Программа «Сибирские умельцы: традиции и современность»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Сибирские умельцы: традиции и современность» ориентирована на удовлетворение потребностей учащихся в художественном творчестве, на развитие системных представлений о традиционных ремёслах и быте Западной Сибири, направлена на овладение школьниками прикладных навыков художественно-творческой деятельности. В процессе реализации программы создаются педагогические условий для обучения детей и подростков декоративно-прикладному искусству в контексте народных традиций Сибири.

 

Развитие творческих способностей средствами декоративно-прикладного искусства имеет для младших и средних школьников большое значение. Оно помогает становлению личности, осознанию собственных возможностей, учит ставить цель и добиваться её выполнения, способствует повышению уровня самооценки и, следовательно, формирует положительное отношение к жизни.

 

Процесс приобщения к многовекторной этнической культуре в условиях студии декоративно-прикладного творчества «Радужка» способствует овладению учащимися историко-культурным этносом, формирует социокультурный тип личности, раскрывает этническую индивидуальность и в конечном итоге способствует интенсивному развитию этнокультурного самосознания.

 

Актуальность программы обусловлена потребностями учащихся в познании быта и культуры предков, народных традиций, их сохранению через декоративно-прикладное творчество, как одной из основ патриотического воспитания гражданина России.

Результаты опроса школьников образовательных организаций Искитимского района позволили сделать выводы о том, что большинство опрошенных (76,2 % из 217 чел.) не знают историю переселения своих предков в Сибирь, не могут дать даже самую общую характеристику традициям, сохранившимся в их семье, объяснить территориально – региональные особенности и специфику праздников, которые отмечают их сверстники других национальностей. Наши диагностические беседы и наблюдения также свидетельствуют о стремительной утрате связи молодого поколения с традиционными ремеслами: ткачество, плетение из лозы, бисера, гончарное дело, домовая роспись, что определяет актуальность реализации данной программы в образовательной среде Искитимского района.

 

Программный материал мотивирует учащихся к изучению истории и культуры родного края, способствует трансформации старинных промыслов Сибири в современные виды ДПИ, помогая понять сущность бытования художественных промыслов как жизненно необходимого условия для наших предков и проанализировать её в сравнении с культурно – эстетической сущностью современных видов ДПИ.

 

Отличительные особенности и новизна программы
Данная программа является авторской, имеет рецензию члена Союза художников России, этнографа высшей квалификации, доцента кафедры Народной художественной культуры Новосибирского государственного педагогического университета Тарасевич Надежды Алексеевны.

 

Структурно-содержательная модель программы разработана на основе результатов самостоятельно проведенной поисково-исследовательской деятельности, анализа научно-методических материалов этнографических экспедиций и региональных музеев, где представлены культурно-исторические традиции, быт и ремёсла переселенцев Западной Сибири. В процессе создания программы были изучены экспозиции и архивные материалы следующих музеев: Новосибирский краеведческий музей, «Первый музей славянской мифологии» г. Томск, Музей – заповедник «Томская писаница», Алтайский краеведческий музей г. Барнаула, Музей народной культуры «Десятиручка» Алтайского края, Художественный музей Алтайского края, Историко-художественный музей г. Искитима; школьных музеев Искитимского района «Здесь Родины моей начало» МКОУ «СОШ с. Усть-Чем», «История родного края» МКОУ «СОШ п. Керамкомбинат», «История народного быта» МКОУ «СОШ с. Преображенка», Краеведческого музея МКОУ «СОШ с. Завьялово»; обращение к опыту мастеров декоративно-прикладного творчества, к истокам народного образования и воспитания, поскольку именно там находятся ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Мудрость народного воспитания и образования, как исторически проверенного опыта, стала основой данной Программы.

 

Отличительной особенностью данной программы является:

- наличие регионального компонента, содержание которого охватывает историю переселения в Сибирь народов европейской части России, их традиционную культуру, быт, географические рамки, определённые югом Западной Сибири;

- особое внимание уделяется изучению народных традиций малой родины, основанных на материалах музеев города Искитима, Искитимского района, Новосибирской области;

- включение ребёнка в различные виды деятельности вместе со взрослыми (родителями, бабушками, мастерами и др.)

- программа предполагает проигрывание народных праздников и обрядов, где можно узнать о порядке элементов праздника, его ходе, изготовить все его составляющие в традиционном стиле и поучаствовать в нём через ролевые игры.

 

Основные идеи программы:

- культурно – этнографический ландшафт Западной Сибири является фактором формирования культурной идентичности ребёнка.

- только взаимодействие поколений позволяет должным образом осуществлять воспитание и развитие ребёнка, особенно младшего и среднего школьного возраста;

- наиболее эффективный путь, ведущий к знанию – это включение ребёнка в различные виды деятельности (трудовую, празднично – игровую и т.д.).

Педагоги

Гукина Оксана Валерьевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж: 16 лет.

