Программа "ОСТРОВ ДЕТСТВА"

Каникулы, особенно летние, играют важную роль в развитии, воспитании и оздоровлении детей   школьного возраста. Ценность системы летнего отдыха заключается в том, что она создаёт условия для организации педагогически целесообразного и эмоционального досуга учеников, для восстановления здоровья ребят, их социальной адаптации в процессе участия в различных видах деятельности, для удовлетворения потребностей молодых людей в творческой самореализации, в общении. Отдых, развитие и восстановление здоровья рассматриваются нами в единстве и составляют основу организации отдыха детей. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе, это, наконец, новая природосообразная деятельность. Необходимо, чтобы всем: и детям, и тем, кто будет организовывать отдых, - было очень комфортно.  Летний пришкольный оздоровительный лагерь - это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятие накопившегося за год напряжения, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья. Это период свободного общения детей.

Программа «Остров детства» пришкольного лагеря «Улыбка» отражает целостный и непрерывный воспитательный процесс в образовательной системе школы № 9. Программа деятельности летнего лагеря ориенти­рована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных соци­альных групп, разного возраста, уровня развития и состо­яния здоровья.

Педагоги

1 сезон

Начальник лагеря - Молчанова Ксения Сергеевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория.

Воспитатель - Шлома Екатерина Викторовна, учитель физической культуры, высшая квалификационная категория.

Воспитатель - Мезин Александр Сергеевич, учитель ИЗО и МХК, высшая квалификационная категория.

Воспитатель - Козлова Елена Александровна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория.

Воспитатель - Васикова Анна Николаевна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория.

Воспитатель - Цих Елена Владимировна, учитель начальных классов, соответствие занимаемой должности.

Воспитатель - Безручко Нина Сергеевна, учитель начальных классов, соответствие занимаемой должности.

Воспитатель - Ященко Виктория Александровна, воспитатель ГПД, первая квалификационная категория.

Воспитатель - Востренков Константин Андреевич, преподаватель ОБЖ, учитель истории и обществознания, первая квалификационная категория.

Воспитатель - Смирнова Екатерина Геннадьевна, учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория.

2 сезон

Начальник лагеря - Башева Елена Викторовна, учитель начальных классов, первая квалификационная категория.

Воспитатель - Василенко Алексей Николаевич, учитель физической культуры, первая квалификационная категория.

Воспитатель - Тюрина Ирина Сергеевна, учитель начальных классов, соответствие занимаемой должности.

Воспитатель - Червякова Лилия Андреевна, учитель математики, первая квалификационная категория.

Воспитатель - Дурнова Анастасия Сергеевна, учитель русского языка и литературы, первая квалификационная категория.

Воспитатель - Виноградова Елена Николаевна, учитель английского языка, соответствие занимаемой должности.

Содержание программы

Направления и виды деятельности

 Программа «Остров детства» составлена в соответствии со школьной воспитательной системой, сохраняет основные виды деятельности и направлена на реализацию следующих направлений деятельности:

·      физкультурно-оздоровительное;

·      гражданско-патриотическое;

·      художественно – эстетическое;

·      досуговое;

·      экологическое;

·      трудовая деятельность.

Основное направление - гражданско-патриотическое.

 Физкультурно-оздоровительная деятельность

проведение работы по вовлечению детей в занятия физкультурой и спортом, формированию здорового образа жизни, преодолению вредных привычек, профилактике табакокурения, наркомании, токсикомании;
проведение утренней зарядки на свежем воздухе;
организация на спортивной площадке возле школы, на спортивной площадке «Олимпик» железнодорожного микрорайона, на стадионе «Локомотив» и в школьном спортивном зале различных  спортивных соревнований.
 Виды и формы организации физкультурно – оздоровительной деятельности

- «Весёлые старты».

- Спортивные конкурсы.

- Игровые виды спорта: футбол, теннис, дартс, шашки, пионербол.

- Игры на воздухе и др.

Гражданско-патриотическая деятельность

Воспитание граждан-патриотов своей Родины, знающих и уважающих свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края; формирование гражданского самосознания, воспитание любви к родной школе, родному дому, к своей стране.
Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Приобщение к духовным ценностям российской истории.
 Виды и формы организации гражданско - патриотической деятельности

- Интеллектуальный конкурс «Мой отчий край».

- Экскурсия в городской краеведческий музей им. Н.Я. Савченко.

- Экскурсии в школьный музей «Истоки», знакомство с экспозициями «История в граните», «Война в истории моей семьи», «По Золотому Кольцу России», «Единство в семье».

- Отрядные «огоньки», просмотр кинофильмов героико-патриотической направленности, помогающие ребенку усвоить такие ценности как «Отечество», «Семья», «Родина».

- Творческие конкурсы гражданско-патриотической направленности.

Художественно – эстетическая деятельность

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных, физических и творческих сил и способностей. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие творчества  детей и подростков, выявление одарённых детей.

 Виды и формы организации художественно-эстетической деятельности

- Конкурсы изобразительного искусства – конкурсы  рисунка «Вместе весело живётся», «Я – твой друг».  «Всемирный день торта». «Рисунки на асфальте».

- Творческие конкурсы  и игры.

