Программа «Живой песок»

Все дети любят смотреть мультики. Мультфильмы помогают им узнавать мир, развивают воображение, пространственное мышление, логику, расширяют кругозор. Сделать мультик самому – это невероятно интересно! Именно для детей, желающих создавать мультфильмы, разработана программа «Живой песок», которая реализуется в арт-студии «Фабрика идей».

 

Комплексный и системный подход программы «Живой песок», поможет сформировать у детей изобразительную культуру, эстетический вкус и познавательные процессы. Комплексная система занятий средствами изобразительной деятельности по развитию у детей творческих способностей включает в себя три вида творческой деятельности:

  1. Песочная анимация;
  2. Мультипликация;
  3. Изобразительное творчество.

Все эти виды тесно связаны между собой, дополняют друг друга и изучаются с учётом возрастных особенностей и интересов детей.

 

Актуальность программы обусловлена тем, что она позволяет разнообразить организационные формы работы с учащимися с учетом их индивидуальных особенностей, обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащает формы взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, позволяет средствами дополнительного образования формировать художественно-эстетический вкус учащихся, создаёт основу для образно-эмоционального восприятия экранных искусств. Также учащиеся смогут прикоснуться к профессиям будущего, таким, как художник виртуальных миров, дизайнер эмоций, и т.д.

 

Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями рук ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в работе с песком и в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.

 

Во время работы над песочной анимацией обучающиеся осваивают и знакомятся с разными направлениями деятельности, обучаются приемам и техникам декоративного, технического, художественного творчества, работают над сценарием по заданной теме. На основе полученных знаний учащимися разрабатываются эскизы сюжета анимации.

 

Практическая часть предполагает выполнение заданий с сыпучими материалами. Это облегчает изучение и усвоение учащимися режимов, инструментов и свойств компьютерной программы, а также помогает сравнить процесс и результат рисования, написания сценария, работы мелкой моторики рук.

Педагоги

Яковлева Светлана Андреевна - педагог дополнительного образования. Работает в Доме детского творчества им. В. Дубинина с 2018 года.

 

Образование:

Куйбышевский педагогический колледж, педагог дополнительного образования в области изо и декоративно-прикладного творчества

 

Курсы повышения квалификации:

ЦНОИ, «Дополнительное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: организационные условия и содержательные аспекты», с 16 по 30 ноября 2020, 72 часа

 

Награды:

Благодарственное письмо администрации ДДТ им. В. Дубинина, 2020 г.

Содержание программы

Программа рассчитана на 2 года (288 часа).

1 год: 2 раза в неделю по 2 часа.

2 год: 2 раза в неделю по 2 часа.

 

1 год обучения:

 - Вводное занятие: техника мультипликации, изо, художественное слово. Входящий контроль. Инструктаж по ТБ и ПБ. (2 часа).
- Техника мультипликации. История мультипликации. Основы анимации. Сыпучая анимация. Знакомство с профессиями в мультипликации. Виды анимации (перекладная, объемная, сыпучая). Особенности работы за песочным столом. Закрепление материала. Этюдная работа. Создание готовой работы. Промежуточный контроль. (43 часов).
- Изобразительное творчества . Создание фона (Техника рисунка). Создание марионеток. Создание отдельных фигур для марионеток и фонов. (52 часа).
- Художественное слово. Работа над артикуляцией. Работа над дикцией. Работа над эмоциями. Озвучка мультфильмов (45 часов).  

- Итоговый контроль (2 часа).

 

2-й год обучения:

 - Вводное занятие: техника мультипликации, изо, художественное слово. Входящий контроль. Инструктаж по ТБ и ПБ. (2 часа).
- Техника мультипликации. История мультипликации. Основы анимации. Знакомство с профессиями в мультипликации. Изучение крупного и общего плана. Двигательная проекция. Закрепление материала. Этюдная работа. Создание готовой работы. Промежуточный контроль (48 часов).
- Изо. Создание фона (Техника рисунка). Создание элементов для крупного плана. Создание декораций для общего плана. Создание отдельных частей для марионеток и фонов. ( 62 часа).
- Художественное слово. Работа над артикуляцией. Работа над дикцией. Работа над эмоциями. Озвучка мультфильмов. (30 часов).
- Итоговое занятие. Итоговый контроль. (2 часа).

Цели программы

Развитие интеллектуальных способностей, формирование у школьников устойчивого интереса и положительной мотивации к обучению, развитие творческой личности учащегося, способной к самоопределению, чрез эстетическую и нравственную силу изобразительного искусства посредством анимационной и мультипликационной деятельности.

