Программа «Волшебная соломка»

Традиции нашего народа являются фундаментом эстетического воспитания подрастающего поколения. Декоративно-прикладное творчество по сей день удивляет, радует и волнует нас. Одним из видов декоративно-прикладного творчества исстари были картины из соломки, отличающиеся необыкновенной игрой оттенков золотистой соломки, интересной техникой передачи объема и пространства. Этот вид деятельности в настоящее время получил более широкое распространение, стал более актуальным, притягивающий внимание людей всех возрастов, особенно подростков. Это является подтверждением необходимости развития этого вида декоративно-прикладного творчества.

 

Представленная программа предусматривает трудовое и эстетическое воспитание, развитие детей в соответствии с их возрастными, индивидуальными и психофизическими особенностями; развитие у детей учебной, трудовой, самостоятельной деятельности, внимания, воображения, мышления, формирование умений сравнивать, анализировать, делать обобщения.

 

Обучаясь по данной программе, дети учатся усердию, терпению, аккуратности; серьѐзному отношению к делу, последовательности в действиях, настойчивости в достижении цели; экономному отношению к материалам.

Педагоги

Спицына Ольга Васильевна – педагог дополнительного образования высшей категории, отличник народного просвещения Российской Федерации.

 

Педагогический стаж: 30 лет.

Образование: средне – специальное, Ялтинское педагогическое училище, 1981 г.

 

Повышение квалификации:

НИПКиПРО, «Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования», (14.01.15.-02.02.15 г.).

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. Вводное занятие – 2 часа.
  2. Знакомство с картинами из соломки – 2 часа.
  3. Технология обработки природного материала – 2 часа.
  4. Свойства и изменение оттенков – 2 часа.
  5. Сбор и хранение материала, подготовка его к работе – 4 часа.
  6. Плоскостная техника исполнения −30 часов.
  7. Объемная техника исполнения - 46 часов.
  8. Комбинированная техника исполнения – 50 часов.
  9. Подготовка и приведение выставки – 4 часа.
  10. Итоговое занятие – 2 часа.

 

Второй год обучения:

  1. Вводное занятие – 3 часа.
  2. Технология обработки природного материала – 3 часа.
  3. Сбор и хранение материала.подготовка его к работе −3 часа.
  4. Плоскостная техника исполнения – 30 часов.
  5. Комбинированная техника исполнения – 162 часа.
  6. Подготовка и проведение выставки – 6 часов.
  7. Итоговое занятие – 3 часа.

 

Третий год обучения:

  1. Вводное занятие – 3 часа.
  2. Технология обработки природного материала – 3 часа.
  3. Сбор и хранение материала.подготовка его к работе – 9 часов.
  4. Комбинированная техника исполнения – 195 часов.
  5. Подготовка и проведение выставки – 6 часов.
  6. Итоговое занятие – 3 часа.

Цели программы

Создание условий для творческого, эмоционального и интеллектуального развития, через формирование художественного вкуса у детей и подростков в процессе освоения техники работы с соломкой и изучения истории и традиций народного творчества.

 

Задачи.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство сопричастности к отечественной истории и искусству.
  • Воспитывать у детей аккуратность, бережливость, трудолюбие.
  • Доброжелательное отношение друг к другу и окружающим.
  • Формировать патриотическое самосознание, любовь к малой Родине и Отечеству;
  • Сформировать устойчивый детский коллектив.

Развивающие:

  • Творческие способности и расширять кругозор.
  • Коммуникативные навыки.
  • Образное мышление.

Образовательные:

  • Сформировать устойчивый интерес детей к декоративно-прикладному творчеству.
  • Формировать знания, умения и навыки при работе с соломой, приспособлениями, инструментами.

Результат программы

Первый год обучения.

Предметные результаты:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • расписание занятий;
  • правила поведения и требования к обучающимся в ТО;
  • правила безопасности труда и противопожарной защиты;
  • историю развития данного вида ДПИ;
  • технологию заготовки, хранения и обработки природного материала и свойства, изменения оттенков;
  • технологию изготовления основы;
  • композиционное решение, простейший эскиз;
  • понятие «направление соломки»;
  • понятие «плоскостная техника исполнения», «орнамент», «узор»;
  • материалы, инструменты и приспособления.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • подобрать тему и материал для работы;
  • уметь сортировать соломку по плотности и цвету, изготавливать соломенный лист;
  • изготавливать основу;
  • выполнять набросок к своей работе, простейший эскиз, изготавливать по эскизу шаблоны с учетом припусков;
  • изготавливать детали в точности с шаблонами, учитывая направление соломки;
  • придавать нужный оттенок соломке;
  • правильно пользоваться инструментами и приспособлениями.

