«Основы вокального эстрадного музицирования» (4 года)

Программа учебного предмета «Основы вокального эстрадного музицирования»
разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической
деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных
письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06- ГИ, а
также с учетом многолетнего педагогического опыта в области преподавания учебного предмета
«Эстрадное пение» в ДШИ. Данная программа является составной частью дополнительной
общеразвивающей общеобразовательной программы (ДООП) «Основы вокального эстрадного
музицирования».


Пение – основной и наиболее доступный способ музицирования. Голос-инструмент
общедоступный и именно он позволяет привлечь ребенка к активной музыкальной деятельности,
к осознанию красоты музыкального искусства.


Эстрадное пение занимает особое место в современной музыкальной культуре, и вызывает
огромный интерес у детей и подростков. Одной из важнейших задач данного предмета является
не только обучение детей профессиональным творческим навыкам, но и развитие их творческих
способностей, возможностей воспринимать музыку во всем ее богатстве ее форм и жанров.
В последние десятилетия особенно возрос интерес общества к эстраде и эстрадному
исполнительству, как к новому виду вокального искусства среди детей и молодежи.

Центральное телевидение демонстрирует широкому кругу телезрителей крупные проекты в этом направлении:
«Голос», «Детский голос», «Новая волна», «Евровидение», «Детское евровидение» и т. д. По
результатам таких мероприятий и, по мнению специалистов в этом направлении, стало
очевидным, что начинать заниматься эстрадным вокалом можно с раннего возраста.
Эстрадное пение как вид вокального искусства, сформировалось от слияния народного и
академического пения. Несмотря на существенные различия с академическим вокалом, эстрадное
пение базируется на тех же физиологических принципах в работе голосового аппарата. Основные
свойства, характерные для эстрадной манеры пения: близость к речевой фонетике, плотное
звучание в грудном регистре, отсутствие выраженного прикрытия «верхов».
Обучение вокальному эстрадному музицированию – сложный и многогранный процесс.
Он включает в себя не только вокальное, но и общее музыкальное развитие учащихся. При всем
разнообразии этот процесс сводится к нескольким основным направлениям: воспитание
мировоззрения и моральных качеств учащихся, воли и характера, эстетических вкусов и любви к
музыке, интереса к труду и умение работать, привитие практических навыков и знаний для
самостоятельного музицирования.


Программа учебного предмета «Основы вокального эстрадного музицирования»
предусмотрена для детей с любыми музыкальными данными, которые желают научиться
сольному вокальному эстрадному музицированию. Программа направлена на обеспечение
повышения общего культурного образовательного уровня подрастающего поколения,
привлечения наибольшего количества детей к творческой деятельности, формированию
заинтересованной аудитории.

Актуальность программы в области музыкального искусства заключается в создании
особой, развивающей образовательной среды, которая способствует не только формированию у учащихся
комплекса знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, но и направлена на воспитание
и развитие у обучающихся эстетических взглядов, потребности общения с духовными ценностями, вне
зависимости от выбранного в дальнейшем направления профессионального роста. Прививая вокально-исполнительскую культуру современной молодежи, мы тем самым вносим свой вклад в общее
национальное дело возрождения истинных духовных ценностей, высокого уровня образованности,
уважения к человеческой личности, к традициям и культурному наследию отечественной школы

Педагоги

Созинова Татьяна Робертовна

Преподаватель по классу академического  и эстрадного вокала. Средне-профессиональное, НОККиИ ,1990 год
специальность: руководитель самодеятельного хорового коллектива. руководитель образцового детского ансамбля "Конфетти".

Почетный работник культуры Новосибирской области. 

 

Содержание программы

1-4 класс

Сольное пение-2 часа в неделю

Сольфеджио- 1.5 часа в неделю

Вокальный ансамбль - 1 час в неделю

Предмет по выбору - 1 час в неделю.

Музыкальная литература -1.5 часа в неделю.

Всего 7 часов в неделю

Всего 238 часов в год

 

Цели программы

Цель программы – выявление и реализация творческих исполнительских
возможностей ребенка через вхождение в мир музыкального искусства. Практическое овладение
вокальным эстрадным мастерством для концертной и дальнейшей профессиональной
деятельности.
Воспитательные задачи:
• духовное развитие учащихся путем приобщения их к художественному творчеству;
• воспитание и формирование у обучающихся эмоциональной отзывчивости, эстетических
взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
• формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные
ценности;
• формирование осознанного мотива, а потом и жизненно важной цели – самосовершенствования,
ответственного отношения к своему природному дару;
• формирование потребности и готовности к певческой деятельности;
• формирование у обучающихся ориентации на успех и достижение целей;
• формирование сценической культуры;
• установление межличностных отношений, воспитание ответственности;
• воспитание любви к музыкальному искусству через освоение произведений отечественной и
мировой классики, лучших образцов народного творчества, организацию творческой практики учащихся
путем проведения культурно-образовательных проектов.
Развивающие задачи:
• развитие у учащихся интереса к музыкальной деятельности, музыкального вкуса;
• развитие воображения, мышления, воли – качеств личности, необходимых для осуществления
творческой деятельности;
• развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и
культурные ценности разных народов;
• развитие и упрочнение интереса к музыке через осознанное и эмоциональное исполнение
вокальных произведений русских и зарубежных классиков, народной музыки и произведений
современных композиторов;
• развитие индивидуальных особенностей детей, их желание проявлять себя в творчестве.
Образовательные (предметные) задачи:
• художественное восприятие музыки;
• певческие навыки (имеются в виду устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность звучания на
протяжении всего диапазона голоса, высокая эстрадная позиция, точное интонирование, певучесть,
напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильное артикулирование);
• исполнительские навыки;
• навыки овладения специфическими приемами, характерными для различных жанров популярной
и джазовой музыки;
• чувства метра и темпа;
• тембр голоса как один из главных средств вокальной выразительности;
• навыки различения качества певческого тона (темного, светлого, открытого, приоткрытого) и
воспроизведения его;
• бережное отношение к слову;
• навыки выразительного исполнения произведения;
• навыки работы с текстом, в том числе, иностранным;
• навыки работы с фонограммой, микрофоном, вокально-усилительной аппаратурой;
• навыки сольного исполнения с сопровождением оркестра, фортепиано, других инструментов.

Результат программы

Результатом освоения программы по учебному предмету «Основы вокального
эстрадного музицирования» является приобретение обучащимися следующих
знаний, умений и навыков:
• навыков исполнения эстрадно-вокальных произведений (сольное
исполнение);
• умений использовать выразительные средства для создания
художественного образа;
• умений самостоятельно разучивать эстрадно-вокальные произведения
различных жанров и стилей;
• знаний основ музыкальной грамоты;
• знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном
искусстве;
• знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
• навыков публичных выступлений;
• навыков общения со слушательской аудиторией в условиях
музыкально-просветительской деятельности образовательной
организации.

Особые условия проведения

Предварительное прослушивание. 

Материально-техническая база

 В наличии концертный зал с фортепиано, учебная аудитория для занятий  со специальным оборудованием (подставками для хора, пианино).

Образовательное учреждение соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. В образовательном учреждении  создания условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.