 

Задачи:

Предметные:

- обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных знаний, умений и навыков;

-  формирование определённых навыков и умений в деятельности мультипликатора;

- обучение различным видам анимационной деятельности с применением различных художественных материалов;

-  познакомить учащихся с различными видами анимации;

-  освоить перекладную, пластилиновую анимацию;

-  обучить основам написания сценария, разработке и изготовлению марионеток, фонов и декораций.

 

Метапредметные:

- расширять представления об окружающем мире;

- расширять творческие склонности и способности детей;

- развитие образного мышления, художественных- творческих способностей личности ребёнка;

- создавать мотивацию к использованию собственных умений, интереса к решению учебных и жизненных задач;

- развивать коммуникативные умения, умения общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах и группах.

 

Личностные:

-       воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства;

-       развитие нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

-       формирование способности к самооценке, ответственности, коммуникативных навыков межличностного сотрудничества.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

 - этапы разработки сценария;

- этапы разработки персонажа;

- принцип движения объектов в пространстве;

 - основы покадровой съемки.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

- придумывать сюжет;

 - придумывать персонажей;

- озвучивать персонаж.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

- знает правила поведения в учебной студии;

 - может образно и логически мыслить;

- умеет идентифицировать себя членом творческого коллектива;

- знает нормы культуры поведения и речи.

 

Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • интересуется чтением;
  • стремится получать новые знания;
  • способен индивидуально мыслить.

Коммуникативные:

  • умеет взаимодействовать с товарищами за мультстанком;
  • умеет излагать собственную мысль;
  • может грамотно говорить;
  • стремится к общению со сверстниками.

Особые условия проведения

Коллектив новый, фото и видео материалы отсутствуют.

 

Материально-техническая база

Учебное помещение:

Учебный кабинет, оснащенный необходимым оборудованием и мебелью.


Материально-техническое обеспечение:

  • световой стол;
  • стол для мультипликации;
  • планшеты;
  • песок;
  • фотоаппарат;
  • ноутбук;
  • осветители;
  • штатив;
  • бумага;
  • цветная бумага;
  • простые карандаши;
  • пластилин;
  • цветные карандаши;
  • стеки;
  • акварельные карандаши;
  • природный материал;
  • восковые мелки;
  • картон;
  • пастель;
  • клей ПВА;
  • фломастеры;
  • ножницы;
  • акварель;
  • нитки;
  • гуашь;
  • ленты;
  • палитра;
  • паперклей;
  • кисти щетина и белка;
  • фольга;
  • стаканы для воды;
  • проволока;
  • салфетки;
  • песок;
  • мультимедийное оборудование (проектор, экран, ПК, телевизор).


Информационное обеспечение:

  • Рисунки методической последовательности работы над изображением;
  • Видео-занятия «Основы мультипликации»;
  • Таблица «Цветовой круг» для развития чувства цвета;
  • Демонстрационные карточки «Дополнительные цвета» для ознакомления с основами законов цветоведения;
  • Наглядный материал по темам «Тональные отношения» и «Цветовой контраст»;
  • Образцы работ по ДПИ (Квилинг, папье-маше и др.);
  • Изобразительные образцы орнаментов по типам (геометрический, растительный, комбинированный);
  • Демонстрационные образцы эскизов орнаментов, выполненные учащимися студии;
  • Наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски, видео, аудио);
  • Изобразительные образцы и детские поделки;
  • Педагогические работы по темам;
  • Мелкая скульптурная пластика, разнофактурные работы из глины;
  • Предметы объемной формы для рисования с натуры или по памяти;
  • Куклы, игрушки для съёмки мультфильмов;
  • Изображения и фотографии мира флоры и фауны, транспортных средств;
  • Педагогические рисунки и фотографии экстерьера и интерьеров зданий;
  • Художественная литература (сказки, рассказы);
  • Наглядное пособие и литература «Холодный батик», «Витраж», «Мокрое и сухое валяние»;
  • Словари художественных терминов;
  • Подшивка журналов «Русские художники» с иллюстрациями и биографиями известных художников;
  • Альбомы с репродукциями: Великие русские художники, Русский музей детям, Эрмитаж, жанры живописи, декоративно-прикладное искусство;
  • Тематические настольные игры: «Русские узоры», лото «Русские художники», лото «Народные промыслы», лото «Архитектура», лото «Скульптура», пазлы, наборы карточек Мемо, «Сделай сам - карты»;
  • Альбомы – «Народные промыслы»: Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, Дымковская игрушка, богородская игрушка, филимоновская и каргопольская игрушка;
  • Серия журналов «Искусство» 2012, 2013, 2014 год;
  • Рабочие тетради по основам народного искусства.