- Праздники «Огонек знакомств». «Вместе весело живется». Международный день друзей. Веселый праздник  «Я твой друг» и др.

- Шоу-программы  - Шоу «Мальчишки-шалунишки». «День смеха». Шоу-программа «Минута славы». «Вместе весело живется». «Угадай мелодию» и др.

 Досуговая деятельность

Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.

Виды и формы организации досуговой деятельности

- Конкурс на лучшее оформление отрядной летописи «Самый креативный отряд».

- Шоу-программа «День наоборот».

- Конкурсно – развлекательная программа «Театр кукол» и др.

Трудовая деятельность и экологическое воспитание

 Трудовое воспитание - процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений, навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.

 Виды и формы организации трудовой деятельности и экологического воспитания

- Бытовой самообслуживающий труд.

- Общественно значимый труд (уборка прилегающей территории). 

- Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории. 

Цели программы

Цель программы «Остров детства»: воспитание лучших черт гражданина и патриота России. Повышение социальной активности детей. Развитие личности ребенка, укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, создание оптимальных условий для нравственного и творческого развития детей.

Результат программы

При активном участии детей и взрослых в реализации программы «Остров детства» предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.

1.  Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.

2.  При хорошей организации питания, медицинском наблюдении и правильно организованных спортивных мероприятиях предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют. 

3.  Осуществление экскурсий, походов помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей Родине.

В конечном итоге:

- повысится социальная активность детей;

- сформируются лучшие качества гражданина и патриота России;

- укрепится здоровье детей;

- повысится интерес к занятиям физкультурой, спортом и в учебный период;

- сформируются коммуникативные умения, основы правильного поведения, общения, культуры, досуга;

- выработаются навыки ручного и общественно-полезного труда;

- реализуются детские инициативы и творчество;

- проявятся индивидуальные возможности и особенности каждого ребёнка;

- сформируется осознанное отношение к себе как к части окружающего мира.

Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для педагогов, ни для вожатых, ни для детей, и на следующий год все с удовольствием вновь будут участвовать в работе лагеря.

Благодаря комплексной программе «Остров детства» будет проведена разноплановая деятельность, объединены различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях пришкольного оздоровительного лагеря.

При комплектовании особое внимание должно быть уделено детям из малообеспеченных, неполных семей, опекаемым детям, детям из семей, имеющих родителей-пенсионеров, родителей-инвалидов, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах от 15 до 25 человек. Всего за два сезона в ЛДП «Улыбка» отдохнут 152 ребёнка, причём, количество ребят с каждым годом растёт. 

В основу организации работы каждой смены закладывается легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, будут участниками длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами. Каждый отряд – это маленький сказочный остров, где проводятся ролевые игры, каждый раз меняются сказочные герои, которые ходят друг к другу в гости - из отряда в отряд. В каждом отряде оформление комнат проводится с учётом деятельности по направлениям. Например, одна комната – по экологическому направлению, другая – со всеми спортивными атрибутам (по физкультурно-оздоровительному направлению) и т.д.

 По итогам работы сезона будет проведено анкетирование ребят, где они укажут самые интересные мероприятия, проведённые в лагере.

Кроме того, в каждом отряде пройдут свои отрядные мероприятия и различные игры, такие как: "Огонек знакомства", "Брейн-ринг", викторина "Вокруг света", "Счастливый случай", "Что? Где? Когда?", "Познай себя", "Белоснежка и семь гномов", "Знаешь ли ты?", "Загадочная страна"  и другие.

В течение летнего оздоровительного сезона в пришкольном лагере «Улыбка» дети получат качественное, разнообразное питание, содержащее достаточное количество белков, жиров, углеводов и различных микроэлементов, ежедневно получая мясные, молочные продукты, овощи, фрукты, кондитерские изделия.

На закрытии смены дети письменно выразят свои пожелания на следующий год. Итогом лагерной смены станет пожелание-просьба детей: «Встретимся на следующий год!»

Особые условия проведения

Возраст: 7-15 лет.

Материально-техническая база

При работе летнего оздоровительного лагеря используются:

Кабинеты начальной школы на 1 этаже школы (одни из которых оборудованы под кинозал, другие – под игровые комнаты, третьи – под комнаты отдыха и проведение досуга).
Спортивный зал.
Спортивная пришкольная площадка и спортивная площадка «Олимпик» железнодорожного микрорайона, стадион «Локомотив».
Актовый зал (для проведения массовых мероприятий, конкурсных программ используется большой школьный зал на втором этаже).
Школьная библиотека.
Школьный музей «Истоки».
Школьная столовая.
Аппаратура:

мультимедийная установка (в 5 кабинетах);
музыкальные центры, караоке;
телевизоры;
микрофоны;
цифровые фотоаппараты;
компьютеры.
Спортивный инвентарь:

баскетбольные и футбольные мячи;
волейбольные мячи;
дартс;
резиновые мячи разных размеров;
скакалки, гимнастические обручи;
настольный теннис.
Развивающие игры: шашки, шахматы.

Настольные игры: домино, лото.

Канцелярские товары.

Бытовые предметы: столы и стулья в необходимом количестве.

Аптечка в каждом кабинете.