Программа «Занимательная математика»

Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление обучающихся.

 

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа«Занимательная математика» имеет естественнонаучную направленность и предусматривает развитие умения делать логические выводы на расширение кругозора, нестандартного мышления.обучающихся.

 

Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепить интерес обучающихся к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

 

Важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать и думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

 

Программа «Занимательная математика» дополняет и расширяет математические знания, прививает интерес к предмету и позволяет использовать эти знания на практике. В процессе учебных занятий развивается внимание, наблюдательность, пространственное представление, воображение, сообразительность, фантазия, творчество – все это позволяет обучающимся принимать активное участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня. 

 

Целесообразность программы «Занимательная математика» обусловлена тем, что именно в дополнительном образовании можно использовать игровые технологии, которые включают систему увлекательных игр и упражнений математической направленности. Также содержание учебных занятий обогащает знания обучающихся в теории и практике решения математических задач, способствует формированию навыков логического и математического мышления. Занятия в объединении дают большие возможности для воспитания и развития личности ребенка.

 

При проведении занятий широко используются новые информационные технологии, например, за счет компьютерной презентации у обучающихся повышается интерес и стимул к игровой и познавательной программе. Очевидно, что производительность обучения значительно повышается, так как одновременно задействованы зрительный и слуховой каналы восприятия.

 

Программа целесообразна для детей среднего звена потому, что дополняет знание математики в школьном курсе.

Педагоги

Никонов Денис Анатольевич, педагог дополнительного образования первой квалификационная категория.

Педагогический стаж: 6 лет.

Содержание программы

  1. Математика – царица наук – 2 ч.
  2. Как люди научились считать – 2 ч.
  3. Интересные приемы устного счета – 2 ч.
  4. Решение занимательных задач в стихах – 2 ч.
  5. Упражнения с многозначными числами – 2 ч.
  6. Учимся отгадывать ребусы – 2 ч.
  7. Числа – великаны. Коллективный счет – 2 ч.
  8. Упражнения с многозначными числами – 2 ч.
  9. Решение ребусов и логических задач – 2 ч.
  10. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными – 2 ч.
  11. Загадки – смекалки – 2 ч.
  12. Игра «Знай свой разряд» – 2 ч.
  13. Обратные задачи – 2 ч.
  14. Практикум «Подумай и реши» – 2 ч.
  15. Задачи с изменением вопроса – 2 ч.
  16. Проектная деятельность «Газета любознательных» – 2 ч.
  17. Решение нестандартных задач – 2 ч.
  18. Решение олимпиадных задач – 2 ч.
  19. Решение задач международной игры «Кенгуру» – 2 ч.
  20. Школьная олимпиада – 2 ч.
  21. Игра «Работа над ошибками» – 2 ч.
  22. Математические горки – 2 ч.
  23. Наглядная алгебра – 2 ч.
  24. Решение логических задач – 2 ч.
  25. Игра «У кого какая цифра?» – 2 ч.
  26. Знакомьтесь: Архимед! – 2 ч.
  27. Задачи с многовариантными решениями – 2 ч.
  28. Знакомьтесь; Пифагор! – 2 ч.
  29. Задачи с многовариантными решениями – 2 ч.
  30. Учимся комбинировать элементы знаковых систем – 2 ч.
  31. Задачи с многовариантными решениями – 2 ч.
  32. Математический КВН – 2 ч.

Итого часов: 64 ч., из них теории – 32 ч., практики – 32 ч.

Цели программы

Цель программы – создание условия для развития логического мышления обучающихся посредством математических заданий и игровых форм проведения учебных занятий.

 

Задачи программы:

Образовательные:

  • овладение математической терминологией;
  • познакомить с навыками решения нестандартных задач;
  • дать понятие представлений о математике как части общечеловеческой культуры;
  • изучить и расширить знания обучающихся по математике;
  • обучить приемам решения логических задач.

Развивающие:

  • развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений обучающихся;
  • способствовать привитию интереса обучающимся к математике;
  • развитие умения делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Воспитательные:

  • воспитание трудолюбия, терпения, настойчивости, инициативы;
  • воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества;
  • формировать потребность в стремлении занять позитивное положение в отношениях с окружающими.

Результат программы

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

В результате реализации программы обучающиеся будут знать и уметь:

  • Решать задачи на смекалку, на сообразительность.
  • Решать логические задачи.
  • Работать в коллективе и самостоятельно.
  • Расширить свой математический кругозор.
  • Пополнить свои математические знания.
  • Научиться работать с дополнительной литературой.

Особые условия проведения

Отличительные особенности программы «Занимательная математика» в том, что в нее включено большое количество заданий на развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов, который подкрепляется практической частью. Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, логичеcкого мышления, памяти, математической речи, внимания; умению анализировать, составлять математические сказки, решать ребусы, задачи – шутки, задачи, математические загадки, головоломки, обобщать и делать выводы.

 

Данная программа способствует выявлению одарённых детей, помогает им дополнительно развивать математические и логические знания.

 

Всё это отличает данную программу от остальных, даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на занятиях знаний, умений и навыков.

Материально-техническая база

  1. Технические средства: телевизор, DVD–плеер, проектор, компьютер, магнитофон, диски, флеш-карта, видиокамера;
  2. дидактический материал;
  3. методическая и периодическая литература.