Программа по фольклору «Ладья»

  • (3)

Прививать детям любовь к фольклору, фольклорной песне, интерес и уважение к своим национальным истокам – не только эстетическая, но и идейно-нравственная задача современного образования и культуры.

 

Календарные праздники и обряды, сезонные игры и забавы, игровой и обрядовый фольклор открывают целый мир яркого детского творчества и позволяют раскрыться ребенку в естественной и увлекательной деятельности. Изучение фольклора – составная часть единого и многостороннего процесса нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей детей и подростков.

 

Знакомство с народной песней расширяет представление ребенка о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Упражнения в выразительном, четком и эмоционально ярком произнесении народнопоэтических текстов повышает речевую культуру детей; элементы движения не только развивают необходимую координацию, но и позволяют убедительнее раскрыть содержание песни, глубже передать национальную народную характерность музыкально-поэтических образов.

 

Программа относится к исполнительской предметной области и способствует формированию у обучающихся исполнительских навыков, эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями народного искусства; воспитанию активного зрителя, участника творческой самодеятельности.

Педагоги

Доронина Елизавета Вячеславовна. Педагог высшей квалификационной категории.

Общий стаж работы 12 лет.

Профессиональное образование:

Новосибирский государственный педагогический университет, квалификация: учитель истории и культурологии, специальность: «История» и «Культурология».

Новосибирский областной колледж культуры и искусств, квалификация: руководитель любительского творческого коллектива, преподаватель; специальность: народное художественное творчество (по виду: этнохудожественное творчество»).

Расписание

Занятия длятся с сентября по май.

Периодичность занятий:

1,2, 3 год обучения: 3 раза в неделю по 1 часу.  

Содержание программы

Программа включает 2 уровня освоения:

1 уровень (1 год обучения) - стартовый - этап «вхождения» в народное искусство. Начало изучения музыкальных жанров детского фольклора в его самых простых формах (попевки, заклички, игровые припевки). Происходит развитие координации между голосом и слухом. Обучающиеся знакомятся с понятиями: скороговорки, небылицы, прибаутки, потешный фольклор, колыбельные песен, игровые и хороводные песни в движении, плясовые песни.

 

2 уровень  освоения  - базовый (2, 3 год обучения).

Второй год обучения способствует углублению знаний обучающихся о роли календарных, праздничных обрядов с их песнями, играми, танцами, словесными жанрами в культуре русского народа. Идет освоение жанровых песен (календарные, лирические, плясовые) и частушек; формирование навыков двухголосного исполнения, певческой манеры и диалекта.

 

3 год обучения включает: интенсивное освоение фольклорных традиций народно-исполнительских приемов («спад звука», «гуканье» и т.д.). Знакомство с жанровыми песнями: обрядовые, свадебные, казачьи, сиротские и др.

Освоение исполнительских навыков :

  • с жестами, осмысленно и выразительно, сохраняя качество звучания;
  • с ударными инструментами.

Происходит совершенствование коллективных и индивидуальных форм творческой и исполнительной деятельности.

 

Основные тематические разделы образовательной программы.

  • Времена года (осень, зима, весна, лето) в календарном круге, осенние, зимние, весенние, летние праздники.
  • Русские календарные обрядовые песни: песенные жанры, приуроченные к праздникам народного календаря.
  • Русские семейные обрядовые песни.
  • Русские неприуроченные песни (шуточные, плясовые, лирические, казачьи, сиротские, рекрутские песни, жестокие романсы позднего формирования).
  • Малые жанры фольклора: освоение пестушек, потешек, скороговорок, частушек.

 

Цели программы

Погружение в мир традиционной праздничной культуры восточных славян через знакомство детей с обрядами и обычаями народного земледельческого календаря и жанровыми традициями музыкального фольклора.

 

Задачи

Предметные

Знакомить:

  • с  жанрами традиционного музыкального русского фольклора;
  • с обрядами и обычаями народного земледельческого календаря восточных славян;
  • с лучшими образцами музыкально-поэтического фольклора, учитывая диалектные особенности, манеру исполнения, говор;

обучать:

  • навыкам народного звукоподражания, приемам исполнения (скольжение, спады, огласовки), освоение говора, диалекта;
  • вокальной технике: певческому дыханию, опоре, дикционным навыкам, художественной выразительности;
  • навыкам ансамблевого пения, пения без сопровождения (пения «без заданного тона»).

 

Развивающие

Развивать:

  • специальные музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;
  • навыки певческого дыхания и опоры звука;
  • гармонический слух, чистоту интонирования;
  • навыки пения без сопровождения и многоголосного;
  • художественный вкус и способности;
  • самостоятельность, инициативу и импровизационные способности обучающихся. 

 

Личностного развития:

  • формировать сознательный,  стойкий интерес обучающихся к миру традиционной русской культуры и культур других народов;
  • воспитывать чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре;
  • формировать жизненные ценности (ориентиры), культуру поведения, социальные навыки.

 

Метапредметные: 

  • формировать коммуникативные компетенции: умения общаться, уступать, слушать других, понимать интересы коллектива в стремлении к достижению общих целей;
  • формировать навыки планирования своей деятельности, адекватной самооценки результативности и своевременной необходимой корректировки,
  • формировать способность понимать свой образовательный и развивающий маршрут.

 

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся должны освоить навыки:

  • исполнения произведения фольклора разных жанров;
  • унисонного и многоголосного ансамблевого пения;
  • использования различных функциональных ролей в ансамбле.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • сочетать песни с жестами, сохраняя качество звучания;
  • петь осмысленно и выразительно;
  • петь в грудном и головном регистрах;
  • владеть певческим дыханием, применять цепное дыхание и держать звук на опоре;
  • применять народно-исполнительские приемы («спад звука», «гуканье» и т.д.);
  • иметь отчетливую и выразительную дикцию.

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • традиционный музыкальный русский фольклор, обряды и обычаи народного земледельческого календаря восточных славян;
  • знать и исполнять музыкально-поэтический фольклор, соблюдая принятую манеру исполнения и сохраняя диалектные особенности.

 

Будут сформированы (разовьются) личностные качества:

  • бережное отношения к народным традициям формирование любви к родной земле, уважения к людям труда;
  • развитие  творческих способностей, эстетических потребностей и ценностей.
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.

 

Метапредметные результаты

  • правильное понимание своего места в жизни, формирование социальные навыков, навыков взаимодействия.
  • умение организовывать \планировать свое учебное и внеучебное время;
  • понимание причин успеха и неуспеха, умение анализировать свою деятельность и поведение в целом.

 

Материально-техническая база

Имеется учебный кабинет, в соответствии с санитарными и техническими требованиями.

Необходимое оборудование:

  • учебная мебель, шкаф для хранения нотной литературы и методических пособий;
  • музыкальные инструменты (фортепиано, балалайки, гусли, бубен, шумовые);

Костюмы.

 

Технические средства обучения:

  • микрофоны, усилительная аппаратура.
  • компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
  • видеотека;
  • наличие сети Интернет.

 

Дидактические:

  • наглядные и учебно-методические пособия;
  • методические рекомендации;
  • специальная предметная литература, нотный материал, фонотека, видеотека.