 

Метапредметные результаты:

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • планировать свои действия на занятиях;
  • адекватно воспринимать высказывания окружающих;
  • задавать вопросы по существу во время изучения новой темы;
  • сотрудничать с педагогом и обучающимися при решении творческих идей.

 

Личностные результаты:

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • проявлять интерес к ДПИ, к работам народных мастеров, находить для себя новое;
  • быть более внимательными, отзывчивыми друг к другу;
  • осуществлять добрые дела, помогать окружающим;
  • учитывать разные мнения своих товарищей;
  • формировать аккуратность в работе с природным материалом.

 

Второй год обучения.

Предметные результаты:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • правила безопасности труда и противопожарной защиты;
  • технологию обработки природного материала;
  • понятия «комбинированная техника исполнения» и «объемная техника исполнения»;
  • законы композиции при размещении изображения;
  • способы изменения оттенка и цвета соломки;
  • способы придания деталям объемных форм;
  • источники для выбора темы своей работы.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • отработать технологию обработки природного материала;
  • изменять оттенок соломки;
  • придавать деталям объемные формы;
  • освоить объемную и комбинированную техники исполнения;
  • самостоятельно выполнять эскиз к своей работе или подыскивать иллюстрации;
  • составлять орнамент, узор;
  • работать с мелкими деталями.

 

Метапредметные результаты:

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • слушать окружающих и вступать в диалог;
  • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей;
  • соблюдать корректность в высказываниях на занятиях;
  • работать в творческой группе;
  • анализировать объекты, выделять главное.

 

Личностные результаты:

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • оценивать свои достижения;
  • проявлять интерес к ДПИ, к работам народных мастеров, находить для себя новое;
  • формировать уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • верить в собственный успех и успех товарищей;
  • видеть прекрасное в окружающем мире;

 

Третий год обучения.

Предметные результаты:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • правила безопасности труда и противопожарной защиты;
  • историю развития и современные возможности использования технологии изготовления картин из соломки;
  • источники для выбора тем своих работ;
  • технологию изготовления картин от начала до конца;
  • законы составления композиции;
  • технологию придания деталям объемных форм.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • изготавливать эскиз и соблюдать законы композиции;
  • пользоваться различными источниками для подбора тем своих работ;
  • самостоятельно изготавливать работу от начала до конца с учетом направления соломки и игры оттенков;
  • придавать деталям объем;
  • аккуратно работать с мелкими деталями;
  • творчески подходить к созданию новых работ;
  • пользоваться инструментами и приспособлениями в соответствии с правилами техники безопасности;
  • передавать свои знания;
  • представлять свои работы зрителям. 

 

Метапредметные результаты:

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • выражать и отстаивать свою точку зрения, принимать другую;
  • развивать умения работать в творческой группе;
  • планировать творческую деятельность;
  • общаться и делать выводы при подведении итогов;
  • грамотно высказываться в устной и письменной речи;
  • отстаивать собственную позицию при решении творческих идей;
  • вносить коррективы в дальнейшую деятельность с учетом сделанных ошибок.

 

Личностные результаты:

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • доводить начатое дело до конца;
  • стремиться к совершенствованию;
  • проявлять интерес к ДПИ, к работам народных мастеров;
  • бережно и уважительно относиться к своим работам и работам других учащихся;
  • верить в собственный успех и успех своих товарищей;
  • получать положительный опыт от общения со сверстниками.

Материально-техническая база

Для проведения занятий требуется следующее оборудование:

  1. рабочие столы, стулья;
  2. шкаф для хранения рабочего материала и инструмента.

Инструменты, необходимые для работы: ножницы маникюрные с прямыми лезвиями и железными кольцами, ножницы обыкновенные, линейки (30 см.), шило (5 шт), бульки.

 

В комплект оснащений входят: утюг, электрическая плитка для нагрева булек.

 

Материалы для выполнения изделий:

  1. картон;
  2. чѐрная ткань;
  3. клей ПВА, «Момент»;
  4. бумага белая (для эскизов);
  5. ватман;
  6. рамки пластмассовые.