9 ч.,
  5. Туристская подготовка -33 ч.,
  6. Ориентирование и краеведение - 14 ч.,
  7. Специальная и физическая подготовка - 30 ч.,
  8. Первая доврачебная помощь - 9 ч.,
  9. Походная деятельность - 15 ч.,
  10. Итоговое занятие за I полугодие - 2 ч.,
  11. Итоговое занятие за II полугодие - 2 ч.

Итого: 144 ч.

Цели программы

Удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, организация свободного времени учащихся, через обучение основам туристской техники, культуре походной жизни, усвоение принципов безопасности и здорового образа жизни, приобщение к духовности средствами туризма и краеведения, сохранение и укрепление психофизического здоровья ребенка.

 

Задачи:

Предметные:
- сформировать общее понятие о туризме и краеведении;
- сформировать специальные знания в вопросах туристского снаряжения, ориентирования, доврачебной медицинской помощи;
- сформировать основные туристские навыки и умения;
- способствовать физическому совершенствованию - развивать силу, выносливость, координацию движений в соответствии с возрастными и физическими возможностями учащихся;
- познакомить с историей Российского туризма, перспективами развития туризма в родном регионе.


Метапредметные:
- формирование основ здорового образа жизни через занятия спелеотуризмом;
- формирование гуманного отношения к окружающей среде и людям;
- обеспечение условий для проявления положительных качеств личности ребенка, сформировать умения по работе в команде, взаимовыручку.


Личностные:
- развитие способности контроля над эмоциями, психологического настроя на участие в соревнованиях и походах;
- развитие умения творчески подходить к решению нестандартных ситуаций.

Результат программы

Предметные:

  • освоение базовых знаний, практических умений и навыков по туризму;
  • освоение базовых знаний в области краеведения;
  • приобретение базовых знаний в области ориентирования и оказания доврачебной медицинской помощи;
  • расширение знаний в области таких предметов, как география, основы безопасности
  • жизнедеятельности, физкультура;
  • расширение кругозора в области истории, культуры и природы России, Сибири и Новосибирской области.

 

Метапредметные:

  • умение эффективно работать в команде;
  • приобщение к здоровому образу жизни;
  • бережное отношение к природе, активный образ жизни.

 

Личностные:

  • развитие навыков контроля психо-эмоционального состояния;
  • развитие навыков принятия самостоятельных решений в нестандартных ситуациях.

Особые условия проведения

Для зачисления необходима медицинская справка о состоянии здоровья.

Материально-техническая база

Учебное помещение:

класс для теоретических занятий

 

Материально-техническое обеспечение:

  • технические средства обучения (фотоаппарат, штатив, мультимедийное оборудование, компьютер, рации);
  • снаряжение и спортивное оборудование (для проведения занятий, походов и экспедиций, соревнований):
  • палатки;
  • спальники;
  • туристские коврики;
  • тенты;
  • рюкзаки;
  • каски;
  • веревки, репшнуры, тросы;
  • газовые и мульти топливные горелки;
  • костровой набор;
  • котлы, посуда;
  • комплекты снаряжения (страховочные системы, зажимы для подъема, устройства для спуска по веревке, карабины, страховочные устройства);
  • перчатки;
  • блок ролики;
  • карабины.


Информационное обеспечение:

  • Карты, схемы;
  • Фото и видеотека;
  • Методические пособия;
  • Электронные ресурсы;
  • Литература для учащихся.