Программа "Основы вокального исполнительства"

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения курса вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это дает театрализованная  деятельность, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

За время обучения по данной образовательной программе дети, разучивая и исполняя, знакомятся с интереснейшими произведениями,  написанными для детского голоса отечественными и зарубежными композиторами, с лучшими образцами музыкального творчества народов мира. Кроме того, приобретают опыт сценического выступления.

Новизна программы заключается в процессе обучения. Учащийся приобретает навыки  самостоятельной работы над голосом; овладевает приемами певческого дыхания и приемами голосообразования; изучает теоретические основы постановки голоса; навыки пения вокализов и произведений с текстом русских, советских, зарубежных композиторов; комплексно развивает художественный вкус, общую культуру; пение без сопровождения («а саре11а»), изучает теоретические основы музыки, овладевает игрой на инструменте.

 

Педагоги

Степанова Наталья Михайловна, высшая квалификационная категория - преподаватель по предметам

"Сольное (эстрадное)пение",  "Музыкальный инструмент (фортепиано)" и "Вокальный ансамбль (хор)". Образование - среднее профессиональное: Новосибирское музыкальное училище им. А.Мурова. 

Мурзина Татьяна Олеговна, высшая квалификационная категория - преподаватель по предметам "Беседы о музыке" и "Занимательное сольфеджио". Образование - высшее: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайская государственная академия культуры и искусств".

Борискина Татьяна Ивановна, первая квалификационная категория - преподаватель по предмету "Постановка концертных номеров (сценическое движение)". Образование - среднее специальное: Новосибирское областное культурно-просветительное училище.

Содержание программы

Срок обучения -  3 года. Данная программа комплексная и включает в себя:

1. Учебные предметы исполнительской подготовки:

- Сольное пение (эстрадное) - 2 часа в неделю (1-3 классы)

- Музыкальный инструмент (фортепиано) - 1 час в неделю (1-3 классы)

2. Учебные предметы историко-теоретической подготовки

- Беседы о музыке - 1 час в неделю (1-3 классы)

- Занимательное сольфеджио - 1 час в неделю (1-3 классы)

3. Учебный предмет по выбору

- Вокальный ансамбль  (хор) - 1 час в неделю (1-3 классы)

- Постановка концертных номеров (сценическое движение) - 0,5 часа в неделю (1-3 классы)



Цели программы

Цель программы: 

Развитие голоса, музыкального и вокального слуха, памяти, образного мышления и воображения; воспитание артистизма, творческой заинтересованности, самостоятельности, инициативности, трудолюбия, собранности, общей  культуры.

 

Задачи для достижения цели:

Дидактические:

-научить  приемам певческого дыхания и приемам голосообразования;
-научить самостоятельно работать над голосом ;
-научить навыкам пения произведений с текстом русских, советских, зарубежных композиторов;
-учить петь без сопровождения («а саре11а»).


Развивающие:

-развить вокальную природу голоса обучающегося
-сформировать  певческие навыки;
-развить слух;
-развить память, образное мышление, артистизм;
-сформировать восприятие исполнительской и сценической культуры;

-развить художественный вкус;
-развить творческую индивидуальность.


Воспитательные:

-воспитать личность ребенка        
-воспитать любовь к музыке всех жанров и направлений.

Результат программы

Результат освоения учебного предмета "Сольное пение" (эстрадное)

Учащийся должен владеть:

1. Основами вокальной техники:

- механизмом певческого дыхания, пением на опоре;

- правилами произношения звуков при пении;

- владеть техникой грудного и головного резонирования;

- владеть выразительным певческим звуком;

- владеть навыками пения a capella

2. Основами построения музыкального материала:

- обладать художественным чутьём по отношению к исполняемому репертуару: уметь определять фразировку, динамику развития, кульминацию;

- проявлять элементы артистичности при исполнении репертуара;

3.   Разбираться в основных стилях и жанрах народной  песни:

- уметь стилистически  грамотно исполнять произведения различных направлений эстрадного вокального жанра;

- уметь определить жанр произведения на слух, проанализировав все его компоненты;

4.Уметь обращаться с аудиотехникой, микрофоном;

5. Уметь анализировать исполнение репертуара

6. Должен знать правила гигиены голосового аппарата.

Результат освоения учебного предмета «Вокальный ансамбль (хор)»

Уметь:

- петь в ансамбле, слышать других участников, и подстраиваться в процессе пения;

- петь  чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

- петь на одном дыхание длинные музыкальные фразы;

- исполнять произведения с учетом динамических оттенков;

- уметь ориентироваться в нотной грамоте;

- работать с микрофоном;

- исполнять  произведения с элементами двухголосия.

Результат освоения учебного предмета «Беседы о музыке»

Результатом обучения является сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося музыкальной памяти и слуха, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, знания музыкальных стилей, владения профессиональной музыкальной терминологией, определенного исторического кругозора.

- первичные знания о роли и значении музыкального искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

- знание творческих биографий зарубежных и отечественных композиторов согласно программным требованиям;

- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений зарубежных и отечественных композиторов различных исторических периодов, стилей, жанров и форм от эпохи барокко до современности;

- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве композиторов;

- умение определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;

- навыки по восприятию музыкального произведения, умение выражать его понимание и свое к нему отношение, обнаруживать ассоциативные связи с другими видами искусств.

Результат освоения учебного предмета  «Занимательное сольфеджио»

 Приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:

- сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у учащегося  художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма, знания музыкальных стилей, способствующих творческой самостоятельности, в том числе:

- первичные теоретические знания, в том числе, профессиональной музыкальной терминологии;

- умение сольфеджировать одноголосные, двухголосные музыкальные примеры, записывать музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа, слышать и анализировать аккордовые и интервальные цепочки;

- умение осуществлять анализ элементов музыкального языка;

- умение импровизировать на заданные музыкальные темы или ритмические построения;

- иметь навыки владения элементами музыкального языка (исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.).

Результат освоения учебного предмета  «Музыкальный инструмент» (фортепиано)

-хорошая ориентация в нотном тексте, формирование ясных внутренних представлений учащихся
-овладение основными навыками звукоизвлечения.
-иметь навыки правильной посадки за инструментом.
-умение читать с листа, подбирать по слуху, транспонировать несложные пьесы
-овладение  навыками слухового контроля и и осмысленно-выразительного исполнения музыкальных произведений.
-иметь навыки самостоятельного разучивания текста и выучивания произведений.
-уметь подбирать по слуху понравившуюся мелодию с аккомпанементом.

Особые условия проведения

При приеме на обучение по программе вступительные испытания не предусмотрены. Отбор будущих учащихся  может проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие и уровень музыкальных способностей (слух, память, чувство ритма).

Возможные ограничения по состоянию здоровья могут обсуждаться с родителями (законными представителями). 

Данная  программа  предназначена  для  занятий  с  подростками  в возрасте от 11 лет и старше, по дополнительной обще-развивающей общеобразовательной программе «Основы вокального исполнительства (сольное эстрадное пение)». Возможно использование программы для обучения взрослых, желающих получить основные  навыки  вокального исполнительства.

Материально-техническая база

Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для занятий сольным эстрадным пением имеются:

-оборудованные аудитории для проведения занятий: учебный класс с инструментом(фортепиано)

- концертный зал со звуко-техническим оборудованием;

- библиотека  с учебно-методическими пособиями;

- цифровые образовательные ресурсы- фотографии, видео-фрагменты, звукозаписи; 

- фортепиано:

- персональный компьютер с программами обработки музыки и выходом в   интернет;

- микрофоны  шнуровые, радиомикрофон.