Уровень образования: высшее, Новосибирский государственный педагогический университет.

Награды, поощрения педагога:

Малая медаль им. Мельникова региональной выставки «УчСиб» в номинации «Народные ремёсла. Мастер традиционной культуры»

дипломом лауреата конкурса «Педагог художественной направленности»

благодарственным письмом Министерства образования и науки Новосибирской области

медаль "За вклад в развитие Новосибирской области".

В 2018 году Оксана Валерьевна приняла участие в областном конкурсе профессионального мастерства «Сердце отдаю детям», и стала его абсолютным победителем. Программный и методический материал педагога был направлен на всероссийский этап в Москву, прошел конкурсный отбор, попав в 10 лучших педагогических практик России. На очном этапе в Оренбурге О.В. заняла 2 место в номинации "Художественная".

Содержание программы

Тема первого года обучения «Открываем Сибирь!» расширяет рамки знакомства учащихся с интересными людьми и наследием сибирских мастеров, выходит за пределы Новосибирской области и охватывает юг Западной Сибири. Её реализация дает возможность погрузиться в атмосферу творчества и овладеть основами традиционных видов декоративно – прикладного искусства, а также найти им применение в современной жизни.

  • Введение в образовательную программу «Сибирские умельцы: традиции и современность» – 2 ч.
  • "Прабабушкины куклы" (тряпичные куклы) – 24 ч.
  • "Ручное ткачество и полуткачество" – 16 ч.
  • "Бисерные россыпи" (бисероплетение на игле) – 26 ч.
  • "Сказка своими руками" (плетение из бумаги) – 16 ч.
  • "Мои проекты" (проектная деятельность) – 30 ч.
  • "Кладовая радости" (календарно – обрядовые праздники сибиряков) – 30 ч.
    ИТОГО: 144 ч.

 

Тема второго года обучения «Быт и традиции сибиряков» дает более углубленное представление о жизни сибиряков, формирует целостное восприятие народного творчества. С этого года учащиеся творческой мастерской начинают работу среди населения Искитимского района по сохранению и возрождению народных художественных ремесел Сибири.

  • Повторение изученного материала - 10 ч.
  • "Прабабушкины куклы" (тряпичные куклы) - 24 ч.
  • "Ткачество" (пояса)  - 16 ч.
  • "Бисерные россыпи" (вышивка бисером) - 28 ч.
  • "Мои проекты" (проектная деятельность) - 40 ч.
  • "Кладовая радости" (календарно – обрядовые праздники сибиряков) - 26 ч.
    ИТОГО: 144 ч.

Цели программы

Цель: развитие готовности учащихся к творческой самореализации посредством освоения традиционных художественных ремёсел народов Западной Сибири и современных видов декоративно-прикладного искусства, погружения в празднично – игровую деятельность русского народа.

 

Задачи программы:

Личностные:

- воспитывать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

- формировать ценностное отношение к культурно-историческому наследию родного края.

- воспитывать трудолюбие и ответственное отношение к решению творческих задач;

- формировать этнокультурное самосознание учащихся;

- формировать у учащихся привычки нравственного поведения, представления об эстетических идеалах.

 

Метапредметные:

- формировать положительную мотивацию к занятиям декоративно – прикладным творчеством и народным праздникам;

- формировать трудолюбие, потребность в аккуратности и самостоятельности в решении творческих задач;

- способствовать развитию познавательного интереса учащихся к региональным художественным ремёслам и современным видам декоративно-прикладного искусства;

- стимулировать развитие творческой активности учащихся средствами поисково-исследовательской деятельности;

- развивать навыки созидательной коллективно-творческой деятельности;

- активизировать развитие творческого воображения и художественно-эстетического вкуса.

 

Предметные:

- развивать познавательный интерес к истории и многообразию традиционных и современных видов декоративно-прикладного искусства;

- расширять, углублять и систематизировать знания об истории и многообразии традиционных художественных ремёсел народов Западной Сибири и современных видов декоративно-прикладного искусства;

- научить приёмам и техникам традиционных и современных видов декоративно-прикладного искусства;

- формировать навыки самостоятельной творческой деятельности, направленной на осознанное освоение и применение художественного языка декоративно-прикладного искусства;

- знакомить с народными традициями и обрядами посредством включения в празднично – игровую деятельность русского народа.

 

Результат программы

По окончанию 1 учебного года обучающиеся по Программе достигнут следующих результатов:

Личностные:

- будут воспитаны чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

- будет сформировано ценностное отношение к культурно-историческому наследию родного края;

- будет развита положительная мотивация к занятиям декоративно – прикладным творчеством и народным праздникам.

Метапредметные:

- будет сформирована потребность в аккуратности и самостоятельности в решении творческих задач;

- получат навыки самостоятельной и коллективной творческой деятельности.

