Программа "Вокально - хоровое исполнительство"

Программа "Вокально - хоровое исполнительство" ориентирована на обучение и воспитание вокалистов - солистов. Программа предусматривает использование различных форм и методов работы с учетом индивидуального подхода к каждому ученику.

 

Программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена на развитие интересов учащихся, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки вокального музицирования.

 

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

 

 

Педагоги

Шушарина Светлана Владимировна – куратор образовательной программы ВХИ, концертмейстер высшей квалификационной категории, преподаватель эстрадного вокала. Почетный работник культуры НСО. Композитор. Выпустила большое количество сборников вокальной и инструментальной музыки.

 

КПК «Искусство концертмейстера: теория, практика, методика преподавания, в объеме 72 ч, АНО „Ассоциация музыкантов –исполнителей“, уд № 180917\01, 2018 год.

 

Исайкина Нина Евгеньевна – преподаватель высшей квалификационной категории. Образование – высшее. Стаж работы более 10 лет.

 

КПК „Вокальное искусство“, НМК, 72 ч, уд № 1190, 2016 год. Учащиеся Нины Евгеньевны неоднократно становились лауреатами и дипломантами конкурсов и фестивалей различных уровней. Выступления самой Нины Евгеньевны украшают городские и областные мероприятия.

 

Киселева Татьяна Павловна – преподаватель первой квалификационной категории с огромным стажем. Разработанная ею авторская методика работы позволяет ее ученикам достичь высоких результатов. Среди ее выпускников очень многие поступают средние и высшие учебные заведения культуры. КПК Вокальное искусство», НСМШ, 72 ч,удостоверение № 000240, 2015 год.

 

Приданкина Надежда Алексеевна – преподаватель с огромным педагогическим стажем. Стала Лауреатом Золотой книги культуры Новосибирской области в 2005 году.

 

Рыбакова Наталья Антоновна – преподаватель высшей квалификационной категории, совместитель

 

Рогова Ирина Владимировна – преподаватель высшей квалификационной категории, совместитель

 

Расписание

Расписание индивидуальных занятий составляется для каждого ученика  преподавателем по специальности.

 

Занятия проходят 3-4 раза в неделю

Содержание программы

В процессе освоения программы учащиеся изучают следующие предметы:

1 год обучения:

  • Хор (коллективное музицирование) – 96 ч в год
  • Фортепиано – 32 ч в год
  • Сольфеджио – 32 ч в год
  • Слушание музыки – 32 ч в год
  • Постановка голоса – 32 ч в год

 

2-3 год обучения:

  • Хор (коллективное музицирование) – 99 ч в год
  • Фортепиано – 33 ч в год
  • Сольфеджио – 49,5 ч в год
  • Слушание музыки – 33 ч в год
  • Постановка голоса – 33 ч в год

 

4 год обучения:

  • Хор (коллективное музицирование) – 99 ч в год
  • Фортепиано – 33 ч в год
  • Сольфеджио – 49,5 ч в год
  • Музыкальная литература – 33 ч в год
  • Постановка голоса – 33 ч в год

 

5-6 год обучения:

  • Хор (коллективное музицирование) – 132 ч в год
  • Фортепиано – 33 ч в год
  • Сольфеджио – 49,5 ч в год
  • Музыкальная литература – 33 ч в год
  • Постановка голоса – 33 ч в год

 

7-8 год обучения:

  • Хор (коллективное музицирование) – 132 ч в год
  • Фортепиано – 66 ч в год
  • Сольфеджио – 49,5 ч в год
  • Музыкальная литература – 33 ч в год
  • Постановка голоса – 66 ч в год
  • Основы дирижирования - 16,5 ч в год

 

В ходе реализации программы познакомятся с темами:

  • Владение голосовым аппаратом. Звуковедение.
  • Использование певческих навыков.
  • Певческая установка и певческая позиция. Дыхание.
  • Отработка полученных вокальных навыков.
  • Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения.
  • Дикция. Артикуляция.
  • Гигиена певческого голоса.
  • Сценическая культура и сценический образ.
  • Основы нотной грамоты.

Цели программы

Целью учебного предмета является создание условий для развития творческой личности ребенка средствами вокального искусства, формирование интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

 

Задачи программы

Образовательные:

  • обучить выразительному пению;
  • обучить певческим навыкам (ансамбль, строй, певческое дыхание, музыкальный слух, ритм, звукообразование);

 

Развивающие:

  • развитие слуха и голоса детей, формирование голосового аппарата;
  • развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, развитие диапазона;
  • развитие творческих способностей и раскрытие творческого потенциала; сохранение и укрепление психического здоровья детей.

 

Воспитательные:

  • формирование устойчивого интереса к пению;
  • формирование общей культуры личности ребёнка, умение адаптироваться в обществе, развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме;
  • обогащение внутреннего мира ребёнка, образно-эмоционального восприятия окружающего мира через пение, приобщение детей к основам музыкальной культуры;
  • развитие музыкально-эстетического вкуса, расширение музыкального кругозора.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • достаточное количество вокально-хоровых произведений различных стилей, направлений и эпох;
  • музыкальную грамоту (теорию музыки) в пределах курса музыкальной школы;
  • основные принципы коллективного музицирования;
  • основные хоровые и музыкальные термины.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • бегло читать (петь) с листа хоровые партии;
  • в достаточной степени владеть вокально-хоровыми навыками одноголосного и многоголосного пения;
  • владеть исполнительскими навыками коллективного музицирования, то есть петь в ансамбле, координируя свое исполнение с пением других (с точки зрения гармонического интонирования, динамики, тембра, метроритма и т.д.);
  • выразительно, осмысленно, художественно, эмоционально исполнять хоровые произведения по уровню сложности, предусмотренному программой;
  • уметь анализировать музыкальное произведение (вникнуть в содержание, что и как хотел выразить композитор в своем произведении, какие музыкально-выразительные средства использовал);
  • владеть навыками работы над созданием художественного образа хорового произведения (осмысление образов, поиск их характеров, выявление конфликта).

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • ответственность за общее дело, умение работать в коллективе;
  • навыки сценических выступлений;
  • понимание классической музыки;
  • развитую эмоциональную восприимчивость к прекрасному;
  • достаточный общий культурный кругозор и диапазон эстетических чувств.

 

Особые условия проведения

Прием осуществляется посредством прослушивания музыкальных данных детей

Материально-техническая база

Учебное помещение: класс для занятий хоровым пением.

 

Материально-техническое обеспечение: фортепиано, компьютер, принтер для распечатки хоровых партитур.

 

Информационное обеспечение: библиотека аудио- и видеозаписей детских и профессиональных хоровых коллективов; нотная и учебная литература.

 

Педагогические технологии используемые в программе: игровые технологии, дыхательные, артикуляционные комплексы, мимические упражнения. Музыкальные игры, движение под музыку, слушание и анализ музыкальных произведений.

 

Дидактические материалы используемые в программе: учебно-методические комплексы по программе «Хор»; видео и аудио материалы по всем разделам программы.