Программа «Традиционная тряпичная кукла»

  • (2)

Кукла, выполненная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка. Самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, в нее вложена душа, и, глядя на такую куклу, теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. Работа над изготовлением куклы открывает большие возможности для развития инициативы, будит положительные эмоции, вдохновляет, активизирует детскую мысль.

 

Приобщение детей к миру традиционной отечественной культуры становится в последнее время приоритетным направлением работы многих учреждений. При диагностировании детей выяснилось, что 60 % воспитанников знают фольклор только по мультипликационным фильмам. Дети не умеют играть в сказку, а народная кукла предполагает создание некоего сказочного сюжета. Они не знают, что такое народная, рукотворная кукла.

 

Программа предусматривает этапы изучения основ декоративно-прикладного искусства на примере изучения технологии изготовления традиционной куклы: от изучения и копирования образцов, до выхода на авторскую реализацию, созданию собственного художественного образа.

 

Дети становятся участниками сезонных обрядов и игр, окунаются в естественную среду прошлого, знакомятся с игровым и обрядовым фольклором, предметами быта, народной культурой.

 

Изготовление кукол также снимает стресс, агрессивность, усталость. Возрождение рукотворной тряпичной куклы следует оценить как вклад в сохранение и развитие отечественной культуры и духовного здоровья детей.

 

Также в рамках этой программы предполагается знакомство с традиционным русским костюмом.

 

Педагоги

Хоменко Мария Владимировна, педагог дополнительного образования высшей квалифицированной категории. Член международного союза педагогов-художников.

 

Достижения педагога:

Лауреат Всероссийского открытого конкурса дополнительных общеобразовательных программ "Образовательный ОЛИМП",«МГТУ «СТАНКИН» г. Москва, 2020г.

Лауреат Международного конкурса «Отражение таланта» (г. Новосибирск) Международный конкурс преподавателей и руководителей творческих коллективов, 2020г.

Дипломант Межрегиональная выставка народных ремесел «Мастера Сибири» 2018,2019г.

Призер VII всероссийского очного конкурса педагогических проектов педагогов-художников, номинация-«Социальные художественные проекты и результаты их осуществления». управление непрерывного художественного образования ГАОУ ДПО МЦРКПО (Москва) 2019г.

3 степени (в художественной номинации) городского этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства работников сферы дополнительного образования "СЕРДЦЕ ОТДАЮ ДЕТЯМ −2018«.

 

Всероссийский конкурс «Радуга творчества», 2016. Диплом, Благодарственное письмо.

 XIII Региональный этнокультурный конкурс «Через прошлое к будущему». г. Новосибирск, 2017. Диплом лауреата.

 3 Областной фестиваль творчества пед. коллективов образовательных организаций Новосибирской области «Признание −2016». Диплом лауреата.

 Межрегиональная выставка лоскутного шитья мастеров Сибири «Путешествие по Сибири». Новосибирск, 2016. Диплом 2 степени.

 Межрегиональная выставка "Мир дерева«.Новосибирск, 2016. Диплом 1 степени.

 Выставка декоративно-прикладного творчества «Покровская ярмарка», «Вифлеемское чудо», «Масленичные проделки», «Светлое Воскресенье». Новосибирск 2015-2017. Дипломы лауреата.

 Достижения педагога: III- Всероссийский конкурс преподавателей и руководителей творческих коллективов «Отражение таланта». г. Новосибирск,2014. Диплом 1 степени.

 1 Открытый Всероссийский конкурс методических разработок педагогов дополнительного образования, руководителей творческих коллективов, преподавателей детских музыкальных школ, школ искусств и художественных школ. г. Новосибирск, 2015. Диплом 1 степени.

 

Педагогическое кредо педагога:

"Многому я научился у своих наставников, еще более- у своих товарищей, но более всего – у своих учеников"

(Талмуд)

Содержание программы

Учебный план первого года обучения: занятия проводятся 3 часа в неделю, в течение 36 учебных недель.Всего за год: 108 часов.Возраст обучающихся 7-8 лет.

 

 Учебный план второго года обучения:занятия проводятся 3 часа в неделю, в течение 36 учебных недель.Всего за год: 108 часов. Возраст обучающихся 8-9 лет.

 

Учебный план третьего года обучения:занятия проводятся 3 часа в неделю, в течение 36 учебных недель. Всего за год: 108 часов. Возраст обучающихся 9-10 лет.

 

Цели программы

Цель: Пробудить у учащихся интерес к прикладному творчеству через искусство создания народной тряпичной куклы.

 

Задачи программы:

 

Образовательные:

  • обучить простейшим приемам изготовления народной куклы (завязывание, скручивание и т.д.);
  • ознакомить с технологией вязания простейших узлов;
  • создать условия для творческой самореализации личности.

 

Развивающие:

  • стимулировать творческую активность учащихся;
  • сформировать развитие познавательной деятельности учащихся;
  • развить художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;
  • развить мелкую моторику рук, зрительное восприятие, внимание.

 

Воспитательные:

  • приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство культуры нашей страны;
  • способствовать развитию способности к самореализации.

Результат программы

Ожидаемые результаты:

  • формирование интереса к творческой деятельности;
  • выражение собственной индивидуальности;
  • развитие творческого, креативного мышления;
  • формирование умения решать художественно-творческие задачи;
  • усвоение знаний о традициях русского народа;
  • умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала.

 

Одной из форм оценки освоения программы являются результаты участия в выставках, конкурсах, фестивалях декоративно-прикладного и изобразительного творчества, мастер-классах, открытых занятиях.

 

К концу обучения по программе обучающиеся будут знать:

  • различные виды кукол;
  • отличительные особенности русского костюма.

 

К концу обучения по программе обучающиеся будут уметь:

  • самостоятельно ставить творческую задачу и искать пути ее решения;
  • изготавливать индивидуально и в коллективе кукол и композиции из них, используя разные техники;
  • самостоятельно готовиться к защите проекта, к конкурсам и выставкам. 

Выпускник имеет устойчивый интерес к выбранному виду деятельности, чувствует потребность к саморазвитию, самообразованию.

Особые условия проведения

Особых условий нет.

Материально-техническая база

Для проведения занятия по данной программе необходимо специально оборудованное помещение с достаточным освещением.

  • столы и стулья в соответствии с нормативами СанПиН данному возрасту обучающихся;
  • шкафы для хранения готовых и фондовых изделий, литературы, папок, пособий и т.д. 

Материалы:

  • хлопчатобумажные, льняные ткани;
  • хопчатобумажные и шерстяные нитки;
  • тесьма, кружево, сутаж;
  • синтепон, вата, крупы;
  • заготовки из дерева, береста.

Оборудование:

  • столы:
  • стулья;
  • стенды;
  • шкафы;
  • стеллаж или витрина;
  • магнитная доска;
  • интерактивная доска «SMART».

Помещение:

Кабинет с подведённой системой водоснабжения, по своим характеристикам соответствующий санитарно-гигиеническим нормам

Инструменты:

  • ножницы;
  • приспособления для набивки изделий;
  • художественные принадлежности.

Наглядные пособия:

  • методические пособия;
  • изделия, выполненные в изучаемой технике;
  • иллюстративный материал.

Видео

[ "" ]