Программа «Русские узоры»

Необходимость данной программы существует, так нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. У ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия с Городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики и т.д.


Новизной и отличительной особенностью программы является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества: использование самодельных инструментов для рисования. Дети знакомятся с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.

 

Актуальность:

Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

 

Направления работы:

1. Знакомство с образцами русских народных художественных промыслов.

2. Создание детьми декоративных изделий по мотивам разных видов декоративно-прикладного искусства русского народа

Педагоги

Малышева Елена Александровна, воспитатель, первая квалификационная категория

 

Повышение квалификации:

2018 г. - по программе «Оказание первой помощи детям и взрослым», 40 ч.

2018 г. - по программе «Совершенствование коммуникативной компетентности педагогов ДОО в вопросах взаимодействия с родителями», 36 ч.

2021 г. - «Обеспечение санитарно-эпидемиологических требований к образовательным организациям согласно СП 2.4.3648-20», 36 ч.

2021 г. - «Профилактика гриппа и острых респираторных вирусных инфекций, в том числе новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», 36 ч.

2021 г. - по программе «Выявление, поддержка и развитие художественно-изобразительной одарённости детей в ДОО как средства реализации задач национального проекта «Образование»», 72 ч.

Содержание программы

1-2 год – 36 ч.

  • Вводное занятие. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности – 1 ч.
  • Мониторинг – 2 ч.
  • Тематические занятия – 33 ч.

Цели программы

Цель программы  - развитие творческой активности ребенка средствами народного декоративно-прикладного искусства.  

 

Задачи:

Образовательная:

  • Учить использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы;
  • Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;
  • Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);

 

Воспитательная:

  • Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.

 

Развивающая:

  • Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие;
  • Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу

Результат программы

Старшая группа:

  • Узнавать и называть знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства;
  • Составлять узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создавать декоративные композиции по мотивам народных изделий;
  • Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находят их сходство и различие;
  • Лепят из глины декоративные изделия используя способы: конструктивный, кругового налепа;
  • Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования.
  • Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.

 

 

Подготовительная группа:

  • Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;
  • Умеют самостоятельно проводить анализ изделия и рисунка;
  • Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.
  • Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;
  • Лепят из глины изделия, используют разнообразные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой;
  • Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;
  • Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования

Материально-техническая база

  • Изделия декоративно-прикладного искусства.
  • Народные игрушки. 
  • Демонстрационные материалы.
  • Папки с силуэтным моделированием.
  • Таблицы с элементами росписей.
  • Таблицы с последовательность рисования элементов и узоров.
  • Алгоритмы последовательности создания изделий.
  • Иллюстрации и фотографии с изображением изделий народных промыслов России