Программа ДО "Олимпиадное движение: математика"

Актуальность программы обусловлена тем, что ее реализация будет способствовать формированию математического мышления. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться с о многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы.

Педагоги

Скобелкина Татьяна Сергеевна

Расписание

Занятия проводятся еженедельно в субботу с 11.00

Содержание программы

1 раздел. Вводное занятие. Знакомство с программой работы кружка

Тема 1.1. Знакомство с программой работы кружка. Математическая викторина (1ч)

Теория: Введение. История развития математики. Знакомство с программой работы кружка.

Практика: Математическая викторина.

2 раздел. Занимательная арифметика

Тема 2.1. Запись цифр и чисел у других народов (2 ч)

Теория: Числа в Древнем Востоке, история появления символики Практика: Решение примеров, запись цифр и чисел

Тема 2.2. Числа-великаны и числа-малютки (1 ч)

Теория: Запись и использование чисел-великанов и чисел-малюток Практика: Запись чисел, вычисления с ними Тема 2.3. Лабиринты (1 ч)

Теория: Элементы ментальной арифметики, способы рассуждения Практика: Решение математических лабиринтов Тема 2.4. Приемы быстрого счета (1 ч)

Теория: Различные приемы быстрого счета

Практика: Решение примеров с использованием приемов быстрого счета

3 раздел. Занимательные задачи Тема 3.1. Магические квадраты (1 ч)

Теория: Изучение магических квадратов и способов их решения Практика: Решение математических квадратов

Тема 3.2. Софизмы. Задачи с числами (3 ч)

Теория: Определение софизмов, их виды и способы решения Практика: Решение различных софизмов Тема 3.3. Задачи-шутки (1 ч)

Теория: История возникновения задач-шуток, различные примеры Практика: Круглый стол, решение задач-шуток

4 раздел. Элементы теории графов

Тема 4.1. Простейшие графы (2 ч)

Теория: История возникновения графов, определение графа и его простейшие виды Практика: Решение задач, с использованием графов, изображение графов Тема 4.2. Задачи на переливания (3 ч)

Практика: Решение задач на переливание различными способами

5 раздел. Геометрические задачи Тема 5.1. Задачи на разрезание (3 ч)

Теория: Способы решения задач на разрезание Практика: Решение задач на разрезание Тема 5.2. Задачи со спичками (2 ч)

Теория: Описание различных задач со спичками Практика: Решение задач со спичками

6 раздел. Логические задачи

Тема 6.1. Решение различных логических задач (3 ч)

Практика: Решение различных логических задач (головоломки, математические загадки, задачи, решаемые с конца и т.д.)

Тема 6.2. Решение логических задач - олимпиадные задания (4 ч)

Практика: Решение различных логических задач из олимпиад прошлых лет

7 раздел. Решение задач на движение

Тема 7.1. Скорость, расстояние, время и таинственные отношения между ними (3

ч)

Теория: Различные способы решения задач на движение, связь между скоростью, расстоянием и временем.

Практика: Решение различных видов задач на движение (по реке, навстречу друг другу, в противоположных направлениях, движение по кругу) повышенной сложности

8 раздел. Решение задач на проценты Тема 8.1. Проценты в окружающем мире (3 ч)

Теория: Определение процента, история и теория процентов

Практика: Вычисление процентов при расчете зарплаты, проценты в магазине, задачи на простые проценты, банковские операции, голосование

9 раздел. Итоговое занятие.

Цели программы

Сформировать и развивать интеллектуальную активность, устойчивый интерес к математике, развивать логическое мышление и математическую речь.

Результат программы

Предметные результаты

В результате обучения у детей будут сформированы следующие умения и компетенции:

-   планировать и осуществлять алгоритмическую деятельность, выполнять задания путем конструирования новых алгоритмов;

-   решать разнообразные задачи, требующие поиска путей и способов решения;

-   проводить обобщение и формулирование новых задач;

-   проводить доказательные рассуждения, проводить аргументацию;

-   осуществлять поиск, систематизацию, анализ и классификацию информации.

Личностные результаты:

Программные требования к уровню воспитанности:

-   креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

-   представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации.

Программные требования к уровню развития:

-   ясно и точно формулировать и выражать свои мысли в устной и письменной форме, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический);

-   критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

-  способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметные результаты:

-  первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

-   умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

-  умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики,

-  диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации.

Особые условия проведения

По итогу прохождения программы учащиеся получают удостоверение

Материально-техническая база

Требования к помещению для учебных занятий:в соответствии с Санитарно­эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса:

1 Занятия проводятся в кабинете математики. Мебель и учебные столы должны быть стандартными, комплектными и иметь маркировку соответствующую ростовой группе. Не допускается использование стульев с мягкими покрытиями и офисной мебели.

2 Технические средства обучения: проектор, интерактивная доска, компьютер, принтер.