Программа «Удивительный мир математики»

Данная программа позволяет обучающимся познакомиться с интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.

 

Актуальность программы создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности обучающихся.

 

Программа «Математика и конструирование» представляет собой один из возможных вариантов нетрадиционного решения остро возникшей в настоящее время проблемы качественного улучшения обучения, развития и воспитания обучающихся уже в начальной школе.

 

Специально организованная конструкторско – практическая деятельность, не только обуславливает формирование элементов конструкторского и технического мышления, но и способствует актуализации, закреплению в ходе практического использования математических знаний, умений, повышает уровень осознанности изученного математического материала, создает условия для развития познавательных способностей, логического мышления и пространственных представлений обучающихся.

 

Развитие интереса к математике как науке, позволяет успешно усвоить материал на учебных занятиях в объединении и выступить на школьных, районных олимпиадах по математике, конкурсах и т.д.

 

Программа рассчитана на обучающихся 9 – 11 лет. В этот возрастной период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие обучающихся. Несовершенство регулирующей функции появляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности, эмоциональной сферы.

 

Младшие школьники часто отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, легко возбудимы, очень эмоциональны. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности в творчестве, раскрыть ценность умений каждого. Во время занятий детей нельзя торопить и подгонять, тем самым показывая им, что они не умеют работать. Ребенок может замкнуться в себе и потерять интерес к занятиям.В данный период у обучающихся наблюдается развитие психологических процессов и необходимые создавать условия для интеллектуального развития. Занятия по данной программе позволяют выполнить эту задачу.

 

Специфика целей и содержания программы определяет и своеобразие методики его изучения, форм и приемов организации занятий. Использование групповых форм работы, работы в паре способствует развитию у обучающихся критического мышления, развивают самостоятельность и ответственность, способность к сотрудничеству.

 

Одновременно с изучением арифметического и геометрического материала и в единстве с ним выстраивается система задач заданий конструкторского характера, расположенных в порядке нарастания трудностей и постепенного обогащении новыми элементами по моделированию и конструированию, основой освоения которых является практическая деятельность детей; предполагается поэтапное формирование навыков самостоятельного выполнения заданий, включающих в себя не только воспроизведение, но и выполнение самостоятельно некоторых элементов, а также включение элементов творческого характера; создаются условия для формирования навыков контроля и самоконтроля в ходе выполнения заданий.

 

Программа рассчитана на:

  • на один год обучения;
  • на одну группу 1 час в неделю, 32 часа в год.

Педагоги

Суворова Ольга Александровна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж: 27 лет.

 

Повышение квалификации:

  • 30.01. – 11.02.2017 г., НИПКиПРО «Проектирование адаптированных основных общеобразовательных программ образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», 72 часа.

Содержание программы

  1. Геометрические фигуры – 23 ч.
  2. Техническое моделирование – 3 ч.
  3. Аппликация, оригами – 6 ч.

Всего: 32 ч., из них теории – 10 ч., практики – 22 ч.

Цели программы

Цель программы – расширение и уточнение геометрических представлений и знаний обучающихся по формированию и развитию конструкторских и графических умений, по развитию воображения и основ мышления обучающихся.

 

Задачи программы:

Образовательные:

  • формирование графической грамотности и совершенствование практических действий с чертежными инструментами;

Развивающие:

  • развитие логического и конструкторского мышления;
  • расширение математических представлений, развитие на их основе пространственного воображения;
  • овладение различными способами моделирования.

Воспитательные:

  • способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
  • прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению данной образовательной областью.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • термины: прямая линия, кривая линия, отрезок, луч, угол, ломаная, замкнутые и незамкнутые линии, многоугольник;
  • виды углов;
  • названия простейших многоугольников;
  • названия четырёхугольников по особенностям их сторон или по типу углов: прямоугольник, квадрат, ромб;
  • свойства прямоугольника и квадрата, свойства их диагоналей;
  • виды треугольников;
  • термины: круг, окружность, радиус, диаметр;
  • термины: периметр, площадь;
  • способы контроля точности построения деталей (с помощью шаблона, угольника, линейки, циркуля);
  • единицы измерения площади. 

В результате реализации программы обучающиеся уметь:

  • изготавливать и чертить модели изученных геометрических фигур;
  • использовать изученные свойства геометрических фигур при изготовлении различных изделий;
  • находить периметр и площадь прямоугольника, квадрата;
  • выполнять технический рисунок несложного изделия по его образцу;
  • прочитать технический рисунок и изготовить по нему изделие.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

 

Метапредметные результаты обучающихся:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • с помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному плану с опорой на образцы, рисунки;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона. 

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на учебных занятиях;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. 

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;
  • слушать и понимать речь других.

 

Предметные результаты обучающихся:

  • использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их пространственных отношений;
  • овладение основами логического и алгоритмического мышления,
    пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы);
  • приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, представлять, анализировать данные.

Особые условия проведения

Все методы направлены на поддержку индивидуального развития ребенка, на предоставление обучающимся свободы для творчества, для принятия самостоятельных решений. В программе учитываются возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

 

В организации деятельности на занятиях используются игры и игровые ситуации, сказочные сюжеты. Созданию положительной мотивации способствуют ситуации занимательности, познавательной новизны, дидактические игры, диалог, проблемное изложение материала, коллективный поиск на основе собственных наблюдений.

Материально-техническая база

  1. Технические средства: телевизор, DVD–плеер, проектор, компьютер, магнитофон, диски, флеш-карта, видиокамера;
  2. дидактический материал;
  3. методическая и периодическая литература.