Предметные:

- расширят представления об истории и многообразии традиционных и современных видов декоративно-прикладного искусства;

- будут владеть изученными приёмами и техниками традиционных и современных видов декоративно-прикладного искусства;

- получат первичные знания о народных традициях и обрядах, будут иметь опыт включения в празднично – игровую деятельность.

 

По окончанию 2 года обучения обучающиеся достигнут следующих результатов:

Личностные:

- будет сформирован устойчивый интерес к изучению народного художественного творчества и сохранению культурно-исторического наследия своей малой родины;

- будет воспитанно трудолюбие и ответственное отношение к решению творческих задач;

- начнёт формироваться этнокультурное самосознание учащихся;

- будут сформированы привычки нравственного поведения и представления об эстетических идеалах.

Метапредметные:

- будет развит познавательный интерес к региональным художественным ремёслам и современным видам декоративно-прикладного искусства;

- будет повышена творческая активность учащихся средствами поисково-исследовательской деятельности;

- получать навыки созидательной коллективно-творческой деятельности;

- будет развиты творческое воображение и художественно-эстетический вкус.

Предметные:

- развитие познавательного интереса к истории и многообразию традиционных и современных видов декоративно-прикладного искусства;

- расширят и систематизируют углубленные знания об истории и многообразии традиционных художественных ремёсел народов Западной Сибири и современных видов декоративно-прикладного искусства;

- будут владеть изученными приёмами и техниками традиционных видов декоративно – прикладного творчества с последующей трансформацией их в современные виды декоративно-прикладного искусства;

- сформируют навыки самостоятельной творческой деятельности, направленной на осознанное освоение и применение художественного языка декоративно-прикладного искусства;

- будут заинтересованы в активном участие в мероприятиях этнокультурного характера.

 

Комплексным результатом освоения учащимися авторской дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Сибирские умельцы: традиции и современность» является повышение готовности учащихся к творческой самореализации в сфере реконструкции традиционных художественных ремесел в современные виды декоративно-прикладного искусства.

В структуру готовности к творческой самореализации включены следующие результаты:

- сформируется система представления о многообразии традиционных художественных ремёсел народов Западной Сибири и современных видов декоративно-прикладного искусства;

- сформируются базовые национальные ценности как гражданина и патриота своей малой родины и своего Отечества

- будут освоены приёмы и техники традиционных и современных видов декоративно-прикладного искусства и получены навыки их практического применения в социокультурном пространстве;

- у учащихся сформируются нравственные нормы поведения;

- сформируются коммуникативные навыки.

Особые условия проведения

Адресатами программы являются дети в возрасте от 8 до 15 лет.

 

Специального отбора детей не проводится. В состав группы могут входить дети одного возраста, так же могут формироваться и разновозрастные группы детей.

В группу принимаются учащиеся, прошедшие обучение по стартовой программе «Азбука народного творчества», а также вновь прибывшие дети после беседы, при наличии определенного уровня общего развития и интереса. Недостающие навыки и умения восполняются на индивидуальных занятиях. Возможно включение в группы детей с ОВЗ.

 

Материально-техническая база

Реализация программы «Сибирские умельцы: традиции и современность» проходит в учебном кабинете. Кабинет просторный 9×9 м., светлый, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, есть раковина и подача воды. Кабинет условно разделён на две части: основная зона для практических занятий и зона с музейным уголком "Русская горница".

Оборудование помещения включает в себя комплект мебели: столы для работы 14 шт., столы для выставки 10 шт., стулья 28 шт., лавки, магнитная доска; встроенные шкафы для хранения материалов и демонстрации детских работ.

Для занятий имеются наборы инструментов и приспособлений на каждого ребенка по направлениям деятельности: работа с бумагой, с бисером; с текстильными материалами, гладильная доска, утюг, приборы для выжигания по дереву и др.

Для проведения народных праздников сформирован комплект народных костюмов и реквизита, также используются подлинные предметы старинного быта русского народа из музейного уголка.

 

Информационное обеспечение программы

- аудио-, видео-, фото-, интернет источники:

1. Сборник электронных образовательных ресурсов "Материальная культура и традиционный костюм жителей Западной Сибири«.

Электронный ресурс содержит информационный материал о предметах быта и культуры сибиряков, иллюстративный материал и описание музейных образцов традиционной одежды.

2. Подборка видеоэкскурсий по музеям народной куклы, этнографическим музеям России, краеведческим музеям Новосибирской области.

3. Коллекция аудиофайлов с записями информантов о развитие ремёсел на территории Искитимского района и др.

4. Презентации и слайд – программы по темам программы, краеведению.

5. Видеозаписи традиционных народных танцев, хороводов, обрядов и праздников.

6. Эл.папки с коллекциями фотографий этнографических работ по темам: «Сибирские шейные украшения», «Головные уборы: венцы, коруны, кокошники, косники», «Народные костюмы» и др.

Видео

[ "", "", "" ]