"Вязание крючком.Кубики"

"Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок. Сила ума крепнет по мере того, как совершенствуется мастерство руки. И чем раньше детские пальцы станут ловкими, тем быстрее ребенок познает радость умственного, творческого труда, тем больше уверенности в том, что из него вырастет умелец…".                                                                                                                                                  В. А. Сухомлинский

Учителя начальных классов отмечают, что многие современные дети на первом этапе обучения в школе испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, ребёнок не укладывается в общий темп работы. В результате все это ведет к недостаточному развитию внимания, зрительной памяти, двигательной координации. Практика показывает: дети, которые занимались вязанием, легче осваивают технику письма. Чтобы ребенок научился правильно держать ручку, нужна тренировка, а для этого как нельзя лучше подходит работа с мелким материалом. Дошкольный период – важный этап жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте формируются: точность и согласованность движений кисти рук, ловкость движений пальцев, аккуратность, внимательность, творчество, мышление, т. е. качества, которые будут необходимы для успешного обучения письму.

    Рука учит мозг – чем свободнее ребенок владеет пальцами, тем лучше развито его мышление, речь. Вот почему данная программа является необходимой составной частью воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении.

Педагоги

Воспитатель 1 категории - Вергунова Татьяна Владимировна

Воспитатель 1 категории - Кириенко Татьяна Викторовна

Содержание программы

Первый год обучения

         Программа первого года обучения вязанию крючком  состоит из нескольких этапов:

Первый этап

         Дети знакомятся с вязаными изделиями, материалами, инструментами, правилами техники безопасности и организацией рабочего места.

         Целью занятий является формирование интереса и желания овладеть рукоделием.

Второй этап

         Занятия этого этапа и всех последующих — практические.

         На данном этапе обучения дети учатся правильно держать в руке крючок, нить, подцеплять нить крючком, выполнять первую петлю и создавать небольшие панно, используя в изображении предметов вывязанные детьми петельки.

Третий этап

         Дети овладевают умением вязать цепочку из воздушных пе­тель, соблюдая определенное натяжение нити для того, чтобы петли были одинаковы. Знакомятся с графическим изображением воздушной петли, цепочки из воздушных петель. См. Приложение 1.

         Начинают с вязания толстым крючком и толстой круче­ной ниткой, а затем дети осваивают вывязывание петель тонким крючком и тонкими нитками.

         Вывязанные цепочки дети используют в аппликации, наклеивая их по контуру деталей, выполненных из цветной бумаги или просто нарисованных на фоне (воздушные шары, цыплята, зайчик, грибок и т. д.). Цвет ниток и длину цепочки дети определяют методом примерок, прикладывая связанную цепочку к схеме.

 Четвертый этап

         Подготовка к итоговому занятию, проверка знаний, умений и навыков обучающихся.

Второй год обучения

         На втором году обучения основным содержанием занятий с детьми является обучение вязанию круглых деталей и прямоугольных полотен.

         Программа второго года обучения вязанию крючком также состоит из нескольких этапов:

Первый этап

         Предполагает несколько занятий, направленных на повтор пройденного материала  на первом году обучения.

Второй этап

         Дети учатся вязать столбики без накида и столбики с накидом, которыми можно выполнить плотные вязаные полотна. Дети знакомятся с графическим изображением этих элементов вязания. Осваивают вязание прямоугольного полотна. См. Приложение 2.

         Вывязанное полотно может служить ковриком, шарфиком, прихваткой, деталью одежды для куклы.

Третий этап

         Дети осваивают круговое вязание, учатся вводить в вязание нить другого цвета, создают свои первые вязаные игрушки. Характерна практическая деятельность, поиск самостоятельных решений, воплощение своих фантазий в изделиях. См. Приложение 3.

Четвертый этап

         Подготовка к итоговому занятию, проверка знаний, умений и навыков обучающихся. Выставка Мастера Крючка.

Цели программы

Развитие художественно-творческих способностей детей, проявляющих интерес к рукоделию, развитие мелкой моторики рук. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач.

Задачи:

   Обучающие: научить детей основным приёмам и способам вязания крючком, изготовлению сувениров, аксессуаров и простых предметов одежды, а также способам декоративного оформления вязаных изделий;

   Воспитательные: воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе, взаимопомощь, умение доводить начатое дело до конца;

   Развивающие: развивать память, внимание, образное мышление, фантазию, художественный вкус, изобретательность, пространственное воображение, глазомер, мелкую (малую) моторику рук.

Результат программы

Первый год обучения

Воспитанники должны знать:

Историю техники вязания крючком;

Правила поведения, правила техники безопасности при работе с крючком, ножницами;

Виды инструментов и материалов, используемых для вязания крючком;

Условные обозначения «воздушной петли», «цепочки из воздушных петель».

Воспитанники должны уметь:

Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе с крючком,  ножницами;

Правильно сматывать клубок;

Правильно  пользоваться крючком, ножницами;

Различать нитки (шерсть, синтетика);

Подбирать материалы для вязания;

            Вывязывать цепочку из воздушных петель;

            Выкладывать узоры, буквы, цифры из вязаных цепочек.

Второй год обучения

Воспитанники должны знать:

Правила поведения, правила техники безопасности при работе с крючком, ножницами;

Технику использования инструментов;

Условные обозначения элементов «соединительная петля», «столбик без накида», «столбик с накидом»;

Различные способы вязания (прямое вязание, круговое вя­зание и треугольное вязание).

Воспитанники должны уметь:

Рас­полагать вязаные цепочки, сочетая цветовую гамму и размеры элементов композиции;

            Вывязывать разные виды столбика (столбики без накида и столбики с накидом);

Правильно читать условные обозначения;

            Обвязывать изделие по краю;

            Вязать изделия (прихватки, салфетки);

            Экономно расходовать материал, бережно обращаться с инструмен­тами и поддерживать порядок на рабочем столе.

Особые условия проведения

Ограничения по возрасту - 5-7 лет

Ограничения по здоровью - нет

 

Материально-техническая база

Для проведения занятий – специально оборудованный уголок для вязания в музыкальном зале (шкаф для хранения, шкаф-витрина, стол трансформер на 6 рабочих мест)

Инструменты и материалы по количеству обучающихся:

·         Вязальные крючки разных размеров               

·         Ножницы

·         Цветной картон

·         Клей ПВА

·         Кисти для клея

·         Простые карандаши

·         Линейки

·         Крючки                                                               

·         Пряжа и нитки разной толщины и цветов     

·         Фурнитура

·         Полиэтиленовые пакеты для хранения вязаных изделий

·         Специальная литература